Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы развития личности, характеристика кризисов развития по Божович




1 определение личности

«Личностью является человек, достигший определенного достаточно высокого уровня психического развития. Основная черта личности – это способность человека вести себя независимо от непосредственно воздействующих на него обстоятельств ( и даже вопреки им), руководствуясь при этом собственными, сознательно поставленными целями. Возникновение такой способности обуславливает активный, а не реактивный характер поведения человека и делает его не рабом обстоятельств, а хозяином над ними и над самим собой». Борьба, выбор – показатели личности. Долг – высшее нравственное чувство.

1. формирование личности не может характеризоваться независимым к-либо единой ее стороны (рациональный, волевой, эмоциональной). «Личность – это действительно высшая интегративная система, которая является нерасторжимой целостностью. Можно считать, что существуют какие-то последствено возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии ее онтогенетического развития»

2. центральным звеном формирования личности является развитие мотивационной сферы человека, его потребностей, желаний, стремлений и намерений. Потребности требуют своего удовлетворения, а это создает необходимость в возникновении и совершении способов и средств, направленных на поиск и нахождение предметов, их удовлетворения. В зависимости от развития мотивационной сферы осуществляется поэтому развитие и познавательных способностей ребенка, его навыков, умений, привычек, его характера.

Божович разбирает кризисы и связывает с ними новообразованиями.

Кризис 1 года аффективно-заряженные представления. Это дает ребенку действовать на основании внутреннего образования. Он становится независимым, самостоятельным от условий внешней среды.

Кризис 3 лет – потребность «Я-сам». Система Я. Потребность в реализации и утверждении своего Я. В следствии появляется самооценка, которая появляется уже в 2 года и связанная с ней стремление «быть хорошим». Это задает взрослы, его оценка формирует первые нравственные инстанции.

Кризис 7 лет – появление внутренней позиции школьника, т.е. переживание себя в качестве социального индивида. Появляются первые глубокие чувства, 1-я иерархия мотивов. По Леонтьеву – это возрождает рождение личности.

Кризис подросткового возраста – центральное новообразование – самосознание, самоопределение, т.е. возникновение способности ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня (способность к целеполаганию – возраст 12-14 лет, 15-17 лет – появляется «рождение жизненной перспективы». В нее входят и представления о своем желанном Я, о том, что хочет юноша или девушка совершить в своей жизни. У старшеклассника появляется стремление познать себя как личность, формируются цели, ориентации, появляется способность к самоопределению.

Завершение периода детства: личность – цели, произвольность, умение управлять собой.

новоборазования, по его утверждению, возникает не­зависимо от новообразований предыдущих стадии

 



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.004 сек.)