Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос №45 социальная структура общества и стратификационные отношения в мире.






Социальная структура есть качественная определенность общества и охватывает все отношения и взаимодействия, зависимость отдельных ее элементов. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов. Базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности. Социальные группы, слои, национальные общности в обществе связаны между собой экономическими, социальными, политическими, и духовными отношениями. Эти связи и отношения образуют социальную структуру. В ее основе лежат общественное разделение труда и отношение собственности на средства производства и его продукты. В качестве наиболее значимых подсистем социальной системы, определяющих ее структуры, выделим: классово - стратификационную; социально-этническую; демографическую; поселенческую; профессионально – образовательную.

Этническая структура общества Доклассовое общество выработало такие формы общности людей как род (объединение кровных родственников) и племя (объединение отделившихся друг от друга родов). В основе племени еще лежат кровнородственные связи, но уже положено начало расчленению единой общности.Более высокой формой общности стали народности, имевшие уже не кровнородственные, а территориальные соседские связи между людьми. Это уже не просто этническая, а социально- этническая форма общности. Она еще не имеет целостной экономической жизни, но эволюция натурального хозяйства в натурально – товарное уже ведет к этому. Еще более высокая форма общности людей - нации. Она характеризуется общностью территории, языка, экономической жизни, общими чертами психического склада, закрепленного в культуре данного народа, национальным самосознанием. Формирование нации связано с развитием капитализма.

Демографическая структура общества Непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей – есть народонаселение. Народонаселение наряду с географической средой является первейшим условием жизни и развития общества. Ускоренные или замедленные темпы общественного развития в значительной степени зависят от таких демографических показателей, как общая численность населения, его плотность, темпы роста, половозрастная структура, состояние психофизического здоровья, миграционная подвижность.

Поселенческая структура общества есть пространственная форма организации общества. Индивиды размежеваны в пространстве и являются либо горожанами, либо селянами. Исторически основополагающими поселенческими общностями были город и деревня. Основой развитого противоречия между городом и деревней стало включение их жителей в различные технологические способы производства. История цивилизации может быть представлена как история урбанизации (от лат. городской), но сегодня уже говорят, что апогей городской цивилизации позади и наметилась тенденция рурализации (от лат. деревенский), но скорее это не так намечается синтез всего позитивного, что заложено в каждом из этих поселений.

Классовая структура общества Учение об общественных классах возникло еще в домарксовский период, но Маркс доказал, что существование классов связано с определенными историческими фазами развития производства. Причина возникновения классов обусловлена уровнем развития производительных сил и характером соответствующих им производственных отношений. В основе образования классов лежит общественное разделение труда. Конкретно - исторически образование классов происходило двояким путем: а). выделение внутри общины или союза общин эксплуататорской верхушки; б). обращение в рабство чужеплеменников, а затем обнищавших соплеменников.

Марксова концепция классов, по мнению Э.Гидденса, ведет к объективно структурированному экономическому неравенству в обществе, класс соотносится не с убеждениями людей, а с объективными условиями, которые позволяют иметь больший доступ к материальному вознаграждению.

Классообразующие признаки: 1. место класса в исторически определенной системе общественного производства; 2. отношение к средствам производства; 3. роль в общественной организации труда; 4. способы получения доли общественного богатства и их размеры.

Классовый подход адекватно отражает историческое прошлое и настоящее общества.

Социальная стратификация. П.Сорокин так определял социальную стратификацию –это дифференциация некой данной совокупности людей на классы в их иерархическом ранге. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Наиболее глубокое влияние на становление концепции стратификации оказал К.Маркс. Считая, что экономика играет главную роль в развитии социальных явлений, он заложил в основу своей концепции социального расслоения понятия производственных отношений. По Марксу неравенство есть следствие несправедливых социально – экономических отношений между эксплуататорами и эксплуатируемыми и классовая борьба есть результат социальной стратификации. Полярную точку зрения на возникновение неравенства высказывали представители функционалистской методологии К.Дэвис и У.Мур. Они рассматривали стратификацию как следствие нормального развития общества в отличие от Маркса и др. сторонников конфликтологического подхода. Они считали, что функция стратификации в любом обществе заключается в том, чтобы обеспечивать наиболее способным и компетентным людям возможность социального продвижения, таким образом, социальный престиж уже не рассматривался как производная экономического положения в обществе.

Страта-социальный строй людей имеющих сходные объективные показатели по шкалам стратификации: доход, власть, престиж, образование. Стратификационная структура - это расположение страт в социальном пространстве. Принадлежность к страте имеет две составляющие: субъективную - психологическая идентификация с определенным слоем и объективную - социальное вхождение в определенный слой. Социальная стратификация - функционально необходимая, а потому обязательная черта любого общества.

Профессионально–образовательная структура Профессии и образование появились позднее рода, племени, семьи, классов, в условиях послепервобытного общества.Профессии появились из выделения ремесел, торговли, обособления труда по управлению общинными делами и по осуществлению культурных функций. Образование - из тех зачатков трудового обучения, которые присутствовали в воспитании молодежи.. Общество приобретает профессионально- образовательную структуру с утверждением трех общественных разделений труда - отделением скотоводства от земледелия, ремесла и торговли от сельского хозяйства, умственного труда от физического. Образование выступает как необходимый компонент воспроизводства общественного человека, его социализации.
Вопрос №46. Проблема субъекта и движущихся сил исторического процесса. Субъектами истории могут быть отдельно взятый индивид, социальная группа, классы, а так же общество в целом. Движущими силами исторического процесса могут выступать интересы, потребности, социальные противоречия и социальные конфликты. Взаимодействие субъектов и движущих сил истории обуславливается изменением объективных условий, в которых оно происходит.Тот факт, что историю творят люди достаточно очевиден. Но как разобраться в этом бесчисленном множестве целей, интересов, устремлений, воль, которые инициируют и сопровождают действия индивидов? Это возможно только при условии перехода от индивидуальных действий к массовым, своеобразного " сведения" индивидуального к социальному. Метод такого " сведения" основан на том, что имеются общие, существенные, типические черты в бесконечном многообразиичеловеческих поступков, стремлений, целей. Эти общие черты обнаруживаются благодаря выявлению материальных общественных отношений, на основе которых формируется социальная структура общества, а действия индивидов связываются с действиями составляющих эту структуру больших социальных групп. При таком подходе ни в какой мере не ущемляется ни уникальность человеческой личности, ни ее роль в обществе. Напротив, на научную почву ставится объяснение возможностей ее воздействия на ход истории. Но предпосылкой и обязательным условием этого объяснения является, сведение индивидуального к социальному, т.е. выделение больших социальных групп, состоящих конечно же из индивидов, но вместе с тем не тождественных их простой сумме, обладающих своими особыми, индивидуальными чертами и признаками. Все это открывает также путь для теоретического исследования движущих сил и субъектов исторического процесса.Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его " участников": это и социальные общности, и их организации, и индивиды, и выдающиеся личности. Через и на основе их совокупной деятельностиосуществляется и развертывается история. Понятие " субъект исторического процесса" не тождественно предыдущему. До уровня субъекта поднимаются только те (индивиды и общества) и только тогда, кто и когда осознает свое место в обществе, руководствуется общественно-значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление. Формирование такого субъекта есть результат истории. В прямом, непосредственном смысле слова субъектом является личность, действующая сознательно и ответственная за свои действия. Группа может быть субъектом (социальным субъектом), если у нее имеются общие интересы, цели действия, т.е. если она представляет некую целостность.Основными социальными субъектами исторического процесса в послепервобытной истории человечества являются общественные классы. Процесс социального расслоения общества привел к тому, что на место внутренне слабодифференцированной общности - рода или общины - пришли классы с различными или прямо противоположными интересами, а борьба классов стала основным средством решения социальных проблем, движущей силой общественного развитияна определенной его стадии. " Классами, - писал В.И. Ленин, - называются большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства, по их отношению...к средствам производства, по их роли вобщественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают". Роль социального объекта могут играть и такие общности, как народности и нации, когда они сплачиваются во имя определенной цели. Но нации всегда возглавляются классами, которые и в этом случае остаются основными движущими силами и субъектами исторического процесса. Ни один класс не может осуществить глубоких преобразований, не объединяя и не организуя вокруг себя готовые его поддерживать другие классы и общественные слои. И чем глубже преобразование, тем шире объем массы, участвующей в нем. В социально-философском смысле народ как творец истории - это широкая общность, соединяющая все те слои и классы, которые по своему объективному положению заинтересованы в поступательном движении общества. В современном, во многом заимозависимом мире проблема субъекта исторического творчества приобретает новые смысловые грани. В наше время правомерно ставить вопрос о превращении всего человечества, всего мирового сообщества в субъекта исторического процесса. Растущее осознание общей судьбы и общей угрозы, понимание того, что все люди находятся в " одной лодке", повышает роль человечества как единого и высшего субъекта исторического действия.Хотя каждый, именно каждый член общества участвует в историческом процессе, все же не все, а только отдельные личности остаются надолго, а то и навсегда в памяти современников их потомков. Роль таких личностей, которых принято считать выдающимися или историческими, столь велика и очевидна, что долгое время философы лишь в них усматривали творческую силу и двигатель истории.Создавая материалистическое понимание истории, основоположники марксизмасосредоточивали главное внимание на том, что деятельность исторической личности зависит от объективных условий, Правда они всегда при этом отмечалии ее огромную роль в обществе. Личность не может изменить историю в масштабе всемирно-историческом, нарушить ее общую объективную логику, но в реальной истории стран и народов личность может сделать чрезвычайно много.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.