Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поведенческий подход (принципы бихевиоризма).






Используются методы, условно относимые к трем основным группам.

а) Методы контробусловливания предполагают разрыв нежелательной установившейся связи между условными раздражителем и реакцией и (или) замену ее новой.

б) Оперантные методы (Скиннер). В основе – система наград. Вариантом такого подхода является формирование желательного поведения на базе самоконтроля и самонаград.

в) Опираются на взгляды социобихевиористов (человек научается через наблюдение). Терапия, соответственно основывается на предъявлении модели оптимального поведения, которой клиент должен следовать, имитируя ее.

2. Деятельностный подход (преимущественно отечественная психологическая школа) предполагает коррекцию за счет организации специального обучения, в ходе которого клиент овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне осуществлять контроль и управление внутренней деятельностью. Во многих случаях практикуется первоначальное овладение действием во внешнем плане и последующая интериоризация. Этот подход альтернатива поведенческому, ориентируясь не на избавление от симптома, а на построение новых внутренних систем.

3. Когнитивистский подход. В его основе лежат теории, описывающие личность с точки зрения организации познавательных структур. Именно с ними работает психолог. Келли предложил метод, называемый «терапия фиксированной роли», в ходе которой клиенту предлагают – на основе соответствующих приемов – смотреть на мир глазами другого человека и вести себя соответственно.

4. Психоаналитический подход. Общая направленность терапии – выявить неосознаваемые причины тягостных переживаний и болезненных проявлений. За счет их проработки (в различных формах) предполагается возможность контроля поведением, и, как следствие возможность личностного роста.

Конкретные методы варьируют, в зависимости от направления

а) Фрейд. Основной метод – катартический. Клиент заново переживает травматические события детства и может отреагировать те чувства, которые подавлялись. Понимание причин болезненных проявлений и установление клиентом их связи с настоящим моментом оказываются возможным благодаря тому, что аналитик, толкуя символы сновидений и фантазий, интерпретируя спонтанные высказывания, фиксируя точки сопротивления, дает соответствующие объяснения. В отреагировании значительную роль играет перенос на терапевта тех чувств, которые не могли быть проявлены в отношении их истинных объектов.

б) Юнг. Основной метод – метод «активного воображения», предполагающий возможность встречи и взаимодействия с символами бессознательного.

б) Хорни. Метод совместного с клиентом анализа жизненного пути и определения реалистических целей.

в) Трансактный анализ. Основатель – Берн. Цель терапии – освободить человека от тех зависимостей, которые обретены им в детстве и направляющие его в качестве своеобразных предписаний, заставляя «играть в игры», т. е. вести себя во взаимодействиях с другими (они и называются трансакции) так, чтобы извлекать определенные психологические выгоды, подкрепляя позиции «ребенка» и «родителя», в результате чего возникает интеграция «эго-состояний», за счет ориентации на последнего.

5. Экзистенциально-гуманистический подход (Роджерс, Франкл).

К нему относят те теории и вытекающие из них системы личностной коррекции, которые основаны на философии экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем становления и ответственности человека за свое становление.

6. Гештальттерапия (Перлс). Проблема невротика в том, что он находится в ситуации незавершенных гештальтов (неотреагированных проблем), что заставляет его жить не «здесь и сейчас», а ориентироваться на прошлое или уходить в мир фантазий. Главное, по Перлсу – это осознание того, что и как происходит, но не поиск причин происходящего. Главное препятствие на пути личностного роста – незавершенность ситуаций прошлого, их неотреагированность, а также боязнь пустоты, открывающейся, когда мы лишаемся привычных поверхностных способов поведения – клише. Открывающаяся за этим пустота обозначается Перлсом как тупик, его человек обычно избегает, возвращаясь на поверхностные уровни поведения. Но если человек способен поддерживать сознавание в пустоте, то это приводит к внутреннему взрыву, переживаемому как страх смерти или смерть, а затем – к внешнему взрыву – вспышке эмоций, что знаменует возрождение человека, отреагирование того, что ранее сдерживалось, отвлекая на себя часть энергии и возможность жить в настоящем.

7. Психодрама (Морено). Метод групповой терапии, при котором участники группы моделируют в театрализованной форме ситуации, предлагаемые одним из участников, в виде рассказа о событиях его жизни, сновидениях. Проживая важные ситуации, человек по-новому осознает проблемы, способы собственного реагирования, отношения к событиям, ценностям, конкретным людям, открывает новые возможности построения отношений и самореализации. Большое значение имеет катарсический эффект.

8. Телесно-ориентированный подход (Райх, Лоуэн).

а) Вегетотерапия Райха. Любое сдерживание энергии приводит к формированию «мышечных панцирей». Можно распуская эти панцири, высвободить энергию и этим облегчить душевные страдания. Основные приемы – массаж, дыхание, различные двигательные упражнения, голосовые упражнения.

б) Биоэнергетика Лоуэна. Основная цель терапии – возвращение человека к его первичной природе, т. е. к состоянию искреннего удовольствия, свободы телодвижений, раскрепощению тела, включению тела в жизнь. В процессе социализации человек уходит от собственных первичных потребностей. Возвращение к телу осуществляется посредством специальных упражнений, основанных на напряжении и расслаблении определенных мышечных групп, вербальных способах высвобождения задержанной эмоции.

в) Первичная терапия Янова. В результате неудовлетворенных базовых потребностей у человека накапливается «первичная боль», воплощающаяся в напряжении. Человек должен вновь прожить события отдаленного прошлого, положившего начало «первичной боли».

9. Психосинтез (Ассаджиоли). Рассматривается семь составляющих личности: низшее бессознательное, среднее бессознательное; высшее бессознательное, поле сознания, сознательная самость (Я), высшая самость, субличность. В процессе терапии клиент узнает о различных составляющих своей личности и научается различать их от самого себя при помощи специальных процедур, благодаря чему возможно расширение поля сознания до всего объема бессознательного и постепенное открытие своего объединяющего психологического центра. Психосинтез означает кульминацию самораскрытия, самореализации и интеграцию вокруг нового центра.

10. Трансперсональный подход (Гроф). Особые переживания, возникающие в измененном состоянии сознания позволяют клиенту встретиться не просто с собственным бессознательным, но прожить опыт, соотносимый с «коллективным бессознательным», «сверхсознанием» и т.д. Метод – ребефинг (холотропное дыхание).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.