Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессионального образования в России






 

Первоначально психология профессионального образования в России развивалась в той же логической последовательности, что и зарубежная индустриальная психология: развитие промышленности, законодательные акты о труде, необходимость оптимизации труда, подбора и подготовки рабочих традиционных и новых профессий. Идеи Ф.У. Тейлора пользова­лись популярностью, но сильные научные позиции отечественной медицины и физиологии способствовали критическому переосмыс­лению теории управления и выдвижению новых концепций оптими­зации труда.

В истории отечественной психологии профессионального образования можно выделить несколько этапов: 1900-1917 гг.; 1917-1920 гг.; 1921-1936 гг.; 1937-1960 гг.; 1961-1990 гг.; с 1991 г. по настоящее время.

Первый период можно охарактеризовать как накопление научного опыта (в университетах Тарту и Симферополя, в Военно-медицин­ской академии С.-Петербурга проводились исследования и разраба­тывались диагностические методики; лауреат Нобелевской премии академик И.П. Павлов приступил к экспериментальному изучению высшей нервной деятельности) и практического опыта (па ряде предприятий применяется система Ф.У. Тейлора). Инициативы ученых по организации труда и управления получили действенную поддержку руководителей государства - В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, Ф.Э. Дзержинского, М.В. Фрунзе, В.В. Куйбышева и др.

I Всероссийская конференция по научной организации труда (НОТ) была проведена 20-27 января 1921 г. при поддержке народ­ного комиссара путей сообщения Л.Д. Троцкого. Петроград представляли В.М. Бехтерев, В.Н. Мясищев, В.И. Рабинович, Т.К. Розенталь, И.В. Эвергетов и др. Москву - Психологический институт при МГУ, Психоневрологический институт, и др.; провинцию - Институт труда (Таганрог), Институт производительности труда (Иваново-Вознесенск), Институт НОТ (Казань).

Научный уровень осмысления проблем психологии труда российскими учеными в начале XX в. виден на примере одного из активных участников I Всероссийской конференции. Александр Александро­вич Богданов (Малиновский) (1873-1928) - врач (организатор пер­вого в мире Института переливания крови), экономист, философ, видный деятель РСДРП, автор «Краткого курса экономической нау­ки», выдержавшего 15 переизданий, редактор большевистских газет (вместе с В. И. Лениным, который в «Материализме и эмпириокритицизме» критиковал его, Богданова, позицию). А. А. Богданов до­стойно ответил на критику в работе «Вера и наука» (1910), которая в России осталась неизвестной многим.

В этот же период активно работали в области психологии труда такие выдающиеся российские ученые, как Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), Николай Александрович Бернштейн (1896-1966) и многие другие.

К 1930 г. в 141 научно-практическом подразделении (в структуре вузов, наркоматов, ведомств) разрабатывались вопросы профконсультации и профотбора. Многочисленные психофизиологические ла­боратории занимались изучением профессиональной работоспособ­ности, рационализацией режимов работы и орудий, обоснованием норм труда, профилактикой промышленного травматизма. Издаются журналы «Психофизиология труда и психотехника» (с 1928 г.), «Советская психотехника» (с 1932 г.). В 1927-1934 гг. российские ученые участвовали в международных психотехнических конференциях, избирались в состав Международного правления пси­хотехнических съездов. VII Международная психотехническая кон­ференция (1931 г.) проходила в Москве.

С 1930 г. со стороны политического руководства появилась на­стороженность, усилилась критика. Постановление ЦК ВКП (б) от 4 июня 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов» по существу до 1960-х гг. остановило развитие всех приклад­ных и теоретических направлений психологии, связанных с оценкой индивидуальных различий людей, с использованием эксперименталь­ных методов в общественных науках.

История становления психологии профессионального образования как научной дисциплины прямо и косвенно отра­жается в процессах ее взаимодействия с другими дисциплинами, в про­цессах ее дифференциации - выделении и становлении как само­стоятельных ее отдельных ветвей, подходов, направлений.

Научно-техническая революция 1960-х гг., быстрая смена и об­новление технологий и оборудования в промышленности и на транс­порте сделали остро актуальными решение проблемы адаптации человека к технике, к функциональным особенностям новых рабочих мест, к самой необходимости неоднократно в продолжении профес­сиональной карьеры проходить переподготовку, к изменениям содержания профессиональной деятельности работника, структуры рабочих бригад и т. п. Все это способствовало развитию системотех­нического подхода, психологии организационного развития и теории управления.

Решение конструкторских задач в системе «человек-техника» вы­явило в 1960-1980-х гг. повсеместное неэффективное использование человеческих ресурсов, а порой и «конфликт» человека и техники (не ожидаемые разработчиками явления депрессии, ава­рийности, травматизма, брака). Остро встала проблема гуманизации труда, гибкого управления всем спектром социально-экономических, социально-психологических и психогигиенических условий труда, что приводит к его переосмыслению и развитию организационной психо­логии, эргономики, эргодизайна.

Повышение роли и активности человека в производстве, равно как и ответственности и масштаба последствий за принимаемые решения, в последние десятилетия XX в. потребовало нового понима­ния самого человека - уже не только как субъекта труда, но и как активного субъекта своей жизни. Профессиональная деятельность уже не могла рассматриваться узко - как исключительно производствен­ная активность. Жизнь потребовала пересмотра многих устоявшихся парадигм социальных наук, образования, управления, подготовки пер­сонала, карьеры людей. Воплощением нового подхода к деятельному субъекту труда являются акмеология, психология профессионализма и другие, еще формирующиеся научные дисциплины.

В конце XX в. правомерно уже говорить об их естественной новой интеграции в единое многомерное видение научных проблем, в действительно системный подход к решению многих практических задач.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.