Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы конституционного строя РФ






Понятие конституционного строя

Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам — иначе существование основного закона лишается смысла. Однако в понятие «конституционный строй» включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное — государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву. Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования конституции, а становится реальностью только при двух условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая.

Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем. Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.

Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 Конституции Российской Федерации “Основы конституционного строя”. Общество свободных людей (гражданское общество) как бы указывает государству на его обязанность служить человеку и предъявляет определенные требования в отношении организации и пределов государственной власти.

Структура и принципы конституционного строя

Всистеме основ конституционного строя РФпринято выделять три группы элементов-принципов конституционного строя.

Кпервой группе относятся принципы, составляющие основы организации государственной власти в стране: принцип народовластия, принцип федерализма, принцип разделения властей и принцип государственного суверенитета РФ.

Принцип народовластия, закрепленный в статье 3 Конституции РФ, означает, что в РоссийскойФедерации всеми государственными и общественными делами управляет народ — как непосредственно, так и через систему органов образуемых либо им самим, либо органами, которые он сформировал. Свою власть народ осуществляет в трех основных формах:

· в форме государственной власти представленной специальной системой государственных органов Российской Федерации и ее субъектов;

· в форме общественной власти, представляющей собой власть общественных объединений и групп граждан;

· в форме местного самоуправления, сочетающего в себе черты государственной и общественной власти.

Основной целью осуществления народовластия в России является создание такого механизма власти, который должен обеспечить возможность участия народа в управлении страной и принятия им решений по важнейшим вопросам жизни государства и общества.

Принцип федерализма (статья 5Конституции РФ) означает равноправиеи самоопределение народов, проживающихна территорииРоссии, равноправие всехсубъектов РоссийскойФедерациив их взаимоотношениях сфедеральными органами государственной власти. Реализация данногопринципа призвана способствовать демократизацииуправленияроссийским государством, децентрализации государственной властипутем разграничения компетенции между государственнымиорганами Российской Федерации и государственными органами ее субъектов, предоставления регионам самостоятельности в решении важнейших вопросов ихжизни. Равноправие субъектов РФ не означаетналичия у них одинакового правового статуса - круг принадлежащихим полномочий может существенно различаться. Децентрализациявласти не означает ее разделения. Согласно статье 5 Конституции государственная власть в Российской Федерации является единой. Единство государственной власти - означает, что властьРоссийской Федерации распространяется на всю территорию государства, в то времякак власть субъекта РФ - только на его территорию.

Принцип разделения властей (статья 10Конституции) предполагает создание в Российской Федерации государственных органов, предназначенных для исполнения трех основных функций государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной. Законодательная деятельность, предусматривающая принятие законов, осуществляется высшим представительным органом (парламентом). Исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагаются на органы исполнительной власти. Судебная власть осуществляется независимыми судами. ВРФ высшая законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию Российской Федерации, высшая исполнительная власть — правительству Российской Федерации, а высшими судебными органами являютсяКонституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации. Впределах своей компетенции по осуществлению указанных функций эти государственные органы, с одной стороны, самостоятельны и независимы, а с другой — взаимно уравновешивают друг друга. Каждая ветвь власти следит за тем, чтобы другая действовала только в пределах отведенных ей полномочий. На основе принципа разделения властей строится и система государственных органов субъектов РФ.

Принцип государственного суверенитета Российской Федерации закрепляется в статье 4 Конституции РФ и означает, что государственная власть, основанная на суверенной воле народа, независима от кого бы то ни было во внутренних делах и в международных отношениях. Государственный суверенитет России предполагает верховенство Российской Федерации, которое выражается в том, что:

· нормативно-правовые акты, издаваемые органами государственной власти РФ, обязательны для исполнения всеми гражданами государства и физическими лицами, находящимися на ее территории (за некоторыми исключениями, сделанными для лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом);

· федеральная власть обладает приоритетом по отношению к власти субъекта РФ

Правовым выражением государственного суверенитета Российской Федерации является верховенство ее Конституции и федеральных законов на всей территории России.

Вторая группа принципов включает в себя принцип признания прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности и принцип их соблюдения и защиты со стороны государства. Эти принципы лежат в основе взаимоотношений государства и личности.

Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина — обязанность государства. Данные принципы являются фундаментальными в системе основ конституционного строя Российской Федерации. Закрепление их в Конституции обусловлено признанием того факта, что права исвободы человека возникают и существуют не по воле государства, что государство не вправе в своей деятельности выходить за рамки, установленные законом. Права и свободы человека и гражданина неприкосновенны и нерушимы. Выполняя свои функции, государство с одной стороны, должно воздерживаться от вмешательства в сферу прав и свобод человека и гражданина, а с другой — создавать специальные учреждения, обеспечивающие их защиту.

Третья группа принципов конституционного строя состоит из принципов, на которых строится организация гражданского общества в Российской Федерации. К ним относятся принцип идеологического и политического плюрализма, многообразия и равноправия различных форм собственности и свободы экономической деятельности, принципы светского и социального характера российского государства.

Принцип идеологического многообразия (плюрализма), закрепленных в частях 1 и 2 статьи 13 Конституции РФ, означает, что никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или общеобязательной, иметь приоритет над другими идеологиями, существующими в обществе. Гарантией принципа идеологического многообразия служит закрепленный в части 3 этой же статьи принцип политического многообразия, многопартийности. Многопартийность представляет собой узаконенную возможность существования различных политических партий в стране, в том числе и оппозиционных государственной власти, а также право этих партий участвовать в политической жизни страны. Все существующие в России партии равны перед законом и имеют одинаковые права в общественно-политической и хозяйственной жизни.

Политический плюрализм базируется на многообразии и равноправии различных форм собственности и свободе экономической деятельности в России. Статья 8 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Реализация данных принципов имеет своей целью обеспечение экономической независимости и самостоятельности индивидуума, поскольку только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере.

Светский характер государства, установленный статьей 14 Конституции РФ, означает отделение церкви от государства. Сферы деятельности церкви и государства разграничены, государственные органы не имеют право вмешиваться в дела религиозных организаций, а религиозные объединения в дела государства. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничения права их членов на участие в управлении делами государства.

Принцип социального характера российского государства, провозглашенный статьей 7 Конституции РФ, подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь граждан России. Право на достойную жизнь гарантируется каждому, независимо от его способности участвовать в общественно полезном труде.

Таковы основные принципы конституционного строя, лежащие в основе экономических, политических и социальных отношений российского государства.

В понятие основ конституционного строя входят закрепленные конституцией характеристики государства. Статья 1 Конституции России устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 характеризует государство также как социальное, а ст. 14 -как светское.

 

Под конституцией (от лат. constitutio — установление) понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Этот закон закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления). Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов традиционно отличают следующие черты:

1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;

2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3) всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны и др.

Конституцию отличают и особые юридические свойства.

Они производны от перечисленных выше сущностных черт конституции и выражаются:

- в верховенстве конституции;

- в ее высшей юридической силе;

- в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права;

- в особой охране конституции;

- в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.

Эти юридические свойства последовательно отражены в Конституции РФ 1993 г.

1. В ней впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства Конституции РФ. Ни в одной из прежних конституций России такого положения не содержалось. Не закреплялось верховенство и Конституции СССР.

Установление в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ 1993 г. принципа ее верховенства на всей территории России означает прежде всего утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства. В признании верховенства Конституции заложена не свойственная прежним, советским конституциям идея подчинения государства конституции, праву.

Верховенство российской Конституции означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития.

В принципе верховенства Конституции РФ отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе в республиках, которые тоже имеют свои конституции. На принципе верховенства Конституции РФ основано положение о соответствии конституций республик Конституции России.

2. В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание, чем принцип ее верховенства.

Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ.

Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации.

3. Конституция 1993 г. является ядром правовой системы России. Принципы и положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства.

Причем определяющее значение Конституции в указанном плане проявляется как в ее содержательном воздействии на основные принципы, заложенные во всем текущем законодательстве, так и в ее роли, связанной с установлением формы права.

Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества - устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней. Принятие новой Конституции вызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства.

4. К юридическим свойствам Конституции РФ относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82).

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.

Конституционный Суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению.

5. Конституцию РФ отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок, который будет изложен в специальном параграфе.

Рассмотрев основные признаки понятия конституции, можно сделать общий вывод: конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Этим признакам общего понятия конституции отвечает и действующая Конституция РФ.

Как и всякое другое, данное определение отражает типичные, сущностные признаки конституции, которые свойственны не всем ее видам. Например, не только в прошлом, но и в настоящее время в некоторых странах мира действуют так называемые октроированные конституции, т.е. дарованные народу королем, монархом, а не провозглашаемые от имени народа.

Различают также конституции гибкие и жесткие - в зависимости от установленного в этих конституциях порядка их изменения. Конституции, которые могут быть изменены в таком же порядке, в каком принимаются обычные законы, называются гибкими. Те конституции, для изменения которых устанавливается сложная процедура, именуются жесткими.

Конституции, как правило, представляют собой единый писаный акт. Однако роль конституции государства может выполнять, как, например, в Англии, система правовых актов, а также обычаев и судебных прецедентов. В связи с этим различают писаные и неписаные конституции.

Конституции могут реально отражать действительность, адекватно реализовываться в системе общественных отношений. В таком случае они являются реальными.

Нередко положения конституции представляют собой лишь декларативные установления, принципы и нормы которых не находят отражения в жизни. Такие конституции именуются фиктивными. В значительной мере таковыми являлись советские конституции, особенно те их положения, которые утверждали народовластие, полновластие Советов, демократические основы строя и статуса личности.

Понятие, сущность, юридические свойства и функции конституции.

Конституции — важнейший институт демократии. В современном значении они возникли в конце ХV в. Первая конституция, действующая до настоящего времени, появилась в 1787 г. в США. В 90-е гг. того же столетия были приняты конституции во Франции (1791 и 1793 г.) и Польше (1793 г.). В настоящее время во всех странах мира, а их число приближается к 200, имеются конституции.

Конституции играют огромную роль в жизни каждого государства, что определяется их особым местом в правовой системе страны.

В самом общем виде конституцию можно определить как правовой акт (или совокупность правовых актов), обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и взаимоотношений государства и гражданина.

В современном демократическом государстве носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Только он обладает учредительной властью. Именно поэтому конституции принимаются народом или от имени народа. Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает важнейшую черту ее понятия: она носит учредительный характер. Конституция учреждает основы государственного и общественного строя, механизм осуществления государственной власти. Она носит учредительный характер и потому, что все ее предписания являются первичными и им не могут противоречить другие, издаваемые государственными органами акты.

Конституцию, занимающую особое место в правовой системе каждой страны, отличают от других правовых актов и такие ее черты и свойства, как легитимность, стабильность, реальность, верховенство.

Конституция считается легитимной тогда, когда она принята законным путем, т.е. в том порядке, который предусмотрен в действовавшей до этого конституции. Конституции, навязанные военными хунтами и другими диктаторскими режимами вместо принятых ранее законным путем, не могут считаться легитимными.

Такое свойство как реальность характеризует конституцию тогда, когда ее предписания исполнимы и гарантированы в условиях режима законности и правопорядка. Реальна такая конституция, которая предусматривает и гарантирует народовластие, права и свободы человека и гражданина. Конституции, не отвечающие этим требованиям, являются фиктивными. Они декларативны, наполнены социальной демагогией и реально не гарантируют элементарных гражданских прав. Фиктивные конституции характерны для стран с авторитарными и тоталитарными политическими режимами. Так, Конституция СССР 1977 г. содержала немало демократических положений, которые, однако, не были и не могли быть реализованы в условиях коммунистической диктатуры.

Стабильность конституции проявляется в незыблемости ее предписаний, в сохранении высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию политических сил, меняющихся у власти. Стабильность и жесткость конституции не только не исключает возможности ее изменения, но и предполагает приведение ее в соответствие с новыми условиями социальной действительности. Поскольку конституция оказывает глубокое воздействие на весь общественный и правовой порядок, неопределенность хотя бы отдельных ее норм может привести к нестабильности в обществе.

Определяя верховенство конституции в правовой системе, важно отметить, что она не просто основной закон, но такой закон, который обладает особой юридической силой по сравнению с другими законами. При этом конституция является актом наивысшей юридической силы и это особое свойство выражается в следующем: ее нормы являются основополагающим источником не только конституционного права, но и других отраслей права — гражданского, административного и др.; текущие законы и другие нормативные акты должны приниматься только указанными в конституции государственными органами и соответствовать конституции; государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию. Конституция как основной закон республики, говорится в Конституции Италии, должна соблюдаться с верностью всеми гражданами и органами государства.

Верховенство конституции в правовой системе обеспечивается эффективным механизмом ее реализации и охраны. Вопросами обеспечения конституционности законов и других нормативно-правовых актов занимаются органы конституционного контроля (надзора, суда). Им нередко принадлежит и право толкования конституционных положений.

Структура и система Конституции Российской Федерации.

Структура российских конституций на разных этапах ее развития менялась. Она зависела не только от предмета регулирования, но и от господствовавшей в нашей стране идеологии. Кроме того, Конституция России должна была полностью воспроизводить структуру союзной конституции. Естественно, что на первом месте в структуре советских конституций были нормы, отражавшие идеологические установки об общественном строе, диктатуре пролетариата, а разделы о правах и свободах в первых советских конституциях вообще отсутствовали. Лишь в Конституции РСФСР 1938 г. права и свободы значились в одной из последних глав.

По структуре Конституция Российской Федерации 1993 г. состоит из Преамбулы, 137 статей, объединенных в первом разделе и состоящем из 9 глав, и «Заключительных и переходных положений», являющихся вторым разделом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.