Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вербальные и невербальные средства коммуникации.






Структура коммуникативного акта. Яноушек – 1ая модель. К – коммуникатор (передатчик информации) – он инициирует коммуникацию и определяет модель коммуникативного акта. 2-ой компонент – сообщение (С). в структуру сообщения входит такая информация, которая передается (текст, невербальные компоненты). Сообщение – это любая передаваемая информация. 3-ий компонент – реципиент (Р) – принимающее устройство в данной модели. К-С-Р – Однонаправленная, последовательная передача информации.

Однако эта модель не раз модифицировалась. 2-ая модель – отслеживания передачи смысла сообщения. Коммуникатор обладает интенцией (намерения) к передаче некоторого смысла, смысл открыт только коммуникатору, следовательно, его нужно облечь в какую-то форму, а именно в текстовую, что называется процессом кодирования. Текст – итог кодировки. Принимающий осуществляет процесс декодирования (раскрывает смысл).

3-я модель сугубо прикладная, предложенная Лассуэлом (журналистом). Он изучал воздействие средств массовой информации на людей. Модель: существует коммуникатор, (кто), существует сообщение или текст (что), существует способ (как) – канал передачи сообщения, существует реципиент (кому) – это аудитория, и последнее – с каким эффектом было передано сообщение – эффективность воздействия.

Характеристики, влияющие на эффективность коммуникации. 1). Характеристики Коммуникатора. К А) должен быть привлекателен. Б) К- должен заслуживать доверия (эксперт), высокая скорость и прямой стиль речи, использование контакта глазами с аудиторией – такой К воспринимается более кредитным (привлекательным). В) К должен восприниматься аудиторией как человек, который подчеркнуто не показывает своего интереса, а излагает все достаточно отстраненно. Отечественные наработки в этой области. Способы личного включения в контакт который характеризует Коммуникатора. 1) Авторитарный способ включения – К вытесняет из сознания реципиента его собственное содержание и заменяет их своими. Пример, лекции; реклама – ситуация опосредствованного воздействия, но авторитарная. Эффективность такого воздействия – позволяет достичь быстрого эффекта, но продолжается не долго. Подобные способы позволяют передать больше информации за короткий срок. 2) Диалогическое включение (на равных). Подобное включение ограничено в своем объеме участников. Организация: круговое размещение, где предлагается обсуждение, а не монолог. К - к его высказываниям предъявляется требование персонификации: А) Коммуникатор беспрепятственно выражает свои мысли, не скрывает свою точку зрения на высказывание; Б) К – не является закрытой фигурой для участников обсуждения. Эффект отсрочен, но более длителен. 3) Конформное включение – отсутствие воздействия.

Характеристика реципиента. 1) Хорошее настроение – методом ассоциации он проектирует это настроение на предлагаемую информацию. 2) Обращение к личным проблемам реципиента и обращение к его страху. 3) Возраст реципиента является фактором влияющим на эффект воздействия (чем он младше, тем проще). 4) Степень согласия аудитории с предлагаемым суждением (плоскостное преподавание или объемное, глубокое обсуждение темы). Существует два вида направленности канала передачи информации: 1. Аксиальная направленность – передача «К» к единичному реципиенту – диадическая модель. 2. Ретиальная направленность – от «К» к аудитории. Характеристика сообщения – порядок, последовательность предъявления информации, а также первичность как наиболее убедительная и эффективная информация.

Невербальная коммуникация. Это обмен невербальными сообщениями и их интерпретация в данной ситуации. Характеристика: неоднозначность интерпретаций; специфика: ситуативность невербальной коммуникации – невербальные сообщения отражают актуальное состояние человека и относятся к конкретной ситуации; невербальные сообщения синтетичны – воспринимаются цельно, слитно; спонтанность – непроизвольный преобладает над произвольным компонентом; процесс обучения происходит стихийно. Функции Н.К. делятся на две группы: 1гр. Самостоятельные функции невербальных сообщений. 1. Н.С (сообщения) несут информацию о личности коммуникатора: а) характеристики темперамента, б) эмоциональное состояние, в) особенности самооценки коммуникатора. 2. Н.С. несут информацию о социальном статусе. 3. Н.С. несут информацию о коммуникативной компетентности. 4. Н.С. несут информацию об отношении участников коммуникации друг другу: а) степень заинтересованности, б) степень желаемости, в) степень дистанции, г) динамика отношений. 2гр. Функций. 1. Функция дополнения - дублирования, усиления. 2. Функция опровержения вербальных сообщений. 3. Функция замещения вербальных сообщений. 4. Функция регулирования разговора – заинтересованность или незаинтересованность. Структура Невербальной коммуникации. Виды невербального поведения: 1. Оптическая система – мы воспринимаем область невербального проявления – кинесика – а) выразительные движения (мимика, жесты, поза и т.д.), б) строение лица и тела – физиологическое строение. 2. Акустическая – мы улавливаем невербальные проявления – экстралингвистика (просодика), неречевые включения в речь (темп речи, тембр и т.д.) 3. Тактильно-киностезическая – такесика – прикосновение: а) динамические, б) статические. 4. Ольфакторная – воспринимаемые запахи: а) тела, б) косметики. 5. Проксемика – пространственно-временные компоненты общения, то есть дистанция общения, расположение партнеров друг относительно друга во время общения, персональное пространство.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.