Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Дипломная работа выполнена на тему «Страховые взносы в Фонд социальной защиты населения: сущность и пути совершенствования в Республике Беларусь».






Дипломная работа выполнена на тему «Страховые взносы в Фонд социальной защиты населения: сущность и пути совершенствования в Республике Беларусь».

Цель написания курсовой работы, которая состояла в изучение тенденций социального страхования в системе социальной защиты населения, анализ социального страхования в Республике Беларусь и на его основе разработка путей совершенствования социального страхования в Республике Беларусь, достигнута.

При оценке полноты решения поставленных задач важно отметить, что в процессе проведенного исследования была изучена законодательная, нормативно-правовая литература.

В данной дипломной работе изучена демографическая ситуация в мире, странах СНГ, в Республике Беларусь, проведен анализ необходимости социальной защиты населения, ее сущности и основных категорий, рассмотрен международный опыт социального страхования, изучена методика исчисления и уплаты обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения в ОАО «ГОМЕЛЬХИМТОРГ», определены виды пособий, выплачиваемых из Фонда социальной защиты населения в ОАО «ГОМЕЛЬХИМТОРГ» и предложины пути совершенствования взаимоотношений ОАО «ГОМЕЛЬХИМТОРГ» с Фондом социальной защиты населения, также проанализирована структура и динамика доходов и расходов Фонда социальной защиты населения и предложены пути оптимизации финансовых ресурсов доходной части Фонда социальной защиты населения.

Теоретическая часть работы составила 82 страницы машинописного текста.

Практическая же часть представлена приложениями: годовой бухгалтерский отчет (баланс, отчет о прибылях и убытках, приложение к бухгалтерскому балансу), отчет о средствах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, отчет о платежах на профессиональное пенсионное страхование в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

Социальная политика – это деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда. Основной субъект, координирующий эту деятельность в решении социальных проблем – государство.

Основные функции социальной политики заключаются в содействии развитию отношений справедливости в обществе, создание системы социальной защиты, условий для роста благосостояния, проведение соответствующей политики доходов.

Одной из важнейших составляющих государственного регулирования социальной политики является социальная защита населения. Социальная защита является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику, достичь благополучия во всех сферах общества.

Сущность социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации, независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. Но обеспечить всех социальной защитой невозможно. Рассчитывать на поддержку социальной защиты в первую очередь могут немногие отдельные слои и группы населения наиболее уязвимые и нуждающиеся в ней.

Исследование экономического состояния ОАО «ГОМЕЛЬХИМТОРГ» его взаимоотношений с Фондом социальной защиты населения позволило автору сделать следующие основные выводы.

Выручка от реализации товаров, работ, услуг выросла на 179, 4%. Это повлекло за собой рост величины налогов и сборов, уплачиваемых в бюджет из выручки на 174, 79%. Рост себестоимости реализованных товаров, работ услуг составил 152, 93%. Все вышеперечисленное привело к значительному росту прибыли от реализации продукции, работ, услуг. Необходимо также отметить рост доли прибыли от реализации товаров, работ, услуг в выручке на 6, 89процентных пункта. От операционных расходов и доходов также отмечается рост прибыли. В тоже время от внереализационных операций произошел рост убытка. Положительным моментом в деятельности предприятия за 2010 – 2011 гг. явилось рост производительности труда и фондоотдачи. В целом можно отметить положительную тенденцию деятельности организации в 2011 году в сравнении с 2010 годом.

Оценивая платежеспособность ОАО «ГОМЕЛЬХИМТОРГ» можно сделать вывод, что значение коэффициента абсолютной ликвидности на 01.01.2011 г. и 01.01.2012 г. составило 0, 05 и 0, 06 соответственно. Это означает, что 5 % и 6 % текущей задолженности могло быть погашено на дату составления баланса. Величина показателя не является достаточной, т. к. не достигает уровня 0, 2 – 0, 25. Кроме того, увеличение данного показателя говорит об увеличении ликвидности предприятия.

Значение коэффициента промежуточной ликвидности на 01.01.2011 г. и 01.01.2012 г. составило 0, 55 и 0, 81 соответственно. Он показывает, что 55 % и 81 % текущих обязательств могло быть погашено за счет наличности и за счет ожидаемых поступлений. Величина данного показателя на 01.01.2011 г. также не являлась достаточной, т. к. не достигала уровня 0, 7 – 0, 8.

Значение коэффициента текущей ликвидности на 01.01.2011 г. и 01.01.2012 г. составило 1, 13 и 1, 10 соответственно и не превышает его нормативное значение 1, 4. Снижение величины данного показателя на 0, 03 процентных пункта свидетельствует об ухудшении финансового состояния предприятия.

Рост коэффициента покрытия просроченных обязательств денежными средствами на 66, 43 процентных пункта говорит об улучшении финансового состояния предприятия и о наличии возможности погасить просроченную задолженность денежными средствами.

Проанализировав показатели финансовой устойчивости, можно отметить благоприятную для организации тенденцию. Коэффициент финансовой независимости характеризует долю собственного капитала в общей сумме средств. На 01.01.2011 г. и 01.01.2012 г. величина этого показателя составляет соответственно 0, 47 и 0, 33. Это говорит о стабильности предприятия и финансовой независимости предприятия от внешних кредиторов. Отрицательным является факт снижения коэффициента независимости к концу отчетного периода на 0, 14 процентных пункта, что говорит об увеличении доли заемных источников.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами соответствует установленному критерию (его значение в рассматриваемом периоде периода меньше 0, 85). Рост данного показателя на 0, 14 процентных пункта свидетельствует об ухудшении в незначительной степени финансового состояния предприятия.

Коэффициент маневренности собственных средств показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализируется, т.е. вложена в внеоборотные активы.

На рассматриваемом предприятии этот коэффициент низок (при нормативе 0, 5 и более он составляет 0, 14 и 0, 19 на начало и конец отчетного периода соответственно), что объясняется высокой долей внеоборотного капитала (в частности основных средств). Это ухудшает финансовое состояние предприятия, т.к. почти весь собственный капитал капитализируется, а текущая деятельность осуществляется за счет заемных источников, а это влечет за собой дополнительные расходы в виде процентов банка за пользование кредитами. Рост коэффициента маневренности к концу периода на 0, 05 процентных пункта является положительным фактором и говорит об увеличении доли собственного капитала, используемого на финансирование текущей деятельности.

Значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами не превышает норматив 0, 3. Снижение данного показателя на 0, 02 процентных пункта является отрицательным признаком финансового состояния предприятия, поскольку при сохранении указанной тенденции его значение может стать критическим (меньше нормативного значения) и привести к риску банкротства.

Величина коэффициент обеспеченности просроченных обязательств активами также невелика и снизилась к концу периода, что негативно сказывается на финансовом положении предприятия.

Рост оборачиваемости оборотных средств на 31, 65 дня указывает на снижение оборачиваемости текущих активов, т. е. о снижении эффективности их использования. В тоже время оборачиваемость материальных оборотных активов снизилась на 11 дней. Это указывает на замедление оборачиваемости материальных оборотных активов, т. е. об улучшении эффективности их использования.

Оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженностей увеличилась, что является отрицательным моментом, т.к. говорит о том, что предприятие медленнее получает выручку за продукцию и соответственно медленнее рассчитывается по своим долгам.

Рост длительности операционного цикла на 24, 96 % свидетельствует об увеличении нахождения финансовых средств в виде запасов и дебиторской задолженности.

Оценив показатели рентабельности, можно отметить тенденцию их увеличения. Основная деятельность ОАО «ГОМЕЛЬХИМТОРГ» высоко рентабельна, это обусловлено хорошей работой маркетинговой службы, которая обеспечивает предприятие высокооплачиваемыми заказами, о чем свидетельствует показатель рентабельности продаж, данный показатель вырос с 3, 38% в 2010 году на 6, 89 п.п. и составил в 2011 году 10, 27%. Рентабельность расходов по основной деятельности также выросла в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 9, 61 п.п. и составила 13, 79%. Рентабельность активов исследуемой организации высокая и ее значение в 2011 году по отношению с 2010 годом возросла на 5, 33 п.п. и составила 12, 37 %.

Из приведенных данных следует, что предприятию необходимо увеличивать долю собственных средств: получение прибыли и сокращать долю заемных средств, что способствует финансовой устойчивости предприятия.

Расходы ОАО «ГОМЕЛЬХИМТОРГ» за счет средств Фонда социальной защиты населения в 2010 – 2011 гг. составили 108, 9 млн. рублей и 100, 5 млн. рублей соответственно. Из которых в 2011 году на выплату пособий по временной нетрудоспособности направлено 52, 7 млн. рублей, что на 9, 1 млн.рублей (14, 72%) меньше, чем в 2010 году. Ежемесячные пособия семьям, воспитывающим детей в 2011 году составили 42, 1 млн. рублей, что на 3, 6 млн. рублей (9, 35%) больше, чем в 2010 году. Также в 2011 году имели место такие виды расходов, как пособие на погребение (1, 6 млн. рублей), оплата свободного от работы дня, предоставляемого ежемесячно матерям, воспитывающим ребенка-инвалида до 18 лет (0, 6 млн. рублей), пенсия прокурорским работникам (3, 5 млн. рублей).

Наибольшая часть расходов ОАО «ГОМЕЛЬХИМТОРГ» за счет средств Фонда социальной защиты населения как в 2010, так и в 2011 гг. – это расходы на выплату пособий повременной нетрудоспособности, в 2011 году они составили 52, 44%, а в 2010 году – 56, 75%. Удельный вес ежемесячного пособия семьям, воспитывающих детей в 2011 году направлено 41, 89% (для сравнения в 2010 году 35, 35%).

В целом, Республика Беларусь в процессе трансформационного перехода смогла не допустить значительных негативных явлений в социальной сфере, связанных с безработицей, резким расслоением населения по уровню доходов, снижением доступности услуг здравоохранения и образования и др. Однако, многое еще предстоит сделать для того, чтобы система социальной защиты была развитой и эффективной. Именно в связи с этим система социальной защиты должна претерпеть серьезные изменения, вызванные необходимостью адаптации к новым экономическим, социальным и демографическим реалиям.

Объективно встала необходимость реформирования пенсионной системы. От того, как будет осуществляться пенсионная реформа, по каким основополагающим принципам – таков будет уровень социальных гарантий и материальной обеспеченности каждого человека в нетрудоспособном возрасте.

Учитывая многие существующие проблемы в сфере социальной защиты населения Республики Беларусь можно сделать вывод о том, что основными направлениями совершенствования социальной защиты, по мнению автора дипломной работы являются:

· Необходимость в проведении пенсионной реформы, которая обеспечит адаптацию пенсионной системы республики к меняющимся условиям с учетом экономических, демографических и социальных процессов. В этом направлении целесообразно развивать так называемый «механизм отложенной пенсии», а также целесообразно рассмотреть вопрос увеличения пенсионного возраста.

· Развитие и совершенствование механизма предоставления адресной социальной помощи.

Необходима разработка документа, предусматривающего четкие направления государственной адресной социальной помощи, усиление государственной поддержки тем категориям граждан, которые реально нуждаются в ней и не могут по объективным причинам справиться с проблемами самостоятельно, исключение социального иждивенчества.

· сокращение «теневой» составляющей заработной платы, то есть наличие значительной численности неработающих официально и, соответственно не уплачивающие страховые взносы трудоспособного населения также уменьшают доходы бюджета Фонда;

· постепенный переход к равному участию нанимателя и работника в процессе формирования пенсионно-страхового капитала, предварительно восстановив полную стоимость рабочей силы посредством обоснованного увеличения оплаты труда, а также повышение удельного веса заработной платы в общих доходах населения;

· совершенствование работы с временно-свободными финансовыми ресурсами, то есть инвестирование средств социального страхования в экономику страны должно идти по многим направлениям, не ограничиваться лишь депозитами в банки и покупкой государственных казначейских обязательств. Нужны подготовленные люди, соответствующие структуры в Фонде но эти затраты правомерны и окупятся;

· формирование финансовых резервов, средства которого должны инвестироваться в высоколиквидные вложения. Необходимость в установлении жестких и точных правовых отношений между страховщиком в лице Фонда, страхователями и застрахованными для обеспечения наиболее полного соответствия между размерами страховых взносов и обязательствами Фонда;

· проведение мероприятий по осознанию и оценке социальных рисков физическими и юридическими лицами, принятие мер по их снижению;

· принять жесткие меры для обязательной регистрации граждан в системе персонифицированного учета с целью выявления долговременных неплательщиков страховых взносов либо стабильных плательщиков минимальных платежей в фиксированном размере.

По всему выше изложенному можно сделать вывод, что одной из важнейших задач при реформировании современного белорусского общества является создание адекватной системы социальной защиты населения, более динамичной, эффективной и, прежде всего, адресной. Основной проблемой является необходимость при жестких бюджетных ограничениях найти финансовые ресурсы для оказания социальной помощи наиболее нуждающимся группам населения, поддерживая при этом такие направления, как образования, медицинская помощь, наука, культура.

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.