Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предподростковый кризис.






Центральным специфическим новообразованием в личности подростка является возникающее у него представление о себе как уже не ребенке, он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым. Своеобразие этой особенности, названной чувством взрослости, заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя есть потребность в признании его взрослости окружающими.

Для ребенка многое в этом мире недоступно, многое запретно. Во множестве норм, правил, требований, ограничений и в особой морали послушания, которая существует для детей, зафиксирована их несамостоятельность, неравноправное и зависимое положение в мире взрослых. В детстве ребенок овладевает нормами и требованиями, которые общество предъявляет к детям. Эти нормы и требования качественно меняются при переходе в группу взрослых. Возникновение у подростка представления о себе как о человеке, уже перешагнувшем границы детства, определяет его переориентацию с одних норм и ценностей на другие – с детских на взрослые. Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к некоторым сторонам их жизни и деятельности, приобрести их качества и умения, права и привилегии, причем прежде всего те, в которых наиболее зримо проявляется отличие взрослых и их преимущества по сравнению с детьми.

Рассмотрим динамику предподросткового в логике К.Н. Поливановой, определенной ей для всех критических возрастов.

1-й этап – предкритическая фаза – открытие идеальной формы следующего возраста. Для подростков эта форма предельно абстрактна в связи с отсутствием в культуре явно заданных форм взросления подростка. Эта абстрактная форма состоит в некотором идеализированном представлении о взрослости.

2-й этап – собственно критическая фаза:

· мифологизация – попытка материализовать идеальную форму непосредственно;

· конфликт – внешнее противостояние действий ребенка и реакции окружающих;

· рефлексия – возникновение отношения к собственному действию в ситуации.

3-й этап – посткритическая фаза – завершение кризиса, начало новой ведущей деятельности.

Итак, подростковый возраст считается переходным и прежде всего в биологическом смысле. У подростков продолжается первичная социализация. У них меняются мотивы, меняется общение, ведущая деятельность. Задача подросткового периода – обретение эго-идентичности. Мы видим явные различия между младшим школьным возрастом и подростковым, переходом в которых служит предподростковый кризис. Этот кризис – норма развития, но острота его протекания зависит от окружающих, и прежде всего от родителей и учителей.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.