Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология дистанционного обучения






Под дистанционным образованием (ДО) понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).

Дистанционное образование является одной из форм системы непрерывного образования, которая призвана реализовать права человека на образование и получение информации. ДО позволит дать равные возможности при обучении школьников, студентов, гражданских и военных специалистов, безработных в любых районах страны и за рубежом за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, различных отраслевых центров подготовки и переподготовки кадров, а также центров повышения квалификации и других образовательных учреждений. ДО позволит получить основное или дополнительное образование параллельно с основной деятельностью человека. В конечном итоге создаваемая система дистанционного образования (СДО) направлена на расширение образовательной среды в России.

Центральным звеном СДО являются средства телекоммуникаций, позволяющие обеспечить образовательный процесс:

- необходимыми учебными и учебно-методическими материалами;

- обратной связью между учителем и учеником;

- обменом управленческой информацией внутри системы ДО;

- выходом в международные информационные сети, а также для подключения в СДО зарубежных пользователей.

Для создания отечественной СДО необходимо:

- создать общероссийскую сеть интерактивного спутникового телевидения, состоящую из центральной и региональных учебных телестудий, соединенных спутниковыми каналами связи;

- осуществить интеграцию и развитие прежде всего в регионах систем компьютерных телекоммуникаций высшей школы: RUNNET, UNICOR, RELARN;

- обеспечить взаимодействие отраслевых и др. существующих в России сетей с СДО;

- создать распределенную систему информационных ресурсов учебного назначения, доступных по компьютерным телекоммуникациям;

- осуществить развитие системы электронных библиотек. Дистанционное образование в развитых странах Запада имеет свои отличия. В первую очередь можно выделить две концепции организаций СДО: североамериканскую и европейскую.

Технологии ДО - совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. При проведении ДО информационные технологии должны обеспечивать доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала, а также оценку знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения. Оперативное общение преподавателей и студентов является неотъемлемой частью процесса ДО. Во время такого общения студенты могут консультироваться у преподавателей, обсуждать с ними проекты, решения, оценки. Это также позволяет преподавателям наблюдать за ходом усвоения материала и организовать обучение на основе индивидуального подхода.

В процессе становления ДО появляются новые модели обучения, например: объектно ориентированные или проектно-информационные модели обучения. В числе организационных форм обучения в этих моделях будут использоваться:

- телеконференции, позволяющие уяснить задачу и проблему осваиваемой области жизни;

- информационные сеансы, в процессе которых студенты работают с информационными полями из различных банков знаний и баз данных;

- проектные работы, позволяющие, используя полученную информацию, создавать фрагменты виртуальных миров, соответствующих познаваемой области жизни, проводить анализ случая, деловые и имитационные игры; тренинги, проблематизацию теорий и др.;

- дискуссии, «полевые занятия» (воскресные школы), которые позволят реализовать социализацию и экологизацию получаемого знания.

Все перечисленные формы предполагают высокий уровень индивидуализации обучения, не исключающий делового общения с ведущими специалистами в данной области знания.

Эти формы выступают как организационные формы обучения. Однако в них принципиально изменяются способ представления и усвоения знаний, а также форма взаимодействия между студентом и преподавателем, в рамках которых реализуются содержание и методы обучения. Источником информации в такой модели являются базы данных, банки данных и книги; координатором учебного процесса - преподаватель, а интерпретатором знания - сам студент.

Основные свойства учебного процесса в СДО: гибкость; модульность; экономическая эффективность.

В системе ДО изменяется роль преподавателя. На него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении учебного плана, руководство учебным процессом и др. Асинхронное взаимодействие обучаемых преподавателя в СДО, как правило, предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Методами асинхронного взаимодействия являются электронная голосовая почта или электронные компьютерные сети.

Дидактические принципы ДО:

- соответствие дидактического процесса закономерностям учения;

- ведущая роль теоретических знаний;

- единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;

- стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учебе;

- соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении;

- сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении;

- сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя;

- системность и последовательность в обучении;

- доступность;

- прочность овладения содержанием обучения.

Из дополнительных принципов применительно к ДО наиболее значимыми являются:

Гуманистический принцип ДО: направленность обучения и образовательного процесса к личности; создание максимально благоприятных условий для овладения обучающимися знаниями, соответствующими избранной профессии, для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных и физических качеств.

Принцип целесообразности применения новых информационных технологий. Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека.

Принцип опережающего образования, заключающийся не только в передаче новому поколению уже накопленного научного и культурного наследия прошлых поколений, но и в формировании его сознания и мировоззрения, которое помогло бы этому поколению адаптироваться в быстро изменяющемся мире.

К числу дидактических принципов, затрагиваемых компьютерными технологиями передачи информации и общения, в первую очередь следует отнести принципы: активности; самостоятельности; сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы; мотивации; связи теории с практикой; эффективности.

В качестве основных преимуществ дистанционного обучения на основе компьютерных сетей (по сравнению с обычным заочным образованием) зарубежные специалисты-практики указывают:

- обеспечение удобными средствами для обучения или общения;

- широкие возможности для групповой работы;

- более успешное общение с преподавателем (методистом);

- сокращение времени для ответа преподавателя (методиста);

- свободный доступ учащихся к базам данных, библиотечным каталогам и другим информационным ресурсам;

- удобство при ведении личных дел учащихся;

- возможность быстрого получения и отсылки домашних заданий;

- возможность проходить тестирование в режиме прямого доступа.

Зарубежные исследователи отмечают, что потенциал компьютерного дистанционного обучения (КДО) может быть наиболее удачно использован при изучении курсов, включающих обсуждение, интенсивную умственную активность, решение задач, а также предполагающих коллективную деятельность.

Для выполняемых работ по созданию элементов СДО можно выделить перечень характерных этапов методических и технических мероприятий.

Работы, связанные с выполнением каждого из этапов, можно кратко сформулировать следующим образом:

Этап 1. Определение мотивационных признаков по созданию программ подготовки или переподготовки специалистов на основе технологии ДО.

Этап 2. Создание содержательного наполнения программы подготовки (переподготовки), формулировка целей и требований к результату (внутренний стандарт).

Этап 3. Разработка структурно-логической схемы подготовки с выделением основных модулей и их взаимосвязей.

Этап 4. Детальная разработка модулей подготовки с определением внутренней структуры и содержания; методов изучения (преподавания), характерных для ДО; разработка системы оценивания на уровне элементов и модулей; разработка механизмов адаптации к уровням обучаемых.

Этап 5. Формирование на основе модулей взаимосвязанных или локальных курсов подготовки (переподготовки) с формулировкой требований и методов оценки готовности.

Этап 6. Реализация модулей курса с учетом выбранного варианта ДО (технологические решения и варианты реализации) от «бумажной» технологии до полной автоматизации.

Этап 7. Сборка курса и его апробация на уровне (базе) очного процесса подготовки.

Этап 8. Создание механизма и процедур ведения курса ДО (т.е. модификации и адаптации в соответствии с потребностями подготовки и целями).

Этап 9. Внедрение курса (программы) подготовки ДО в систему подготовки специалистов на заданном уровне.

 

20. Личность, её структура и проявления

 

Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жиз­ни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство.

Человек является предметом изучения ряда наук: антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии и др. Практически вся психология обращена к про­блеме человека как индивида, включённого в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении.

Личность - 1) человек как субъект социальных отношений и со­знательной деятельности; 2) определяемое включённостью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Человек, вышедший благодаря труду из животно­го мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную дея­тельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью - субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя. Человек на свет рождается уже потенциально человеком. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные пред­посылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Кон­фигурация тела новорождённого предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность мощного развития ин­теллекта, строение руки - перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец - уже человек по сумме своих возможностей - отличает­ся от детёныша животных. Таким образом, доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отли­чие от детёныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют, особью).

Индивид - 1) человек как единичное природное существо, пред­ставитель вида HomoSapiens, продукт филогенетического и онтогенети­ческого развития, единства врождённого и приобретённого, носитель ин­дивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и прочее); 2) отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и пси­хическими процессами. Оба значения термина взаимосвязаны и описыва­ют человека в аспекте его отдельности и обособленности. Иногда этот термин применяют только к человеку как организму, а иногда только лич­ности. Синонимом термина «индивид» является индивидуум.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей.

Личность каждого человека наделена только ей при­сущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих её индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, харак­тера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Субъект - активно действующий, познающий, обладающий созна­нием человек или коллектив. Субъект может проявить инициативу и самостоя­тельность, принять и реализовать решение, оценить последствия своего поведения, самоизменяться и самосовершенствоваться, определять перс­пективу своей многомерной жизнедеятельности.

Основные компоненты личности

( типическая структура личности ).

1. Направленность личности - или избирательное отно­шение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок.

2. Способности - свойства личности, обеспечивающих успешное овладение тем или иным видом деятельности (способности к наукам, к художественно-творческой деятельности, спорту и т.д.).

3. Характер или стиль поведения человека в социальной среде. Характер представляет сложную систему свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей личности, прояв­ляющихся в темпераменте.

4. Система управления, которую обычно обозна­чают понятием «я». «Я»-образование самосознания личности осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.

5. Психические процессы, свойства и состояния. Психические процессы - динамическое отражение дей­ствительности в различных формах психических явлений. Психические процессы обеспечивают связь личности с действительностью. На основе психических процессов образуются психические свойства, их определенная система, которая регулирует протека­ние психических процессов. Психические свойства личности - это устойчивые образова­ния, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень психической деятельности и поведения, типичный для индивида. Характер протекания психических процессов, как и проявления свойств, зависит от состояния психической активности личности. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или понижен­ной активности личности.

Итак, структура психической жизни личности сложна, мно­гогранна и динамична. Все ее компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. С развитием личности происходят и измене­ния в ее структуре. Вместе с тем структура каждой личности относительно устойчива.

При выделении типов личности учитываются ее устойчивые индивидные или социально сформированные характеристики, такие как особенности телесной конституции, свойства нервной системы, акцентуации и т.д. Однако наряду с психофизиологическими и психиатрическими критериями оценки, могут быть выделены наиболее общие основания, позволяющие типизировать личность в ее целостности и специфике психической деятельности.

И.П. Павлов наряду с описанием четырех типов темперамента, выделил три «сугубо человеческих типа» высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный, средний. Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит, главным образом, от воспитания и жизненных обстоятельств. Проявляться указанные типологические особенности начинают к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие - шахматам, физике, математике, поэтому подростковый возраст вполне благоприятен для предварительной профориентации.

Согласно теории психологических типов К.Г. Юнга, выделяются две установки или ориентации сознания, соответствующие двум направлениям психической энергии: интроверсия и экстраверсия.

Типологии личности могут строиться по самым разным критериям, например, по характеру направленности личности, ее интересов, идейных ориентиров и убеждений, а также в соответствии с культурно обусловленными типами мировоззрения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.