Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы диагностики межличностных отношений






§ Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР, Е.Шафер)

§ Опросник аффилиации А.Мехрабиана

§ Тест «PARI» – «Родительско-детские отношения»

§ Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним»

§ Определение индекса групповой сплоченности Сишора

§ Психологический климат классного коллектива (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева)

§ Методика «Q-сортировка» тенденций поведения в группе

§ Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин

 

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. История создания методики

Одна из попыток создать системную батарею для диагнос­тики межличностных отношений индивида принадле> кит Т. Лири и его сотрудникам. Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе взаи­модействия с окружающими, Т. Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде 8 общих или 16 более конк­ретизированных вариантов межличностного взаимодействия. На психограмме они представлены в виде замкнутого контину­ума, по периметру которого расположены характеристики сти­ля межличностного поведения. Полярно по отношению друг к другу расположены варианты негативно коррелирующих меж­ду собой типов. Соответственно типам межличностного пове­дения был разработан опросник, представляющий собой набор достаточно простых характеристик-эпитетов (всего 128).

Тест был задуман как инструмент клинической диагностики и проходил проверку на валидность путем сопоставления дан­ных этой методики с результатами обследования Миннисотско-го многоаспектного личностного опросника (MMPI). Была об­наружена достоверная связь между типами интерперсонального поведения и определенными клинически описанными состоя­ниями, проявляющимися аналогично поведенческим характе­ристикам, что нашло свое отражение в соответствующих подъе­мах шкал профиля MMPI. Формирование методики Т. Лцрц происходило на базе использования контрастных, болезнеьщо заостренных моделей межличностного стиля поведения, свой­ственных лицам с психическими отклонениями. (47)

Первые публикации по применению метода интерперсо-нальной диагностики и его адаптированного варианта диагно­стики межличностных отношений в СССР относятся к 19? 2 г. Была проведена работа по изучению стиля межличностного взаимодействия в спортивных командах (Л. Н. Собчик), пси­хотерапевтических группах при изучении динамики состояния больных с пограничными нервно-психическими расстройст вами (Л. Н. Собчик). Г. С. Васильченко и Ю. А. Решетняк ис­следовали особенности взаимных оценок супружеских пар в контексте проблем, связанных с сексуальными расстройст­вами. Методика получила широкое применение в сфере изу­чения взаимоотношений между больным человеком и раз­ными по стилю психотерапевтического воздействия врачами (Л. Н. Собчик, Л. И. Вассерман, В. В. Бочаров, В. А. Ташлыков). Работа по изучению проблемы межличностного взаи­модействия в производственных и иных малых группах про­водилась по данной методике на промышленных предприя­тиях, в студенческих коллективах, в группах по изучению иностранных языков (Л. Н. Собчик, М. С. Малешинаидр.).

Л. Н. Собчик, предлагая модифицированный вариант дан­ной методики, рассматривает феноменологию метода в кон­тексте иной концепции, с позиции индивидуально-типологи­ческого подхода. Опираясь на положение С. Л. Рубинштейна о роли врожденных индивидных свойств, через призму которых преломляется усваиваемый социальный опыт в процессе фор­мирования личности, и исходя из понимания личности как единства биологических и социальных факторов, Л. Н. Собчик предлагает к рассмотрению приведенную ниже типологию устойчивых личностных свойств, в основе которой лежит тео­рия ведущих тенденций поведения. (47)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.