Наименование темы
| Краткое содержание
|
1. История развития менеджмента
| Первая историческая форма управления. Социальная «мегамашина» Древнего Египта. «Городской муравейник» в античной Греции. Христианские монастыри. Средневековое ремесленничество.
|
2. Школы научного управления
| Административная школа менеджмента. Школа человеческих отношений. Японский и американский опыт управления. Перспективы развития современного менеджмента.
|
3. Процесс управления. Цикл менеджмента
| Содержание процесса управления. Характеристика общих функций менеджмента: понятия, принципы, цели и задачи.
|
4. Организация как объект менеджмента
| Понятие среды организации: цели, задачи организации, структура, кадры. Внешняя и внутренняя среда организации
|
5. Факторы прямого и косвенного воздействия внешней среды организации: макроокружение организации
| Характеристика внешней среды организации – сложность, подвижность, неопределенность. Макроокружение организации (среда косвенного воздействия): состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно- технический прогресс.
|
6. Факторы прямого и косвенного воздействия внутренней среды организации: микроокружение организации
| Характеристика внутренней среды организации – сложность, подвижность, неопределенность. Микроокружение организации (среда прямого воздействия): поставщики, (трудовых ресурсов, капитала, материалов), потребители, конкуренты, законодательство и государственные органы.
|
7. Структура управления организацией
| Цели и задачи управления организацией. Основные организационные структуры и их характеристика.
|
8. Особенности управления организациями различных организационно-правовых форм собственности.
| Состав организационно-правовых форм организаций в соответствии в Гражданским кодексом РФ. Особенности управления организациями, организованными путем объединения предпринимателей -
|
9. Планирование и его роль в системе менеджмента
| Принципы и этапы планирования. Система планов организации. Оперативные (тактические) планы. Стратегические планы. Оперативные задачи организации.
|
10. Стратегический менеджмент
| Понятие стратегии. Сущность стратегического менеджмента и его роль в управлении современной организацией. Стратегическое планирование как основной элемент стратегического управления. Характеристика элементов процесса стратегического планирования: миссия и цели. Выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии.
|
11. Классификация управленческих решений и методы их принятия.
| Понятие управленческого решения. Классификация управленческих решений и предъявляемые к ним требования. Методы принятия решений.
|
12. Уровни принятия управленческих решений
| Принятие управленческого решения. Уровни принятия управленческих решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный.
|
13. Подготовка и принятие управленческих решений.
| Принятие управленческого решения. Этапы разработки и принятия управленческого решения: выявление проблемы, разработка альтернативных вариантов, принятие решения и организация его выполнения. Алгоритм принятия и реализации управленческого решения.
|
14. Формы привлечения работников к принятию управленческого решения
| Принятие управленческого решения. Формы привлечения работников к принятию управленческого решения, их положительные и отрицательные стороны. Метод генерации идей «мозговой штурм»
|
15. Управление рисками
| Понятие риска, категории и виды рисков. Оценка степени риска и методы ее снижения. Управление рисками.
|
16. Мотивация и ее роль в системе менеджмента
| Сущность и значимость мотивации. Пути повышения мотивации сотрудников. Демотивация и ее факторы.
|
17. Теории мотивации персонала
| Первичные и вторичные потребности. Теории потребностей по А. Маслоу, Ф. Герцберга, МакКлелланда. Взаимосвязь мотивации и иерархии потребностей. Современная мотивация деятельности.
|
18. Полномочия и ответственность персонала
| Полномочия и ответственность. Сущность делегирования полномочий. Правила и принципы делегирования полномочий.
|
19. Контроль как функция менеджмента
| Понятие контроля. Его уровни, этапы и виды. Задачи контроля. Учет и анализ как форма контроля.
|
20. Основы психологии личности и группы
| Организационное поведение, его типы и учет в менеджменте. Человеческий фактор и его проявление в вертикальных и горизонтальных структурах.
|
21. Психологические аспекты малых групп и коллективов
| Психологические аспекты малых групп и коллективов: классификация и стадии развития групп, формальные и неформальные группы.
|
22. Стресс, его причины и пути преодоления
| Морально-психологический климат в коллективе. Стресс и его причины. Преодоление стрессов
|
23. Конфликт, его причины, типы и методу управления конфликтами
| Природа и сущность конфликта. Типы конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Стадии развития конфликтов. Методы управления конфликтами. Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов.
|
24. Методы управления конфликтами
| Природа и сущность конфликта. Способы разрешения конфликтов. Методика проведения релаксации, аутотренинга.
|
25. Управление персоналом в организации
| Основные цели и функции системы управления персоналом в организации. Роль системы управления персоналом в управлении организацией.
|
26. Кадровая политика организации
| Методы подбора и оценки персонала при приеме на работу. обучение персонала. Ротация, выдвижение и увольнение сотрудников.
|
27. Руководство и лидерство
| Понятия власть и лидерство, качества лидера и руководителя. Модели лидерства.
|
28. Сущность и структура коммуникаций
| Сущность, структура и разновидности коммуникаций. Элементы и этапы процесса коммуникаций. Роль коммуникаций в эффективности управления.
|
29. Управленческая информация
| Понятие управленческой информации. Содержание и требования, предъявляемые к информации. Влияние информации на эффективность управления. Основные принципы и, цели и задачи, функции внутрифирменной информации.
|
30. Стили управления организацией
| Понятие руководства, стимулы и мотивы деятельности руководителя. Факторы, влияющие на организацию партнерских отношений. Стили управления и их характеристика.
|
31. Планирование и его роль в системе менеджмента
| Планирование деятельности менеджера. Затраты и потери рабочего времени. Резервы улучшения использования рабочего времени. Улучшение условий и режима работы. Организация труда руководителя. Рабочее место руководителя.
|
32. Управление затратами в организации
| Характеристика сущности, классификации затрат предприятия, а также и основных этапов разработки системы управления ними. Приемы и методы операционного менеджмента, используемые в управлении затратами. Способы снижения затрат до рационального уровня.
|