Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Решение проблемы.






В чём же суть данной системы обучения и воспитания?

«Наша задача: сохранить и преумножить здоровье школьников. Для её решения мы возвращаем многообразный цветной, движущийся мир в эти учреждения. Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы - режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение занятия, урока. Вместо близорукого обучения, когда взгляд прокован к столу — поиск необходимой информации на большом расстоянии. Внедряем разработанные системы коллективных и индивидуальных тренажёров, повышающих активность различных органов чувств ребят, заставляющих их быть всё время в действии».

Через физические усилия, активность чувств формируется человек, его здоровье, нравственное и физическое: «Ребёнок нормально растёт, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе».

Одна из здоровьесберегающей технологий при организации урока – это режим «динамических поз», или вертикализация позы. Первый – использование настольной конторки, второй – там, где это возможно менять позу детей. За столами – сидя, стоя, на ковре – сидя, стоя, лежа. Идеально, и в первом и во втором случае, дети стоят на массажных ковриках, в носочках.

К сожалению, у нас нет конторок, но вполне возможно стоя послушать загадки, рассказ, сказку, провести устный счет, решить логическую задачку. На первый план выходит двигательная активность ребёнка.

При этом необходимо учитывать расположение столов, чтобы у каждого было свободное пространство стоять на массажном коврике. И ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка вставать, пока он не почувствует в этом потребность. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз. Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы: поддержание физической, психической активности умственной сферы, укрепляется иммунная система, улучшаются ростовые процессы, снижается степень низкой склоняемости головы.

Обязательно включаю в урок игровые оздоровительные технологии и весёлые физминутки. Изучив данные о физиологической возможности, заболевания каждого ребёнка проводим дифференцированные физминутки: упражнения для профилактики плоскостопия, упражнения для глаз, для улучшения осанки, точечный массаж, упражнения для развития мелкой моторики рук, приёмы самомассажа пальцев рук и ног.

Вместе с весёлыми человечками дети делают такие упражнения. Их они выполняют с большим удовольствием.

С радостью ребята принимают участие и в интерактивных играх «Школа разведки», «Карусель», «Хозяева и гости» и других, предполагающих двигательную активность.

Но особое внимание уделяю работе по предупреждению утомляемости глаз на уроках. Методика карточка с заданиями. Они вносят огромное разнообразие в развивающую среду. Самое главное то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость, а также гармоническое формирование функций зрительного восприятия и развития сенсорно-моторных функций. Для повышения эффективности учебно-познавательного процесса использую сенсорно-координаторные тренажи, с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов. Методика выполняется следующим образом. В четырех верхних углах размещаю образно-сюжетные изображения. Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных. Дети составляют пары, находят лишнее, восстанавливают последовательность.

С целью смягчения неблагоприятных последствий воздействия фактора закрытых помещений и ограниченных пространств используются зрительно-координаторные упражнения, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий. Дети, под руководством учителя, фиксируя взором траектории, учатся “обходить” схемы – траектории, а затем “оббегать” глазами сверху – вниз, слева – направо, по часовой и против часовой стрелки, по восьмёрке.

Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

Для профилактики заболеваний органов дыхания и развития голосового аппарата полезна дыхательная гимнастика. Успокаивающее дыхание — вдох-выдох-пауза, мобилизующее дыхание- вдох-пауза –выдох.

Для того, чтобы дети не перегружались, в начале учебного года, при составлении расписания уроков, учитываю то, что каждому предмету присваивается определенное количество баллов по сложности. Затем считаю количество баллов за день. При составлении расписания нужно помнить о том, что в течение недели должно быть повышения в баллах (желательно в среду или в четверг), понедельник и пятница самые разгруженные.

Считается очень важным создание для детей благоприятного психологического климата в коллективе и используюся различные формы проведения уроков: урок-праздник, урок-КВН, урок-игра, урок-сказка, урок-путешествие. Важно знать с каким настроением к вам на урок пришли дети. Каждый день в начале дня дети рисуют круги, выбирая цвет по своему настроению.

Если большинство выбирает “серый” и “черный” цвета – это говорит о том, что не стоит проводить в такие дни проверочные работы. Используя такую методику, можно выявить ряд детей с проблемами, посоветовать им обратиться к психологам. Элементы цверотерапии также помогают в здоровьесбережении. В классе преобладают жёлтые тона – стимулирующие зрение, тонизирующие нервную систему, улучшающие умственные способности и зелёные тона, которые снимают нервозность, раздражительность, содействуют укреплению иммунитета.

Также для создания благоприятного психологического климата очень хорошо дать возможность детям быть «ведущими». Во время групповой работы, интерактивных технологий периодически в роли учителя приходится побывать каждому ребёнку. Это даёт возможность повысить самооценку, прочувствовать свою значимость, формировать положительную «Я- концепцию». Нужно стараться, чтобы каждый ребёнок класса прочувствовал ситуацию успеха, на базе которой ценил себя как человека, способного созидать. Успешный человек счастлив. Он стремится повторить свой успех.

Одно из условий создания ситуации успеха — создание доброжелательной обстановки. Улыбки, ожидание действий, интерес в глазах учителя и одноклассников – всё это снимает психическое напряжение, рождает чувство защищённости и снижает уровень тревожности ребёнка.

Уровень тревожности – важный показатель психологического здоровья и степени воздействия внутришкольных факторов. Анкетирование учащихся и их родителей.

Вопросы анкеты:

По какой программе ты учишься?

Нравятся ли тебе учебники?

Устаёшь ли ты в школе?

Беспокоят ли тебя головные боли после длительной работы?

Часто ли ты работаешь в группе?

Успеваешь ли ты выполнять все задания?

Испытываешь ли ты на уроке чувство тревоги, страха?

Чувствуешь ли ты себя в школе легко, свободно?

Спокойно ли ты спишь ночью?

Остаётся ли у тебя время на отдых?

После каких уроков ты чувствуешь усталость?

Каковы причины усталости?

- трудный материал

- долгое сидение за партой

- другое

Сколько времени занимает домашнее задание?

Задача не только сохранения здоровья через применение разнообразных приёмов, методов, технологий, но и формирование ценностного отношения у учащихся к своему здоровью, потребности к ведению здорового образа жизни. Проводятся внеклассные мероприятия, исследовательские, социальные проекты о сохранении и укреплении здоровья.

Пример:

Так, ученики, разбившись на группы, выбрали продукты, которые большинство не едят в столовой во время завтрака, изучили их, создали газету о пользе данных продуктов, провели соцопрос, который наглядно показал необходимость включения в рацион молочных, рыбных, овощных блюд, каши. В заключении дети выразили желание выступить перед первоклассниками со своей презентацией полезных продуктов. А, как известно, когда убеждаешь других, в первую очередь окончательно убеждаешься в данном вопросе сам.

После окончания проекта о здоровом питании ученики стали доедать свои порции с столовой, по мнению родителей, проблем с питанием дома тоже стало меньше. 79 % ребят при анкетировании отметили, что проведённая ими работа бала интересной и изменила их отношение к питанию.

Не маловажную роль в оздоровлении детей играют внеклассные мероприятия спортивной направленности. Нужно проводить не только традиционные внеклассные мероприятия как День знаний, 8 Марта, Новый год, Масленица и различные спортивные праздники. Особое место отвожу проведению семейных праздников. Во все мероприятия и праздники включаются подвижные игры, задания на ловкость, силовые упражнения, в которых с интересом принимают участие не только дети, но и родители. При проведении внеклассных мероприятий находится простое, посильное дело каждому: учителю, ученику и родителю. Дети чувствуют поддержку родителей и становятся более уверенными, активными, инициативными.

Творческое сочетание здоровьеукрепляющих и здоровьесберегающих технологий позволяет:

-увеличить плотность двигательной активности;

-улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей;

- развивать функциональную зрелость всех тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок;

- обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья,

- повысить работоспособность, внимательность, активность

- оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность.

У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям и самоконтроль. Они растут добрыми, внимательными, заботливыми. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрывать свои творческие способности, сохранять и укреплять здоровье.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.