Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 42. История формирования социально-психологических идей.






Период, о котором идет речь, относится к середине XIX в. К этому времени можно было наблюдать значительный прогресс в развитии целого ряда наук, в том числе имеющих непосредст­венное отношение к различным процессам общественной жизни. Большое развитие получило языкознание. Его необходимость была продиктована теми процессами, которые происходили в это время в Европе: это было время бурного развития капитализма, умноже­ния экономических связей между странами, что вызвало к жизни активную миграцию населения. Остро встала проблема языкового общения и взаимовлияния народов и соответственно проблема связи языка с различными компонентами психологии народов. Языко­знание не было в состоянии своими средствами решить эти про­блемы. Точно так же к этому времени были накоплены значитель­ные факты в области антропологии, этнографии и археологии, ко­торые для интерпретации накопленных фактов нуждались в услу­гах социальной психологии. Английский антрополог Э. Тейлор завершает свои работы о первобытной культуре, американский этнограф и археолог Л. Морган исследует быт индейцев, француз­ский социолог и этнограф Леви-Брюль изучает особенности мыш­ления первобытного человека. Во всех этих исследованиях требо­валось принимать в расчет психологические характеристики опре­деленных этнических групп, связь продуктов культуры с тради­циями и ритуалами и т.д. Успехи, а вместе с тем и затруднения характеризуют и состояние криминологии: развитие капиталисти­ческих общественных отношений породило новые формы проти­воправного поведения, и объяснение причин, его детерминирую­щих, приходилось искать не только в сфере социальных отноше­ний, но и с учетом психологических характеристик поведения.

Такая картина позволила американскому социальному психо­логу Т. Шибутани сделать вывод о том, что социальная психоло­гия стала независимой отчасти потому, что специалисты различ­ных областей знания не в состоянии были решить некоторые свои проблемы (Шибутани, 1961).

По-иному складывался интерес к социально-психологическо­му знанию в области социологии. Социология сама выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в. (ее родоначальни­ком считается французский философ-позитивист Огюст Конт). Почти с самого начала своего существования социология стала строить попытки объяснения ряда социальных фактов посредст­вом законов, почерпнутых из других областей знания (Очерки по истории теоретической социологии XIX -- нач. XX вв., 1994). Исторически первой формой такого редукционизма для социоло­гии оказался биологический редукционизм, особенно ярко проявив­шийся в органической школе (Г. Спенсер и др.). Однако просчеты биологической редукции заставили обратиться к законам психо­логии как объяснительной модели для социальных процессов. Корни социальных явлений начали отыскивать в психологии, и внешне эта позиция казалась более выигрышной: создавалась ви­димость, что в отличие от биологического редукционизма здесь действительно учитывается специфика общественной жизни. Факт присутствия психологической стороны в каждом общественном явлении отождествлялся с фактом детерминации психологической стороной общественного явления. Сначала это была редукция к индивидуальной психике, примером чего может служить концеп­ция французского социолога Г. Тарда. С его точки зрения, эле­ментарный социальный факт заключен не в пределах одного моз­га, что есть предмет интрацеребральной психологии, а в сопри­косновении нескольких умов, что должно изучаться интерменталь­ной психологией. Общая модель социального рисовалась как вза­имоотношение двух индивидов, из которых один подражает дру­гому.

Когда объяснительные модели такого рода отчетливо проде­монстрировали свою несостоятельность, социологи предложили более сложные формы психологического редукционизма. Законы социального стали теперь сводить к законам коллективной психи­ки. Окончательно оформляется особое направление в системе со­циологического знания — психологическое направление в социо­логии. Родоначальником его в США является Л. Уорд, но, пожа­луй, особенно ярко идеи этого направления были сформулирова­ны в трудах Ф. Гиддингса. С его точки зрения, первичный соци­альный факт составляет не сознание индивида, не «народный дух», но так называемое «сознание рода». Отсюда социальный факт есть не что иное как социальный разум. Его исследованием должна заниматься «психология общества», или, что то же самое, социо­логия. Здесь идея «сведения» доведена до ее логического конца.

Таким образом, в развитии двух наук психологии и социологии — обозначилось как бы встречное движе­ние, которое должно было закончиться формулированием проблем, ставших предметом новой науки. Эти взаимные устремления реализовались в середине 19 в и дали жизнь первым формам собственно социально-психологического знания. К середине 19 в. выделяют три наиболее значительные теории: психологию народов, психологию масс, теорию инстинктов соц. Поведения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.