Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Филарет (Дроздов), митрополит Московский




(1782-1867 гг.)

«Я пишу по-человечески,

а Филарет по-ангельски»

 

митрополит Платон Левшин

 

Святитель Московский Филарет Дроздов был виднейшим иерархом, крупнейшим и безупречным в своей ортодоксальности богословом, самым выдающимся и глубоким проповедником Русской Церкви позапрошлого столетия. Его «Слова и речи» остаются нестареющими шедеврами церковной проповеди и по форме, и по содержанию. Многие из них представляют собой проникнутые подлинным святоотеческим духом образцы богословского умозрения, богомыслия и созерцания. По мнению о. Георгия Флоровского, «эти «Слова и речи» – единственное нестареющее и ценное наследие их автора».

Будущий святитель Московский родился в 1782 г. в г. Коломне в семье диакона Михаила Дроздова и был назван при крещении Василием. В 1791 г., девяти лет от роду, после домашнего воспитания он был отдан в Коломенскую семинарию, а по ее упразднении в 1799 г. поступил в Троицкую Лаврскую семинарию, где своими способностями обратил на себя внимание митрополита Платона. По окончании в 1803 г. курса был назначен преподавателем греческого и еврейского языков. Для переводов с греческого он избрал творения святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, но более сконцентрировал усилия на первом. Глубина мыслей в исследовании учения о Пресвятой Троице и строго определенный, точный в формулировках и терминах богословский язык святителя Григория оказали сильное воздействие на юного богослова и способствовали формированию из него такого же глубокого догматика, каким был его образец. Кроме того, глубина созерцания, спокойствие духа и даже самый язык творений Святителя Григория Богослова ни мало повлияли на склад мыслей и образ их выражения у митрополита Филарета. Это наиболее заметно в догматических словах, особенно первых лет проповеднического служения (см., например, Слова на Рождество Христово 1825 г., ч. II, 422), хотя признаки этого влияния есть и в нравственных словах.

С 1806 г. Василий Михайлович Дроздов делается известным и как проповедник. Первое слово было им произнесено 12 января, на день освобождения обители преподобного Сергия от нашествия поляков и литовцев в 1612 г. Проповедь эта по распоряжению митрополита Платона была напечатана, а автор ее был определен проповедником при Лавре, причем вскоре митрополит Платон открыто признал его превосходство пред собою.

16 ноября 1808 г. Василий Дроздов был пострижен в монашество с именем Филарета, а 21 ноября посвящен в иеродиакона.

В конце того же года Филарет был вызван в Петербург и назначен инспектором Петербургской семинарии, а затем (в 1812 г.) ректором Петербургской Духовной академии.



Своей проповедью при погребении М.И. Кутузова (1813 г.) Филарет, тогда уже архимандрит, обратил на себя внимание высшего столичного общества и как проповедник. В следующем году он был приглашен для служения и проповеди в дворцовую церковь, но своей проповедью «О любви к миру», в которой нелицеприятно обличил суетность придворной жизни, навсегда закрыл себе доступ ко дворцу.

В 1817 году Филарет был посвящен во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии, с оставлением в звании ректора Академии. Через два года он получил самостоятельную Тверскую кафедру, звание архиепископа и члена Священного Синода.

Наконец, в 1821 г. он был перемещен на кафедру первопрестольной Москвы, где, возведенный в 1825 г. в сан митрополита, и оставался до самой смерти в 1867 году.

Ученая, учебная, административная и общественная деятельность митрополита Филарета так широка и замечательна, что не только церковная, но и гражданская история России XIX века будет неполна без должного упоминания его имени. Он обращал неусыпное внимание на состояние духовенства, пристально опекал Духовную Академию, занимался вместе с другими учеными богословами переводом Священного Писания на русский язык, составил катехизис, положил начало водворению мира и единения московских старообрядцев с Православной Церковью и при всем том неустанно проповедовал. На этой последней стороне деятельности Московского святителя мы преимущественно и остановимся.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.005 сек.)Пожаловаться на материал