Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К механизмам познания и понимания относятся, прежде всего, идентификация, эмпатия и аттракция.






Идентификация представляет собой такой способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению.. при идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Человек ведет себя так, как, по его мнению, должен был себя вести в данной ситуации тот человек, с которым он идентифицируется.

Эмпатию можно определить как эмоциональное вчувствование или сопереживание другому. Через эмоциональный отклик человек достигает понимания внутреннего состояния другого. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

Аттракция («привлечение») может быть рассмотрена как особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию по отношению к нему привязанности, дружеского или еще более глубокого интимно-личностного отношения.

Механизм самопознания в процессе общения получил название социальной рефлексии. Под социальной рефлексией понимается способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Важно подчеркнуть, что полнота представлений человека о самом себе в значительной степени определяется богатством его представлений о других людях, широтой и разнообразием его социальных контактов, позволяющих проанализировать отношение к себе со стороны различных партнеров по общению. Залог познания себя – это открытость другим людям.

Обращаясь к третьей группе механизмом социальной перцепции, обеспечивающих прогнозирование поведения партнера по общению, выделим наиболее важный, можно даже сказать универсальный механизм интерпретации поступков и чувств другого человека – механизм каузальной атрибуции.

В процессе общения человек никогда или почти никогда не обладает полной информацией о причинах поведения партнера. В условиях дефицита такой информации индивиду ничего не остается делать, как формировать свой прогноз на основе предположения о возможных причинах, иначе говоря, осуществлять приписывание другому определенных мотивов и оснований тех или других действий и реакций. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-либо другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социально «желательности» или «нежелательности».

В других работах было показано, что характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником события или его наблюдателем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции. Келли выделил три таких типа:

4. личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершающему поступок);

5. объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие);

6. обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам).

Исследователи выявили ряд закономерностей, в соответствии с которыми разворачивается каузальная атрибуция.

Например, успех люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам. Что касается приписывания ответственности за поведение, то общая закономерность состоит в том, что по мере роста тяжести случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и объектной к личностной атрибуции. Важную роль при восприятии человека играет та установка, те сведения, которые имеются у воспринимаемого относительно того, кого воспринимают. (эксперименты Бодалева, когда показывают двум группам одну и ту же фотографию, в одном случае говоря, что на фото – преступник, а в другом – что великий ученый).

Особенно значительна роль установки при формировании первого впечатления.

Что касается первого впечатления, то в литературе описаны три наиболее типичных схемы формирования первого впечатления. Каждая схема запускается определенным фактором, так или иначе присутствующим в ситуации знакомства: фактором превосходства, фактором привлекательности партнера и фактором отношения к наблюдателю. Первая схема социального восприятия начинает работать в ситуации неравенства партнеров (когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него показателю). Суть происходящего дальше состоит в том, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им значительно выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, тем меньше надо для запуска этой схемы.

Вторая схема связана с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка привлекательности состоит в том, что внешне привлекательного человека люди тоже склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам.

Третья схема восприятия партнера запускается его отношением к нам. Ошибка восприятия состоит в данном случае в том, что людей, которые хорошо к нему относятся или разделяют какие-то важные его идеи, человек склонен оценивать выше и по прочим показателям.

Исследования выделили различные эффекты при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы три таких эффекта: «эффект ореола» («галоэффект»), «эффект новизны и первичности» и «эффект (явление) стереотипизации».

Сущность эффекта ореола заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке категоризируется определенным образом, а именно – накладывается тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффекты первичности и новизны касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. Эффект первичности проявляется при восприятии незнакомого человека в том, что более ранняя информация, полученная о нем, преобладает при его последующем восприятии. Эффект новизны проявляется при восприятии знакомого человека в том, что наиболее значимой при его восприятии будет более новая информация о нем.

Конфликт – это обострение отношений, когда позиция и цели сторон явл. несовметимыми.

Структура конфликта: участники, ситуация, образы конфл.ситуации, действия уч-ков, исходы конфл.действий.

Динамика конфликта: 1. Возникновение конфл.ситуации; 2. Осознание; 3. Переход к конфл.поведению; 4. Разрешение конфликта.

Функции конфликта: конструктивная и деструктивная. Они реализуются вместе.

 


Вопрос № 71. Предмет, задачи и методы социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания. (приложен листок с методами)

Социальная психология – отрасль психологического знания, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп.

Социальная Y как отрасль психологической науки возникла на стыке общей Y и социологии.

Большое влияние на социальную Y оказали и продолжают развиваться в тесном сотрудничестве с ней такие науки, как антропология, этнография, археология (требующие для интерпретации своих данных социально-психологические знания), языкознание (проблема миграции населения и общения между разными народами), педагогика, юриспруденция и т.д.

Одна из первых работ по социальной Y принадлежала Вундту (1900, «Психология народов»). Вундт полагал, что Y должна существовать из двух частей: физиологической Y и Y народов. Первая должна быть экспериментальной, но эксперимент непригоден для исследования мышления и речи, именно с этого пункта начинается Y народов, которая должна анализировать продукты культуры. Он полагал, что культурологических фактов и психологических характеристик больших групп должно осуществляться на основе гуманитарного описательного подхода. Первое экспериментальное исследование, связанное с проблематикой малой группы появилось в 1897 году, его автор сравнивал эффективность деятельности, выполняемой индивидуально и в присутствии других людей. Но началом существования социальной психологии как особой дисциплины считается 1908 год, когда одновременно появились работы английского психолога У. Макдугалла и американского социолога Э. Росса, в названиях которых содержался термин «социальная психология». Долгое время социальная Y существовала, как с одной стороны, описательное и теоретическое направление, а, с другой, с 20-х–30-х гг. стали появляться первые экспериментальные исследования, имеющие прикладной характер, направленные на изучение влияния социальных факторов на эффективность трудовой деятельности. Так, Мейо проводил эксперимент по выявлению влияния освещения на эффективность труда, в результате чего пришел к выводу, что на эффективность труда влияет принадлежность к группе. Большой вклад в развитие социальной психологии внес Я. Морено, предложивший методику экспериментального измерения эмоциональных связей в группе. Вместе с тем, и теоретические работы рубежа веков, касающиеся в основном больших групп, массового сознания, психологии толпы внесли существенный вклад в развитие социальной психологии и имеют статус вполне авторитетного знания.

В настоящий момент запросы на социально психологические исследования поступают из всех сфер общественной жизни. Практические запросы даже опережают развитие теоретического знания. Из этого положения вытекают две основные задачи социальной психологии: 1. выработка практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике; 2. Достраивание своего собственного знания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследования.

Главная задача, которая стоит перед социальной психологией, - раскрыть конкретный механизм вплетения индивидуального в ткань социальной реальности.

Можно выделить несколько сфер социально-психологического анализа, каждая из которых выполняет свои задачи:

1.взаимодействие в системе Я–другой (изучение межличностных отношений, возникающих в процессе общения, исследование механизмов познания и понимания людьми друг друга, способов организации их общей деятельности, исследования, направленные на выявление средств и возможностей влияния одного человека на другого);

2.исследование влияния различных социальных условий на поведение и личностные особенности человека. Сюда относится проблема социализации, социальные установки, социальные предпочтения, исследуется, какими именно путями группа и общество в целом оказывают воздействие на формирование и изменение человеческой личности;

3.влияние Я на социальные условия.(изучение социально-психологической истории человека не только сточки зрения тех социальных условий, которые определяли возможности человека, но и со стороны активного влияния личности на окружающий ее социальный мир);

4.взаимодействие в системе Группа–Группа. Социальная психология рассматривает группу как целостную социальную систему, живой самоорганизующийся и саморазвивающийся организм, имеющий определенные цели в своей деятельности, обладающий определенными уникальными чертами. Социальная психология изучает механизмы межгруппового взаимодействия, занимается поиском средств и методов повышения эффективности общения различных социальных групп.

Методы социальной психологии: 1.социальная психология использует и общенаучные, и общепсихологические (наблюдение, эксперимент, опросы…), адаптируя их в связи со спецификой стоящих задач; 2.специфическим методом социальной психологии остается социометрия.

Предметом социальной психологии являются факты, законы и закономерности, характеризующие процессы, разворачивающиеся в ситуации социального взаимодействия. Социальная психология изучает структуру и динамику больших и малых социальных групп и процессы межличностного общения.

По Мясищеву, социальная психология исследует: 1.изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия; 2.особенности групп; 3.психическую сторону процессов общества.

Согласно Б.Д. Парыгину, социальная психология изучает: 1.социальную психологию личности; 2. Социальную психологию общности и общения; 3.социальные отношения; 4.формы духовной деятельности.

Г.М. Андреева пишет, что предмет социальной психологии определялся в основном тремя подходами. Сторонники первого подхода – социологи – понимали социальную психологию как науку «о массовидных явлениях психики» (об общественной психологии), сторонники второго подхода считали предметом исследования личность, приверженцы третьего подхода рассматривали социальную психологию как науку, изучающую и массовые психологические процессы, и положение личности в группе.

Но к такому пониманию своего предмета социальная психология пришла не сразу. В 20-е годы ХХ века в советской науке разгорелась I дискуссия по поводу предмета социальной психологии. Было характерно осуществление перехода на материалистическую основу. Обществ.науки переходят на марксистскую основу. Так, Челпанов полагал, что социальная психология должна разрабатываться в рамках марксизма, а остальная психология должна оставаться эмпирической наукой. Его позиция вызывают возражения. Все сходятся на том, что никакого разделения в психологии не должно быть. Артемов, возражая Челпанову, говорил, что нет необходимости выделять отдельно социальную психологию, просто единая психология должна быть подразделена на психологию индивида и психологию коллектива. Корнилов развивал реактологический подход, предлагая сохранение единства психологии путем распространения на поведение человека в коллективе методов реактологии. Блонский предлагал анализировать роль среды при характеристике психики человека. Бехтерев предложил создать новую науку – рефлексологию, отдельная отрасль которой – коллективная рефлексология – будет призвана решать социально-психологические проблемы (изучать поведение коллективов, личность в коллективе). Рейснер полагал, что социальная психология должна быть наукой о социальных раздражителях. Таким образом, не было единого мнения о предмете социальной психологии: с одной стороны она отождествлялась с учением о социальной детерминации психических процессов; с другой – предполагалось исследование особого класса явлений, порождаемых совместной деятельностью людей и прежде всего явлений, связанных с коллективом. Выготский видел предметом социальной психологии психику отдельного человека, а предметом коллективной психологии личную психологию в условиях коллективного проявления. ИТОГИ 1-го этапа: соц.психология как наука не создается. Происходит смещение 2-х пониманий предмета СП: 1. СП – это учение о соц-ной детерминации психич.процессов. Вся психология должна быть соц-ной. 2. СП должна изучать особый круг явлений: коллективы и совместн.деят-ть. Должна быть создана самост.отрасль, но сторонники этого взгляда не смогли предоставить базу.

До конца 50-х г.г. вопрос о СП как о самост.науке не рассматривался. 1959 г.- второй этап дискуссии. Ковалев «статья», где подн.вопрос о статусе СП. Речь идет о том, что должна изучать СП. Причины возникновения второго этапа дискуссии: 1.запросы практики; 2.изм-ние, кот.произошли в отеч.психологии; 3.в конце 50-х годов происх.смягчение «идеологич.пресса» - период оттепели. Начинается обсуждение вопроса: что должна изучать СП, каковы ее задачи. На II союзном съезде психологов в 1963 г. – апофиоз СП. Были решены 2 вопроса: о предмете и задачах СП; о границах СП с психологией и социологией.

По первому вопросу выделилось 3 позиции:

1. СП – это наука о массовидных явлениях психики. Т.е. психол.хар-ки больших групп; проблема форм-ния обществ.мнения; проблема изучения групп, независимо от их численности. СП должна изучать обществ.сознание!

2. Приобр.наиб.популярность среди психологии. Сущность – предметом СП должна стать личность, но не обстрактная, а взятая в конкретной группе.

СП должна изучать общение, межличн.отношения, положение личности в группе.

Задача: создание соц.-психологич. типологии.

3. СП должна изучать и массовые психич.процессы и личность в группе.

По второму вопросу выделяется 4 точки зрения.

1 и 2 – включение Сп в одну из материнских дисциплин – социологию или психологию. Это Интродисциплинарный подход.

3 – СП разрабатывает те проблемы, кот.не изучаются ни в социологии, ни в психологии.

4 – СП изучает те же проблемы, кот.изуч. и социология и психология, но под особым ракурсом.

3 и 4 позиции дают возможность выделить интердисциплинарный подход к определению границ СП. Все четыре позиции равноправны.

Таким образом, в процессе развития социальная психология прошла нелегкий путь поиска своего предмета исследования. Если в начале века интерес исследователей в основном концентрировался на изучении общественной психологии, массовых социальных явлений, то в середине века все внимание было направлено на исследование малых групп, социальных установок людей, способов влияния на микроклимат группы и отношения между различными людьми.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.