Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика периода раннего детства и задачи воспитания и обучения детей раннего возраста.






Условия личностного развития ребенка в младенческом и раннем возрасте. Новорожденный ребенок – беспомощное существо, полностью зависящее от взрослого человека. Врожденные органические потребности в пище, тепле ребенок не может удовлетворить без взрослого. Криком, плачем или спокойным поведением он постоянно сигнализирует ему о своем состоянии.

С первых дней жизни ребенок нуждается в ласковом, спокойном обращении с ним, которое проявляется в первую очередь в физическом контакте (соприкосновении, поглаживании, ритмичном постукивании). Ласковый разговор с малышом, улыбки взрослого, физический контакт– все эти способы воздействия на ребенка предвосхищают, программируют подобный же, человеческий отклик малыша на общение. Такое опережающее воздействие взрослого крайне необходимо малышу с первых минут появления на свет. Потребность во внимании, лаке сохраняется на всю жизнь. В конце 1-го месяца жизни младенец начинает улыбаться взрослому. Психологи расценивают улыбку как первую социальную реакцию ребенка, это своеобразное сообщение взрослому, что он испытывает удовольствие от его присутствия и действий. Примерно к 3 месяцам появляется более ярко выраженная реакция ребенка на взрослого, в которой сочетаются улыбка, гуление. Сосредоточение на лице взрослого и быстрые интенсивные движения ручками и ножками – так называемый «комплекс оживления». Во втором полугодии жизни ребенка меняется характер общения ребенка и взрослого. Оно становится предметно опосредованным, т.е. на

смену отношения «ребенок и взрослый» приходит отношение «ребенок- предмет-взрослый». Изменение характера общения связано с появлением у детей предметных манипулятивных действий. Ребенок пока не действует с предметами в соответствии с их функциями, назначением, он лишь ощупывает, бросает, берет в рот. восприятие ребенком взрослых становится более дифференцированным, у него складываются устойчивые образы взрослых. Наблюдения психолога за детьми показали, что малыш в2-3 месяца начинает замечать свое отражение в зеркале, радуется ему. К 6 месяцам он пытается активно исследовать отражение (трогает ручками). После6 месяцев пытается действовать перед зеркалом и соотносить отражение с действиями. Малыш делает для себя открытие, действуя с этим необычным предметом. К концу года, уже зная особенности зеркала, ребенок может разглядывать себя, варьировать мимику ит.п. А на втором году жизни действия малыша перед зеркалом («ряжение») – одна из любимых игр. В действиях с зеркалом

отражается постепенно нарастающий интерес ребенка к себе, своей внешности, возможностями действовать. К концу первого года жизни ребенок полностью осваивает предметно-

манипулятивные и начинает осваивать некоторые орудийные действия; у него появляются первые слова, он начинает ходить, это расширяет возможности познания. Общение со взрослыми все более опосредуется действием с предметами, и хотя появляются отдельные простейшие слова,

однако способы общения в основном невербальные. По мнению некоторых психологов, к концу 1-го года жизни у детей появляется упрямство в ответ на замечания взрослых, настойчивость в

действиях, некоторое противопоставление себя взрослым. Нередко этот периодназываюткризисом1-гогодажизни. В раннем возрасте (с1 до3 лет) в связи с появлением ходьбы изменяется отношение ребенка к миру. Постепенно доминирующий интерес ребенка смещается со взрослого на мир предметов и действия с ними. Поскольку способы действия с предметами неизвестны, он по-прежнему нуждается во взрослых. Речь становится средством и обобщения, и более активного

общения. Ребенок осваивает предметные (орудийные) действия путем подражания, повторения. Педагоги-ученые (Венгер Л.А.) выдвигают предположение о постепенном становлении в этом возрасте мотивов собственно предметной деятельности. Сначала для ребенка актуально не столько познание предметов, сколько потребность в уподоблении действию взрослых с этими предметами. Это специфическое проявление потребности в новых впечатлениях и в общении. И только позднее появляется собственно потребность в познании предметного мира. Предметом ведущего отношения к окружающему миру в раннем детстве (с 1 до 3 лет) являются активное

действие и социализированная микросреда. Это отношение и реализуется в новом виде ведущей деятельности- предметной На основе совместной предметной деятельности у ребенка возникает привязанность к отдельным взрослым, чаще всего к матери. Малыш ждет поощрения со стороны взрослых, одобрения своим удачным действиям с предметами. В этом он чувствует их доброе, ласковое отношение, к себе, вследствие чего растет чувство доверия, привязанности

ребенка к взрослым, повышается его общий эмоциональный тонус. Все это влияет на успешность освоения предметной деятельности: инициативу, активность в действиях, более быстрое овладение операционально- технической стороны деятельности, следовательно, влияет и на успешность психического развития малыша. Отношение ребенка к взрослому меняется. Взрослый - образец для подражания. В то же время ребенок еще более нуждается в

благожелательной оценке своих действий со стороны взрослых. Он радуется успеху, огорчается при неудачах. Одобрение, похвала взрослого вызывают у него чувство гордости, собственного достоинства, неудачи - чувство огорчения, стыда. Постепенно к трем годам малыш становится более умелым и самостоятельным. Он умеет пользоваться многими предметами (ложкой,

чашкой, карандашами, игрушками и т.д.), он научился одеваться. Вследствие этого и в процессе общения малыш начинает осознавать себя как инициатора собственной деятельности. «Хочу» и «могу» сосуществуют в его деятельности. Малыш начинает противопоставлять себя взрослым, все чаще повторяя «Я сам». Ребенок начинает стремиться к активному и достаточно самостоятельному соучастию в жизни взрослых. Однако при всей его «самости» малыш не может, не умеет еще очень и очень многое. Возникает противоречие между стремлением его к сложностью, недоступностью освоения многих предметов, его окружающих. Наступает «кризис трех лет» жизни малыша. Оно разрешается в двух видах деятельности ребенка: самостоятельной предметной и в игре. Ребенок, освоивший способы действия со многими предметами, свободно действует с ними, он самостоятелен и удовлетворяет свое стремление к «самости». Невозможность реализовать желание действовать со сложными предметами (автомобиль, швейная машина, кухонная плита и пр.) реализуется в игре. Однако такое разрешение противоречия невозможно без взрослого. Как может помочь взрослый? Взрослый удовлетворяет потребность ребенка быть активным и самостоятельным там, где он сможет быть таковым (не делает за малыша то, что он может сам, не запрещает осваивать предметный мир, если это не вредит здоровью ребенка и здравому смыслу). Кроме того, взрослый, обеспечивая ребенка игровым материалом, вступая с ним в игровое взаимодействие, раскрывает способы выполнения тех или иных действий с предметами в воображаемом плане («как будто»). То есть раскрывает способы удовлетворения потребности познания мира, соучастия в жизни взрослых, в игре.

Задачи воспитания ребенка2-3-гогодажизни: 1. Продолжать укреплять здоровье ребенка, закаливать его, повышать работоспособность нервной системы. 2. Развивать основные виды движений (ходьба, бег, бросок, ловля, прыжки, лазанье). 3. Обогащать связи ребенка с окружающим миром, развивать интерес к доступным его пониманию явлениям окружающего мира в повседневной жизни и в специально организованной деятельности, способствовать отображению их в игре, изобразительной, музыкальной и другой деятельности. 4. Расширять запас понимаемых слов и обогащать активный словарь. 5. Обогащать предметную деятельность ребенка: продолжать знакомить малыша с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними, показывать, как можно отбирать и группировать предметы по их свойствам, вызывать и поддерживать положительный эмоциональный отклик на предложение выполнить элементарные действия по самообслуживанию (одевание, раздевание, уборка игрушек). Воспитывать интерес к трудовым действиям, поощрять желание выполнять их самостоятельно. 6. Содействовать развитию личности ребенка: создавать условия для развития его самостоятельности в разных видах деятельности, способствовать развитию самоуважения, чувства собственного достоинства

Через оценку успехов в деятельности и общении. 7. Побуждать к соблюдению опрятности и чистоты, вызывать и поддерживать у ребенка приятные чувства от чистоты своего тела и окружающего пространства. 8. Побуждать ребенка к доброжелательным отношениям с взрослыми и сверстниками.

9Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому (животные, растения) и к миру вещей.

10. Планирование целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, требования к планированию.

 

 

11. Характеристика педагогического процесса в дошкольных учреждениях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.