Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и элементы системы российского права.






Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объек­тивно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Она не результат произвольного ус­мотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности. Фактический социальный строй общества, государства опреде­ляет в конечном счете ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Системность — общее свойство всех типов права, в то время как систематика или систематизация правовых норм не является таковой. Каждому историческому типу права присуща своя сис­тема, отражающая особенности этого типа и всей общественной формации. Структура права — это юридическое выражение структуры данного общества.

В этом заключается объективная социальная обусловленность системы права, ее детерминация экономическими, культурны­ми, национальными и иными факторами. Например, рабовла­дельческое, феодальное и современное право отличаются друг от друга не только своими сущностями, но и внешними признака­ми, т.е. формальными атрибутами, в том числе системного харак­тера, на которых лежит печать времени.

При этом не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет, как указано выше, о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельно­го явления, а во втором — о правовой организации всего общест­ва, совокупности всех юридических средств, институтов, учреж­дений, существующих и функционирующих в государстве. Сис­тема права выступает лишь одной из слагаемых правовой сис­темы.

 

Право есть совокупность создаваемых и охраняемых государ­ством норм. Но это не случайное и не хаотичное их нагроможде­ние, не механическая масса, а строго согласованная и взаимоза­висимая целостная система, в которой нормы выстраиваются, группируются в определенном порядке. Перед нами — сложное системное иерархическое образование, пронизываемое процессами интеграции и дифференциации. В любом типе права между конкретными его нормами всегда присутствуют элементы обще­го и единичного, сходства и отличия, самостоятельности и зави­симости.

Система права характеризуется такими чертами, как единст­во, различие, взаимодействие, способность к делению, объектив­ность, согласованность, материальная обусловленность. Единст­во юридических норм, образующих право, определяется:

во-пер­вых, единством выраженной в них государственной воли;

во-вто­рых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют;

в-третьих, единством механизма пра­вового регулирования, его исходных принципов;

в-четвертых, единством конечных целей и задач.

В то же время нормы права различаются по своему конкретно­му содержанию, характеру предписаний, сферам действия, фор­мам выражения, предмету и методам регулирования, санкциям и т.д. Поэтому они делятся на отдельные части — отрасли, инсти­туты. В основе такого обособления лежат указанные выше осо­бенности, и прежде всего разнообразие, специфика самих обще­ственных отношений.

В огромном множестве юридических норм могут возникать отдельные коллизии, расхождения, порой весьма острые, но в целом они представляют собой единую монолитную правовую реальность, подчиняющуюся определенным внутренним зако­номерностям.

Ф. Энгельс писал: «В современном государстве право должно не только соответствовать общему экономическому положению, не только быть его выражением, но также быть внутренне согла­сованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 37. С. 418. 349). Эта мысль указывает, во-пер­вых, на объективный характер явления, во-вторых, на причинно-следственную связь его с внешними факторами.

Однако объективная природа системы права не означает, что законодатель здесь абсолютно безволен. Он может вносить в сис­тему права известные коррективы, изменения (например, выде­лить, осознав потребность в этом, ту или иную отрасль права или, напротив, объединить их, установить тот или иной институт, принять те или иные нормы, акты и т.д.), но в принципе система права от него не зависит, нельзя ее заново создать, отменить, «перестроить».

Обособить можно только то, что объективно обособляется. Иными словами, государство, власть могут в известных пределах влиять на сложившуюся систему права, способствовать ее совер­шенствованию, развитию, но не более того. Они не могут по своему «хотению» учредить, ввести декретом нужную, желаемую систему права.

Объективность ~ важнейшее свойство системы права в отли­чие от систематизации права, которая носит субъективный ха­рактер, т.е. зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (например, в Англии право не систематизировано).

Систематизация — это всего лишь сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою сис­тему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Структурными элементами системы права являются:

а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань рас­сматриваемого явления.

Правовая норма первичный элемент системы права. Это ис­ходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании. Остальные от­ношения регулируются другими социальными нормами.

Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы права совокупность однородных правовых норм, регу­лирующих определенную область (сферу) общественных отно­шений. Объективная необходимость предрешает выделение от­расли права. Законодатель лишь осознает и оформляет («прото­колирует») эту потребность.

Для образования самостоятельной отрасли права имеют зна­чение следующие условия:

а) степень своеобразия тех или иных отношений;

б) их удельный вес;

в) невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей;

г) не­обходимость применения особого метода регулирования.

Качественная однородность той или иной сферы общест­венных отношений вызывает к жизни соответствующую от­расль права. И, напротив, наличие или отсутствие той или иной отрасли права зависит от наличия или отсутствия соответству­ющих областей общественных отношений, нуждающихся в пра­вовом регулировании. Отрасль не «придумывается», а рождается из социальных и практических потребностей.

Хотя все отрасли права взаимосвязаны и проникнуты органи­ческим единством, они не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отноше­ния. Такое положение объясняется тем, что различные сферы этих отношений далеко не одинаковы по широте и составу.

Поэтому в рамках наиболее крупных правовых отраслей вы­деляются подотрасли.

Подотрасль праваэто целостное образование, которым регламентируется специфический вид общественных отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права.

Например, в гражданском праве — автор­ское право, патентное, жилищное, наследственное, арбитраж­ное; в государственном — избирательное право; в трудовом — пенсионное; в земельном — горное, водное, лесное и т.д.

Они регулируют отдельные массивы общественных отношений, ха­рактеризующихся своей спецификой и известной родовой обо­собленностью.

Институт права это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновид­ность общественных отношений. Если юридическая норма — «исходный элемент, «живая» клеточка правовой материи, то пра­вовой институт представляет собой первичную правовую об­щность» (Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С. 119.).

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт — составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их мно­жество. Они обладают относительной автономией, так как каса­ются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов: в уголовном праве — инсти­тут необходимой обороны, институт крайней необходимости, не­вменяемости; в гражданском праве — институт исковой давнос­ти, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государствен­ном праве — институт гражданства; в административном — ин­ститут должностного лица; в семейном праве — институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом — как внутри данной отрасли, так и вне ее. Термин «институт» очень часто употребляется в литературе и в печати в неопределенно широком смысле: говорят, например, о социальных, политичес­ких, общественных институтах, институтах демократии. парламентаризма, подра­зумевая под этим весьма разнородные и аморфные явления. В данном же случае это понятие берется в сугубо юридическом его значении — как конкретное норма­тивное установление государства, закона, т.е. как правовой институт.

Виды правовых институтов. Прежде всего институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административ­ные, финансовые и т.д. Сколько отраслей — столько соответству­ющих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов — наиболее общий критерий их дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на

· отрасле­вые и межотраслевые (или смешанные),

· простые и сложные (или комплексные),

· регулятивные, охранительные и учредительные (за­крепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой — из норм двух и более отраслей. Напри­мер, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства.

Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений.

Крупные правовые институты, охватывающие значительный по объему круг правовых норм, т.е. имеют в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называют в теории права субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве вклю­чает в себя институт штрафа, неустойки, ответственности. Или в семейном праве институт алиментных обязательстве подразделяется на субинституты: алиментные обязательства родителей и детей; алиментные обязательства супругов и бывших супругов, алиментные обязательства других членов семей.

Регулятивные институты направлены на регулирование соот­ветствующих отношений, охранительные — на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные — закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных орга­нов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характер­ны для государственного и административного права).

Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени:

I) структура отдельного норматив­ного предписания;

2) структура правового института;

3) структу­ра правовой отрасли;

4) структура права в целом.

Все эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную конструкцию.

В итоге систему права можно кратко определить как сово­купность взаимосвязанных между собой юридических норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единст­вом и различием в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.