Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Деление понятий. Правила делений. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Деление – это логическая операция разбиения объема понятия на ряд подмножеств, отличающихся друг от друга по некоторому признаку. В операции деления следует различать: Делимое понятие – понятие, объем которого следует раскрыть; Основание деления - признак, по которому производится деление; Члены деления – подмножества, на которые разбивается объем понятия. Делимое понятие – это родовое понятие, члены деления – видовые понятия, соподчиненные между собой. Правила деления: 1. Деление должно быть соразмерным. Сумма членов деления должна быть равна объему делимого понятия. Нарушение правила приводит к ошибкам: 1.1. Неполное деление - перечисляются не все виды данного родового понятия. Например, деление треугольников на остроугольные и прямоугольные. (пропущены тупоугольные) 1.2. Избыточное деление (Деление с лишними членами) - в результате деления к объему делимого понятия добавляются предметы, которых там первоначально не было. Например, химические элементы делятся на металлы, неметаллы и сплавы. Сплавы не входят в объем понятия «химический элемент». 2. Члены деления должны исключать друг друга, т.е. не иметь общих элементов, быть соподчиненными понятиями, объемы которых не пересекаются. Например, людей разделили на тех, кто ходит в кино и на тех, кто ходит в театр. Есть люди, которые ходят и в кино, и в театр. 3. Деление должно производиться только по одному основанию. В процессе деления избранный признак должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком. Нарушение этого правила сразу приводит к нарушению и предыдущего правила. Например, транспорт делится на наземный, водный, воздушный, транспорт общего пользования, транспорт личного пользования. 4. Деление должно быть непрерывным, не закончив деления родового понятия, нельзя переходить к делению видовых понятий. Нарушение этого правила приводит к ошибке, называемой скачок в делении. Например, людей на мужчин, женщин, живущих в Южном полушарии и женщин, живущих в Северном полушарии. Деление понятий следует отличать от мысленного расчленения предмета на части. В качестве разновидности выделяют дихотомическое деление (дихотомия) (от греч. слов dicha, tome- «сечение на две части») – деление объема понятия на две части с помощью противоречащих понятий. Например, натуральные числа делятся на четные и нечетные; вещества делятся на органические и неорганические. Особым видом деления является классификация – распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное, определенное место. Цель классификации – это систематизация знаний, поэтому от деления она отличается относительно устойчивым характером и сохраняется более или менее длительное время. Виды классификации: 1. Естественная классификация – распределение предметов по группам (классам) на основании их существенных признаков. Отображает реальные различия между предметами. Например, Периодическая система химических элементов Менделеева (в порядке возрастания их атомного веса), классификация животных и растений, звезд, климатических зон, людей по группам крови и т.д. 2. Вспомогательная классификация – распределение предметов по группам (классам) на основании их несущественных признаков. Например, алфавитный каталог книг, списки фамилий, расположенных в алфавитном порядке. Всякая классификация относительна. Многие явления природы и общественной жизни не могут быть отнесены безоговорочно к какой-либо определенной группе явлений. С развитием знаний классификация, как правило, изменяется, дополняется, иногда заменяется новой, более точной. Поэтому ни к одной классификации нельзя подходить как к завершенной. Необходимо учитывать, что и сама действительность, и знания о ней находятся в непрерывном процессе изменения и развития.
|