Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины пересмотра международных стандартов






Тема 6. Международные стандарты серии ИСО 9000. Отраслевые системы управления качеством.

Структура и назначение международных стандартов ИСО серии 9000 в редакциях 2000 и 2008 годов [1]

В новой версии международных стандартов ИСО серии 9000 в редакции 2000 года произошло «фундаментальное изменение подхода» к административному руководству и обеспечению качества, т.е. к менеджменту качества [27, 29]. В настоящее время менеджмент организаций (фирм, компаний, предприятий) все в большей степени базируется на использовании систем менеджмента качества. При этом система менеджмента качества рассматривается не как подсистема (пусть даже и очень большая и важная), а почти как вся система управления организацией, функционирование которой нацелено не только на обеспечение, но и на постоянное улучшение качества выпускаемой продукции, процессов и всех видов многообразной деятельности.

 

Причины пересмотра международных стандартов

ИСО серии 9000 [1]

 

Главными причинами пересмотра международных стандартов ИСО серии 9000 являлись:

1. В международной организации по стандартизации (ИСО) существует практика пересмотра стандартов один раз в пять – семь лет. Поэтому, произошедшие в 2000 и 2008 г. пересмотр стандартов ИСО серии 9000 заранее были запланированы и не являлись чем-то неожиданным или новым.

2. Причиной пересмотра стандартов ИСО серии 9000 является серьезное увеличение числа организаций (фирм, компаний, предприятий), осуществивших сертификацию своих систем качества. Эти организации, находящиеся практически во всех странах мира, а также специалисты по системам качества, неоднократно выступали с предложениями о необходимости учесть их пожелания и требования при переходе на новую версию стандартов ИСО серии 9000. главными из этих пожеланий и требований являлись следующие:

- желательность обеспечить большую совместимость стандартов серии ИСО 9000 со стандартами ИСО серии 14000 (п. 4.4.2.3);

- желательность предусмотреть общую структуру, и даже единое оглавление пары стандартов ИСО 9001 и ИСО 9004 (п. 4.4.2.4);

- желательность заложить процессный подход в основу стандартов ИСО серии 9000 (п. 4.4.4.7);

- расширение возможностей неприменения (исключения) требований ряда пунктов стандартов, на соответствие которым осуществляется проверка и сертификация систем качества;

- очевидная необходимость ввести вместо обеспечения качества требование о необходимости постоянного улучшения качества продукции и процессов в организации;

- необходимость постоянной работы по удовлетворению интересов, требований и ожиданий заинтересованных сторон (лиц), окружающих организацию;

- необходимость упростить терминологию и понятия, с помощью которых излагаются требования и рекомендации международных стандартов ИСО серии 9000;

- многие специалисты указывали на необходимость включения в стандарты ИСО серии 9000 вопросов, связанных с самооценкой организации;

- желательность согласовать подходы стандартов ИСО серии 9000 с моделями совершенства, заложенными в основу так называемых премий качества;

- желательность, наконец, уменьшить общее число стандартов.

3. Имели место и критические замечания пользователей стандартов ИСО серии 9000, связанные с реальными изменениями в мире бизнеса, произошедшими за предшествовавшие 5-10 лет. В частности были критические замечания о желательности разработки новой версии стандартов ИСО серии 9000, которые были бы в равной степени применимы к малым, средним и большим организациям, а также поступали предложения привести требования к объему и необходимой степени детализации документации в соответствие с желаемыми результатами деятельности организации (см. п. 4.4.2.5).

4. Специалисты по управлению качеством продукции неоднократно говорили о желательности внесения в международные стандарты ИСО серии 9000 так называемых принципов менеджмента качества (см. п. 5.3 данной главы) по аналогии с теми принципами [2], которые ранее были сформулированы применительно к теории и практике «Всеобщего управления качеством».

С учетом перечисленных выше предложений подкомитетом 2 «Системы качества» технического комитета ИСО/ТК 176 «Общее руководство качеством и обеспечение качества» были разработаны новые версии в 2000 и 2008 годах международных стандартов ИСО серии 9000.

Ниже рассматриваются основные отличия версии стандартов ИСО серии 9000 в редакции 2000 г. и 2008 г. от ранее действовавших стандартов версии 1994 года.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.