Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы организации учебного процесса




Основными формами изучения студентами предмета являются: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, подготовка рефератов, консультации и индивидуальная работа преподавателя со студентами. Важной эвристической формой углубленного изучения предмета является научно-исследовательская работа студентов (НИРС).

Повышает эффективность обучения использование современных технических средств, технологий и методик изучения предмета. Эти средства обучения увеличивают объём воспринимаемой студентами информации и улучшают оперативность её использования. Среди технических средств обучения следует выделить мультимедийные средства. Среди технологий обучения – технологии дистанционного обучения, информационные технологии (электронные учебники, электронные базы данных и библиотеки, Интернет и др.). Среди современных методик изучения предмета следует выделить проблемные лекции, практические и семинарские занятия в форме дискуссии, деловой игры, тренинги, конференции, компьютерные тестирующие программы. Следует выдерживать баланс традиционных и современных методов изучения предмета.

Лекции - это форма обучения, в процессе которой обучаемый воспринимает излагаемую лектором информацию, выступая в качестве пассивного участника учебного процесса. Несмотря на внешнюю пассивность обучающихся, одним из главных моментов этой формы учебного процесса является активная мыслительная деятельность студентов по восприятию излагаемого материала. Студент имеет право задавать преподавателю возникающие у него вопросы, выяснять вызывающие трудность проблемы. Важным элементом работы студента на лекции является ведение конспекта, от качества составления которого зависит усвоение знаний студентами. Конспект должен иметь ясную структуру, быть достаточно полным, иметь поля и отступы для последующей работы с ним, содержать необходимые сведения о студенте.

Семинарские занятия являются формой активного изучения студентом учебного материала. Они выполняют функцию закрепления и углубления знаний. На семинарских занятиях вырабатываются у студентов предусмотренные курсом умения и навыки. Преподаватель, проводящий семинарское занятие, выбирает формы его проведения, выносит на обсуждение актуальные проблемы, организовывает дискуссии по отдельным вопросам темы, проводит фронтальные, индивидуальные и выборочные опросы учащихся и т.д.

К каждому из семинарских занятий студент должен готовиться самостоятельно в соответствии с предложенным в Методических указаниях планом. При подготовке к занятию студенту следует пользоваться конспектом лекций и литературой, указанной в данных «Методических указаниях…». Если этой литературы окажется недостаточно, следует обращаться за помощью к преподавателю. Весьма полезно в процессе подготовки к занятиям использовать периодическую научную литературу, прессу, радио, телевидение. Каждый из этих источников информации имеет свои особенности и вносит свой вклад в изучение той или иной темы курса. Студенту следует ставить собственные вопросы, связанные с темой семинарского занятия, и пытаться ответить на них. Это развивает навыки самостоятельного мышления, помогает выработать собственную позицию по тем или иным проблемам курса.



Важная роль на семинарском занятии отводится докладу. Целью доклада (выступления) является более глубокое изучение некоторой проблемы или вопроса студентом и изложение их в устной форме перед аудиторией. Различие между докладом и выступлением в том, что доклад даёт более широкое освещение проблемы, в выступлении же раскрывается некоторый конкретный вопрос. Главными требованиями к докладу являются его содержательность и полнота, логичность и последовательность изложения, соответствие темы доклада его содержанию, умение донести до слушателей содержание, следование регламенту. В процессе подготовки доклада необходимо особое внимание обратить на выбор темы, подборку и проработку материала, составление плана и конспекта доклада, его предварительное прочтение с целью выработки соответствующих умений и навыков выступления в аудитории.

Важное место на семинарских занятиях принадлежит дискуссии. Они требуют хорошей предварительной подготовки студентов, которая включает в себя проработку учебного материала, постановку вопросов, знание правил ведения дискуссии, умение находить правильное решение проблемы на основе сведений, полученных в процессе дискуссии, умение достигать компромисс.



Одним из активных методов обучения на семинарских занятиях является ролевая игра. Все множество игр можно разделить на три группы: исследовательские, аттестационные и дидактические. Место игры в той или иной группе определяется в зависимости от ее цели. Исследовательские игры предполагают достижение такой цели, как получение нового знания, для аттестационных игр – это оценка знаний и компетентности участников игры. Дидактические игры представляют собой организационную форму обучения, при которой имеет место устойчивая структура отношений «студент-студент», «студент-группа», «студент-преподаватель». Такая игра характеризуется сменой ролевого взаимодействия, отношений типа «руководство» на отношения типа «сотрудничество на равных». Поэтому в качестве цели дидактической игры выступает процесс развития самосознания личности.

Следует выделить среди активных методов обучения тренинг. Он важен для формирования столь необходимой будущим специалистам культуры коммуникативного взаимодействия, выработки необходимых умений и навыков, связанных с решением проблем нашего повседневного бытия с позиций тех или иных идеологических установок.

Интересным методом активного обучения в процессе проведения семинарских занятий является кейс-технология. Она представляет собой «погружение в ситуацию», когда каждый студент должен как бы «прожить» этот кейс, пропустить его через свой жизненный опыт. Неформально, творчески отыграв ситуацию-кейс «на себе», студент сможет логически, аргументированно обосновать свою стратегию поведения в предлагаемых обстоятельствах. Преподаватель синтезирует наиболее ценное, значимое, оригинальное, творческое в ответах своих учеников, поощряет наиболее активных студентов, побуждает их к дальнейшей творческой учебе.

Самостоятельная работа является важной внеаудиторной формой учебной работы студентов. В процессе самостоятельной работы студент углубляет и осмысливает полученные знания, анализирует и обобщает учебный материал. Самостоятельная работа служит для подготовки к семинарским занятиям, проработки вопросов и тем, представленных программой для самостоятельного изучения, подготовки докладов, устных сообщений, рефератов и др.. Одним из главных методов самостоятельной работы является работа с литературой, в процессе которой студент составляет конспект, в котором кратко излагает суть изучаемых проблем, даёт определения тем или иным категориям и понятиям, отражает сущность различных позиций, делает собственные замечания и т. п.. Самостоятельная работа является важным составным элементом будущей профессиональной деятельности студента. Кроме обычной самостоятельной работы, существует такая её форма как управляемая самостоятельная работа. Особенностью её является то, что она ведётся под контролем преподавателя, который определяет задания, даёт рекомендации по её выполнению, проверяет её результаты.

Важной формой работы над усвоением курса является реферат. С помощью этой формы изучения учебного материала студент учится анализировать, систематизировать учебный материал и излагать полученные знания в письменной форме. Работа по написанию реферата начинается с уяснения студентом темы и составления плана будущего реферата, а также определения той области изучаемого материала, которой будет достаточно для раскрытия темы. Вторым этапом работы над рефератом является работа с литературой, которая заключается в подборе и проработке той литературы, с помощью которой можно наиболее полно раскрыть все вопросы выбранной темы. Параллельно с проработкой литературы идёт этап осмысления и систематизации студентом полученных знаний. После чего они излагаются в письменном виде. Следует обратить внимание студента на то, что такая форма изложения материала не всегда сразу приобретает законченные и совершенные формы. Часто необходимо сделать предварительные наброски, чтобы потом с их помощью получить уже законченную и полную версию.

Структура реферата является следующей (См. Приложение):

А) Титульный лист (представлен в Приложении),

Б) План (состоящий из Введения, вопросов основной части, Заключения, Литературы, а также страниц, с которых начинаются эти разделы реферата),

В) Введение, в котором автор вводит читателя в курс анализируемых проблем, ставит цели, которые он собирается достигнуть; определяет задачи, которые будут решаться, а также указывает на методы их решения,

Г) Основная часть, в которой собственно идёт изложение и раскрытие вопросов темы и решение поставленных задач,

Д) Заключение, в котором студентом делаются выводы, проводятся сравнения и обобщения, высказываются собственные суждения по тем или иным проблемам, рассматриваемым в работе,

Е) Литература, использованная при написании реферата, приводится в его конце и размещается в алфавитном порядке. Следует обратить внимание на оформление каждого из изданий в соответствии с библиографическими требованиями.

Все страницы реферата должны быть пронумерованы, за исключение титульного листа, который считается за первую страницу. При использовании цитат делаются сноски: или непосредственно в тексте, или внизу страницы, или в конце реферата. Следует также обратить внимание на правильность оформления этих сносок. Объём учебного реферата составляет 8-10 страниц печатного (30 строк на страницу и 60 знаков в строке) текста. Основными требованиями к реферату являются правильное оформление, в нём должна быть полностью раскрыта выбранная тема, и, вместе с тем, он не должен выходить за её рамки. Реферату должны быть присущи логическая стройность и последовательность изложения, хороший стиль. В нём должна присутствовать самостоятельность мышления студента.

Консультации призваны оказать помощь студенту в процессе изучения курса: восполнять те или иные пробелы в знаниях студентов, выяснять вопросы, вызвавшие у них затруднение, решать проблемы, связанные с организацией курса, формами контроля знаний и т.п. Проводятся они, как правило, перед контрольными работами, коллоквиумами, зачётами, экзаменами, но могут проводиться преподавателем и в процессе изучения курса по мере необходимости и по согласованию со студентами. Студенты сами могут обращаться к преподавателю за консультацией в отведенное для этого учебным процессом время или по согласованию с ним.

Индивидуальная работа проводится преподавателем с отдельными студентами, как правило, с целью ликвидации каких-либо пробелов в знаниях или с целью их дальнейшего углубления. В процессе индивидуальной работы развиваются умения и навыки студентов в изучении предмета, вырабатываются собственные представления по тем или иным проблемам курса, пишутся студентами конкурсные и научные работы.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал