Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение и обеспечение исходного уровня знаний-умений. Тестовые задания, необходимые для определения исходного уровня знаний






Тестовые задания, необходимые для определения исходного уровня знаний

1. Какое количество постоянных зубов у человека?

*1. 32.

2. 30.

3. 28.

4. 34.

 

2. Укажите, из каких твердых тканей состоит зуб:

*1. Все перечисленное верно.

2. Эмаль.

3. Дентин.

4. Цемент.

 

3. Из каких слоев состоит слизистая оболочка.

*1. Многослойный плоский эпителий, собственно слизистый слой, подслизистый слой.

2. Многослойный плоский эпителий, подслизистый слой.

3. Собственно слизистый слой, подслизистый слой.

4. Многослойный плоский эпителий, собственно слизистый слой.

 

4. Какие Вы знаете канцерогенные факторы.

*1. Все перечисленное верно.

2. Химические.

3. Физические.

4. Биологические.

 

5. К невропатологу обратился больной по поводу сильных приступообразных болей в правой половине лица. Боли возникают в области правой половины языка, «стреляют» в ухо и глаз. Назовите чувствительный нерв, иннервирующий указанные области.

*1. Чувствительная иннервация 2/3 языка, ушной области и глаза осуществляется ветвями тройничного нерва.

2. Чувствительная иннервация 2/3 языка, ушной области и глаза осуществляется ветвями лицевого нерва.

3. Чувствительная иннервация 2/3 языка, ушной области и глаза осуществляется ветвями ушного нерва.

4. Чувствительная иннервация 2/3 языка, ушной области и глаза осуществляется ветвями блуждающего нерва.

 

Источники информации.

1. Михайлов С.С. Анатомия человека. – М., 1984. – С.91-109.

2. Шкляр В.С. Диагностика внутренних болезней. – М., 1981.

 

Содержание обучения в соответствии с целями

Теоретические вопросы темы

1. Методы обследования больных с заболеваниями зубов, слизистой оболочки полости рта.

2. Клиника, диагностика, лечение кариеса.

3. Клиника, диагностика, лечение некариозных поражений.

4. Клиника, диагностика, лечение гингивитов.

5. Клиника, диагностика, лечение стоматитов.

6. Клиника, диагностика, лечение лейкоплакии.

7. Методы профилактики заболеваний зубов, слизистой оболочки полости рта.

8. Возможные виды обезболивания при удалении зубов у детей и взрослых.

9. Срочные показания к удалению зубов.

10. Плановые показания к удалению зубов.

11. Противопоказания к удалению зубов.

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

ОБСЛЕДОВАНИЕ

ХИРУРГИЧЕСКОГО СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО

Целью обследования больного является установление диагноза. Оно состоит из тщательного сбора анамнеза и объективного обследования больного. При опросе выясняют жалобы и анамнез болезни. Обследование начинают с выяснения жалоб. Наиболее характерными из них являются жалобы на болевые ощущения, которые могут быть постоянными или временными, острыми или тупыми, локализованными или разлитыми, самопроизвольными или связанными с прикосновением к зубу, участку тканей лица, челюстей и другими раздражениями.

Больные могут предъявлять жалобы на болезненность и припухание слюнных желез, сухость в полости рта либо повышенную саливацию, что может быть симптомами заболеваний слюнных желез.

Частая жалоба у стоматологических больных – асимметрия лица, которая может быть воспалительного, травматического или врожденного генеза.

При выяснении анамнеза заболевания врач должен выяснить, когда появились первые симптомы, с чем связывает начало заболевания, как заболевание прогрессировало, заболевание возникло впервые или повторно, обращался ли пациент за помощью, каким было лечение (самолечение), каким образом больной был доставлен в лечебное учреждение.

Анамнез жизни слагается из сведений об особенностях родов, о здоровье родителей, условиях труда, быта, питания, отдыха, занятиях физической культурой, выявлении вредных привычек (курение, употребление алкоголя, лекарств, наркотических препаратов). Это позволяет получить правильное представление о физическом и нравственном здоровье. Следует выяснить, какие заболевания перенес больной, какое проводилось лечение и его результаты. Нужно уточнить наличие у больного иммунопатологических заболеваний и состояний.

Обследование челюстно-лицевой области включает внешний осмотр, пальпацию, аускультацию (для височно-нижнечелюстных суставов), осмотр полости рта, инструментальное исследование (зондами, тупыми и острыми иглами и др.). Клиническое обследование при необходимости может быть дополнено взятием цитологического или биопсийного материала, иммуно-микробиологическими исследованиями, рентгенологическими методами (рентгенография в стандартных укладках, ортопантомография, с использованием контрастных веществ, компьютерная томография), ультразвуковое исследование.

При осмотре больного оценивают конфигурацию и симметрию челюстно-лицевой области, шеи, оценивают цвет и структуру кожных покровов в данных областях, выявляют наличие изменений воспалительного, травматического, опухолевого, врожденного генеза. Для оценки функции лицевого нерва пациента просят произвести те или иные мимические движения.

После осмотра приступают к пальпации: определяют размеры, консистенцию, болезненность, спаянность с окружающими тканями патологических новообразований; проводят оценку регионарного лимфоидного аппарата, целостности костей лицевого черепа с использованием проб осевой нагрузки. Пальпаторно оценивают характер изменений в ВНЧС.

После внешнего осмотра приступают к обследованию полости рта, которое заключается в определении степени открывания рта, осмотре преддверия и собственно полости рта, глотки. Органы полости рта обследуют по тому же принципу: осмотр, пальпация. Упор делают на обследовании состояния слизистой оболочки полости рта в различных отделах, устьев выводных протоков слюнных желез, характере секрета из них, состоянии зубов, альвеолярного отростка.

При необходимости больному назначают дополнительные лабораторные исследования: клинический анализ крови, мочи, биохимический анализ крови, коагулограмма, иммунограмма; микробиологическое исследование (кровь на стерильность, бак. посев из раны, свищевого хода), рентгенологические, цитологические (мазок-отпечаток, соскоб, смыв) и биопсийные (инцизионная, аспирационная, эксцизионная, пункционная биопсии)

ЗАБОЛЕВАНИЯ ТВЕРДЫХ ТКАНЕЙ ЗУБА

Кариес - патологический процесс, возникающий после прорезывания зубов, заключающийся в деминерализации и размягчении твердых тканей зуба с последующим образованием дефекта в виде полости. Относится к числу самых распространенных заболеваний зубов.

Предрасполагающими факторами являются: несбалансированное питание с чрезмерным употреблением углеводов, патогенная микрофлора полости рта, недостаточный гигиенический уход за зубами, количество, состав и свойства слюны, гормональные изменения (половое созревание, беременность), общесоматические заболевания.

По поражению твердых тканей зуба выделяют кариес эмали, дентина, цемента.

По клиническому течению - острый и хронический кариес.

По локализации кариозного процесса – фиссурный, апроксимальный, пришеечный.

По количеству пораженных зубов – единичный и множественный.

В зависимости от глубины поражения выделяют 4 стадии процесса:

1. Начальный кариес (стадия пятна) – происходит потеря естественного блеска участка эмали, она становится матовой. Болевая чувствительность отсутствует, на температурные раздражители зуб не реагирует.

2. Поверхностный кариес характеризуется нарушением целостности эмали, клинически проявляющийся размягчением, некрозом и образованием небольшого дефекта. При этом может быть кратковременная боль на химические (сладкое, соленое, кислое) раздражители.

3. Средний кариес сопровождается деструкцией твердых тканей зуба с образованием дефекта достигающего поверхностных слоев дентина. При этом иногда отмечают кратковременные боли от механических, химических и температурных раздражителей, после устранения которых боль быстро исчезает. Полость выполнена размягченным дентином.

4. Глубокий кариес отличается выраженным разрушением твердых тканей зуба с формированием обширной полости, отделенной от пульпы тонким слоем дентина. Свойственны острые кратковременные боли от механических, химических и температурных раздражителей, после устранения которых боль быстро исчезает. Полость выполнена размягченным и пигментированным дентином.

Классификация кариеса в зависимости от локализации поражения (по Блэку):

1 класс – жевательная поверхность моляров и премоляров, слепые ямки на щечной и язычной поверхностях моляров и премоляров, язычной и небной поверхностях резцов.

2 класс – боковые (контактные) поверхности моляров и премоляров.

3 класс – контактные поверхности резцов и клыков без нарушения целостности угла и режущего края коронки зуба.

4 класс – контактные поверхности резцов и клыков с вовлечением в кариозный процесс углов и режущего края коронки зуба.

5 класс – пришеечные области всех зубов.

Лечение кариеса зубов различают общее и местное.

Общее используют при прогрессирующем начальном и множественном кариесе зубов, проводя комплекс мероприятий по профилактике:

1. Назначение препаратов фтора, кальция, витаминов.

2. Рациональное питание – ограничение продуктов с большим содержанием углеводов, употребление продуктов богатых витаминами, жесткой пищи (морковь, яблоки).

3. Выявление и лечение сопутствующих заболеваний.

Местно проводят реминерализирующую терапию (аппликации 10% раствора глюконата кальция, 2-10% раствора фосфата кальция)

В случае поверхностного, среднего и глубокого кариеса местное лечение состоит из следующих этапов:

- обезболивание;

- раскрытие и расширение кариозной полости;

- иссечение нежизнеспособных твердых тканей (некрэктомия);

- формирование полости;

- обработка краев полости;

- антисептическая обработка стенок и дна кариозной полости;

- наложение прокладки;

- пломбирование полости.

Материалы для постоянного пломбирования должны:

1. Быть химически устойчивыми к среде полости рта (не растворяться в ротовой жидкости).

2. Быть индифферентными к твердым тканям зуба, слизистой оболочке полости рта и организму в целом.

3. Сохранять постоянство объема и не деформироваться при твердении.

4. Быть пластичными и удобными при формировании пломбы, легко вводиться в полость зуба.

5. Обладать хорошей адгезией к твердым тканям зуба.

6. Обладать термоизоляционными свойствами.

7. Удовлетворять косметическим требованиям.

 

Для проведения комплексной профилактики кариеса необходимо составить программу мероприятий, главные положения которой сводятся к следующему:

§ Профилактика кариеса у детей должна проводиться одновременно с санацией полости рта.

§ Программа должна основываться на показателях типичных для региона, таких как состав детского населения, заболеваемость детей кариесом, имеющийся уровень организации стоматологической помощи.

§ Программа должна носить целевой характер и охватывать 100% детей.

§ Должны быть определены конкретные сроки реализации программы.

Большое значение в профилактике кариеса имеет сбалансированное в количественном и качественном отношении питание. Немаловажное значение отводят гигиене полости рта: своевременное удаление мягкого зубного налета, регулярный уход за полостью рта с применением специальных лечебно-профилактических зубных паст.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.