Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы педагогического проектирования






 

Термин «проектирование» пришел в педагогику из технического знания, где он означает «создание опережающей проекции того, что затем должно быть со­здано». Необходимость проектирования педагогической деятельности появи­лась в связи с усложнением и расширением ее содержания.

В настоящее время под педагогическим проектированием понимается компо­нент педагогической деятельности, осуществляемой в условиях образовательно­го процесса и направленной на предвидение педагогом его эффективного функ­ционирования и развития.

Функции педагогического проектирования разнообразны: повышение эффективности педагогического процесса; технологизация образовательного процесса; обеспечение связи между педагогической теорией и практикой; прогнозирование развития образования. Оно позволя­ет осуществлять педагогический процесс на основе современных технологий и тем самым повышать его эффективность. Благодаря проектированию образовательный процесс становится более технологичным. Овладение процессом проектирования по­могает педагогу не только изменять устаревшие, но и создавать новые технологии.

Педагогические проекты (прежде всего, модели) - это эффективное средст­во научного познания педагогической деятельности путем сравнения идеальной модели с педагогической практикой. На основе проектирования можно дать научно обоснованный прогноз развития образовательного процесса в будущем. Проектирование служит связующим звеном между педагогической теорией и практикой. Оно позволяет рационально использовать все средства образователь­ного процесса, в том числе и интеллектуальный потенциал педагога. Основой для педагогического проектирования служит педагогическая теория; в свою очередь, проекты позволяют совершенствовать педагогическую практику.

Основными объектами педагогического проектирования являются: педагогические системы, педагогические процессы, педагогические ситуации, педагогические технологии, образовательно-пространственная среда.

Проектирование педагогических систем, процессов и технологий - сложная и многоступенчатая деятельность. B.C. Безрукова выделяет три этапа педагоги­ческого проектирования: педагогическое моделирование; создание проекта; конструирование.

Основными принципами педагогического проектирования являются:

- принцип личностных приоритетов, т. е. ориентация на личность воспитанни­ка, учет его интересов, способностей и возможностей. В проекте должны быть реализованы такие общепедагогические принципы, как природосообразность и гуманность;

- принцип саморазвития, который означает создание педагогических объектов динамичными, гибкими и способными к изменениям;

- принцип реальности означает проектирование таких объектов, которые мож­но реально воплотить на практике.

В процессе проектирования педагог совершает определенные действия (см. табл.) (Безрукова B.C.).

Таблица 1

Порядок действий при педагогическом проектировании

Этапы работы: 1. Подготовительная. Действия: анализ объекта проектирования; выбор формы проектирования; теоретическое обеспечение проектирования;

Методическое обеспечение проектирования, пространсвтенно-временное обеспечение проектирования; материально-техническое обеспечение проектирования; правовое обеспечение проектирования;

2. Разработка проекта. Действия: Выбор системообразующего фактора; Установление взаимозависимости компонентов; 10. Написание проектной документации.

3. Проверка качества проекта. Действия: Мысленное экспериментирование применения проекта; Экспертная оценка проекта; Корректировка проекта; Принятие решения об использовании проекта.

Формы педагогического проектирования - это документы, в которых описыва­ются с разной степенью точности создание и действие объектов проектирования. Основные формы педагогического проектирования:

- квалификационные характеристики, профессиограммы, учебные планы, учебные программы, штатные расписания, должностные инструкции;

- расписания, графики учебного процесса и контроля, требования к урокам, научно-тематические планы, планы и конспекты уроков, сценарии, модели наглядных пособий, учебники, учебные пособия, методические рекоменда­ции;

- правила внутреннего распорядка, планы учебно-воспитательной работы, планы кружков, секций и др.

Результатом педагогического проектирования является педагогический про­ект, который может быть представлен в виде педагогической системы, системы управления образованием, теоретической модели педагогического процесса, сис­темы методического обеспечения педагогического процесса и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.