Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие руководства






Руководство малой группой. В отличие от лидерства руководство представляет собой сугубо управленческий феномен. Посредством лидерства упорядочивается система неформальных отношений, а руководство выступает в качестве фактора органи­зации официальной структуры. Каково в таком случае оптималь­ное сочетание указанных феноменов для успешного функционирования группы? Необходимо ли руководителю реализовывать все возможные (или хотя бы ос­новные) лидерские роли или достаточно довольствоваться какой-то одной (но какой именно?) из них.

Кричевский: В серии исследований в первичных научных коллективах была поставлена задача выяснить, как реализация ру­ководителем определенной лидерской роли влияет на эффек­тивность функционирования возглавляемого им научного под­разделения. В первом исследовании в качестве критерия эффек­тивности была взята выявлявшаяся специальным вопросником-удовлетворенность научных сотрудников различными аспектами членства в коллективе. Кроме того, изменялась степень реализации руководителем двух лидерских ролей: роли делового ли­дера (она “складывалась” из выполнения каждым членом кол­лектива, включая руководителя, своего рода субролей критика, эрудита, генератора идей, организатора, научного авторитета) и роли эмоционального лидера (она “складывалась” из харак­теристик межличностных контактов членов коллектива). Полу­ченные данные позволили разбить изучавшиеся коллективы на две примерно равные группы: с руководителем-лидером и руко­водителем-нелидером (имелись в виду оба типа лидерства - деловое и эмоциональное). В результате статистического анали­за было установлено, что рост удовлетворенности сотрудников членством в коллективе связан главным образом с лидированием руководителя в деловой (научной) сфере и мало зависит от выполнения им роли эмоционального лидера. При этом в структуре самой роли делового лидера наибольший удельный вес имели суброли научного авторитета и генератора идей.

Во втором исследовании набор критериев эффектив­ности научного коллектива был расширен: в него наряду с удов­летворенностью вошли мотивация научных работников, как и удовлетворенность, выявлявшаяся специальным вопросником, и продуктивность работы коллектива, оценивавшаяся экспертами. Была добавлена лидерская роль мотиватора (способ­ность членов коллектива неформально побуждать своих коллег к занятию научной деятельностью). Была использована дополнительная вычислительная процедура, позволившая получить индекс лидерства, выражавший степень неофициального влияния руководителя в определенной сфере жизнедеятельности коллектива, т. е. фактически величину его лидерского потенциала. И наконец, если на первом этапе исследования брались разнородные по характеру научной дея­тельности коллективы (естественнонаучного, гуманитарного, технического профиля), то на втором этапе работа велась с монопрофильной выборкой (коллективы молекулярных био­логов).

Основываясь на предварительном анализе собранных мате­риалов, решено было принять во внимание два лидерских индекса руководителя: индекс делового лидерства (ИДЛ) и индекс мотивационного лидерства (ИМЛ) как имеющие достаточно высокие величины. Что же касается индекса эмоционального лидерства (ИЭЛ), то практически у всех руководителей он был низок и представлялось нецелесообразным рассматривать его связь с параметрами эффективности коллектива. В зависимости от величин лидерских индексов руководители" образовали две выборки: с высоким и низким ИДЛ и ИМЛ. (Правда различия между выборками в средних цифровых выражениях оказались невелики, хотя и статистически достоверны.) Удовлетворен­ность и мотивация научных работников, входящих в коллекти­вы, возглавляемые руководителями с разными лидерским индексами была выше в коллективах с высоким ИДЛ и ИМЛ руководителя. Мотивационный потенциал руководите­ля является важным условием роста такого показателя продуктивности научного коллектива, как вклад в развитие науки.

Т.о. кол­лектив функционирует эффективнее, если его руководитель явля­ется одновременно и лидером, но при этом необходимо еще уточнить, какую конкретно лидерскую роль реализует руководитель (условие эффективно­сти коллектива - лидирование руководителя в ведущем типе групповой деятельности, выражающееся как в реализации им соответствующей лидерской роли, так и в достаточно высокой степени его лидерского потенциала применительно к этой роли). Существует немало коллективов где руководитель выступает для членов коллектива не лиде­ром (“по горизонтали”), но скорее авторитетом или, лучше ска­зать, лидирующим авторитетом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.