Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональная ориентация как проблема профессиональной педагогики






Профессиональная ориентация - информационная и организационно-практическая деятельность семьи, образовательных учреждений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе или перемене профессии с учётом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда. Данная деятельность координируется специальными профориентационными службами, в составе которых действуют центры, бюро, кабинеты и др.

Эффективность профориентационного процесса определяется широтой и глубиной осведомлённости человека о трудовом процессе и самом себе. Эти знания приобретаются в образовательных учреждениях, а также во внеурочной и досуговой деятельности (в кружках, клубах и т. п.), выявляющих склонности и задатки личности. При целенаправленной профориентации в учебных заведениях важно сочетание словесно-наглядных методов с практическими (трудовыми).

Профориентация в СССР получила развитие в 1928-36гг. в структуре ведомств по труду. В ней участвовали и органы народного образования. Использовались теории и методики педологии, психотехники, велись поиски возможностей для профотбора с организацией и экономикой труда в различных отраслях индустрии и строительства (Центральный институт труда, руководитель А. К. Гастев). Со второй половины 30-х гг. до конца 50-х гг. профориентационная деятельность была фактически приостановлена и начала восстанавливаться лишь в 60-е гг. Во второй половине 80-х гг. были созданы центры профориентации школьников и молодёжи и взаимодействующих с ними служб, отраслевых и отд. предприятий.

Профориентациятрактуется как базовое понятие, включающее 4 основных вида: проф. информацию (проф. просвещение и проф. пропаганда), проф. консультацию, проф. отбор (проф. подбор) и проф. адаптацию.

Профессиональная информация снабжает человека сведениями о хозяйственных структурах, предприятиях и учреждениях, реальном или ожидаемом спросе на конкретные профессии, о требованиях профессии к личности и организму человека, о соответствующих профессиональных учебных заведениях.

Профессиональная консультация - научно организованное информирование о профессиях, предназначенное, главным образом, для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, в целях практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, интересов и сформировавшихся способностей, а также потребностей общества. В процессе проф.консультации изучаются и сопоставляются возможности и желания человека с требованиями профессий к его здоровью, общеобразовательным знаниям, личностным качествам с целью выработки рекомендации о наиболее предпочтительных путях трудового самоопределения. Её специфические методы: тестирование, анкетирование, собеседование.

Профессиональный отбор (подбор) – система средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимодействия человека и профессии. Проф.отбор необходим в тех видах деятельности, которые осуществляются в сложных условиях (климатических, социально-психологических, гигиенических и пр.), требующих от человека высокой степени социальной, технологической и экономической ответственности; здоровья, работоспособности, устойчивой эмоционально-волевой регуляции.

Основой профессионального отбора являются конкретные нормативные характеристики профессии (социальные, организационные и пр.), позволяющие врачам, психологам, физиологам проводить процедуру отбора и диагностику кандидата на его соответствие конкретной профессии. В проф. отборе применяются профессиограммы с описанием основных трудовых функций и операций и нормативов профпригодности, комплексы тестовых и других методов. В итоге оформляется заключение о профпригодности к определённому виду деятельности.

Профессиональная адаптация означает процесс приспособления (привыкания) человека к содержанию, условиям, организации и режиму труда и к коллективу. Успешная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора или подбора профессии. Она способствует развитию положительного отношения работника к своей деятельности, сближению обществ, и личной мотивации труда. Адаптация(от лат. adaptatio - приспособление, прилаживание), способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. В основе адаптации лежат реакции организма, направленные на сохранение постоянства его внутренней среды (т. н. гомеостаз). Адаптация обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма в различных условиях окружающей среды.

В процессе адаптации можно выделить 3 фазы (стадии): ориентировочно-приспособительную (сопровождается временным нарушением функций), неустойчивого, неполного приспособления (активный поиск устойчивого состояния, соответствующего новым условиям) и относительно устойчивого приспособления.

Возможности (пределы) адаптации конкретного человека обусловлены его наследственностью, возрастом, состоянием здоровья и степенью тренированности, которая приобретает особенно важное значение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.