Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Населения






 

 

В Беларуси система социального страхования в современном его понимании существует сравнительно недавно. До 1921 года в республике существовала система социального обеспечения, финансируемая, главным образом, из государственного казначейства.

В дальнейшем, в целях совершенствования системы финансирования государственного социального страхования, постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 г. на базе Пенсионного фонда Республики Беларусь и Фонда социального страхования был образован Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, как орган государственного управления финансами социального страхования, подчиняющийся Совету Министров Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 23.09.1994 №122 Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь был реорганизован путем его присоединения к Министерству социальной защиты Республики Беларусь с правом юридического лица. Указом от 24.09.2001 №516 Фонд преобразован в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [38].

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты. Фонд является департаментом с правами юридического лица Министерства труда и социальной защиты, имеет самостоятельный баланс, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, а также иные печати и штампы.

Основными задачами Фонда являются реализация государственной политики по управлению средствами государственного социального страхования, разработка в пределах его компетенции предложений о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании, осуществление профессионального пенсионного страхования, международное сотрудничество в этих областях деятельности. Финансирование деятельности Фонда осуществляется на основании сметы в пределах расходов на его содержание за счет средств государственного социального страхования. Средства Фонда являются республиканской собственностью, не подлежат изъятию, не облагаются налогами, используются на цели, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, и зачисляются на единый казначейский счет Министерства финансов.

Разработанный Фондом на планируемый год бюджет рассматривается на правлении Фонда, направляется в Министерство финансов и утверждается законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. При подготовке бюджета в основу закладываются прогнозируемые макроэкономические показатели по данным Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства труда, Национального банка, статистические и отчетные данные, аналитические показатели.

Доходы и расходы бюджета Фонда осуществляются в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь на очередной финансовый год.

Средства Фонда в соответствии с действующим законодательством образуются за счет:

1. Обязательных страховых взносов;

2. Взносов на профессиональное пенсионное страхование;

3. Ассигнований из республиканского бюджета;

4. Доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования;

5. Доходов от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование;

6. Поступлений по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам, ответственным за причиненный вред согласно законодательству, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца вследствие указанных причин;

7. Сумм недоимок, пеней и административных штрафов;

8. Других поступлений.

Основными источниками поступлений средств в фонды социального страхования служат страховые взносы.

Страховые взносы представляют собой обязательные периодические платежи, производимые законодательно установленными группами населения, хозяйствующими субъектами и при необходимости – государством, и аккумулируемые в страховых фондах на цели социальной защиты.

Размеры (тарифы) взносов на государственное социальное страхование устанавливаются актами Президента Республики Беларусь и (или) законами Республики Беларусь. Размеры (тарифы) взносов на государственное социальное страхование устанавливаются в зависимости от страхового случая и могут дифференцироваться по условиям труда и категориям работников.

Плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь являются:

1. Работодатели - юридические лица (включая юридические лица с иностранными инвестициями, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь), их представительства, филиалы, индивидуальные предприниматели и частные нотариусы, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, а также юридические лица, предоставляющие работу на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм;

2. Работающие граждане - граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм;

3. Физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы, - индивидуальные предприниматели, физические лица, осуществляющие предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, частные нотариусы, творческие работники, граждане, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам у физических лиц, граждане, работающие в представительствах международных организаций в Республике Беларусь, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь, а также граждане, работающие за пределами Республики Беларусь;

4. Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие " Белгосстрах" (далее - Белгосстрах), уплачивающее обязательные страховые взносы за неработающих инвалидов, не достигших возраста, установленного законодательством, которым выплачивается ежемесячная страховая выплата по законодательству об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; за лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка при временном (до восстановления трудоспособности или установления ее стойкой утраты) переводе на более легкую нижеоплачиваемую работу в связи с повреждением здоровья в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; за лиц, которым в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд являются:

· для работодателей и работающих граждан - выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь, но не выше четырехкратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы;

· для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, - определяемый ими доход;

· для Белгосстраха в отношении лиц, которым выплачивается ежемесячная страховая выплата, - минимальная заработная плата, установленная законодательством и проиндексированная в месяце, за который подлежат уплате обязательные страховые взносы; в отношении лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности, - начисленные указанные доплата или пособие.

Все годы существования Фонда его бюджет исполнялся без дефицита, был сбалансированным, расходы бюджета покрывались доходами без дотаций со стороны государства.

Бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) за 2012 год исполнен с профицитом, удельный вес доходов бюджета фонда в ВВП составил 10, 8 %, а расходов – 10, 7 %.

Поступления в бюджет фонда за 2012 год составили 56 995, 3 млрд. р., из которых страховые взносы предприятий и работающих граждан – 54 763, 6 млрд. р. (96, 1 % общих поступлений), взносы индивидуальных предпринимателей – 229, 2 млрд. р. (0, 4 % общих поступлений) (таблица 3.1).

 

Таблица 3.1 – Формирование бюджета Фонда социальной защиты населения за 2010-2012 гг.

млрд р.

Показатели Год Темп изменения, %
      2011г. к 2010г. 2012г. к 2011г. 2012г. к 2010г.
1. ПЕРЕХОДЯЩИЙ ОСТАТОК СРЕДСТВ 5678, 0 6978, 0 9051, 3 122, 9 129, 71 159, 41

Окончание таблицы 3.1

Показатели Год Темп изменения, %
      2011г. к 2010г. 2012г. к 2011г. 2012г. к 2010г.
2. ПОСТУПЛЕНИЕ СРЕДСТВ ФОНДА – ВСЕГО 19676, 8 29593, 7   150, 4 192, 76 289, 92
3. Обязательные страховые взносы работодателей, 19016, 7 28459, 9   149, 66 192, 42 287, 97
Белгосстраха, работающих граждан и физических лиц, уплачивающих эти взносы самостоятельно
4. Обязательные страховые взносы, уплачиваемые гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими предпринимательскую деятельность 69, 6 119, 9 229, 8 172, 27 191, 66 330, 17
5. Поступления от работодателей сумм возмещения расходов на выплату пенсий работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда - - - - - -
6. Доходы от капитализации средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты 293, 8 474, 8 886, 7 161, 61 186, 75 301, 8
7. Поступления на профессиональное пенсионное страхование 192, 6 330, 7 777, 2 171, 7 235, 02 403, 53
8. Другие поступления 104, 1 208, 4 389, 3 200, 19 186, 8 373, 97
9. ИТОГО СРЕДСТВ ФОНДА 25354, 8 36571, 7 66097, 3 144, 24 180, 73 260, 69

Источник – [24].

 

Анализируя поступления средств Фонда за три последних года можно сделать вывод, что наблюдается стабильный рост данного показателя (по сравнению с 2011 годом на 92, 76% больше чем в 2011 году и на 189, 92% больше чем в 2010 году).

В 2012 году страховые взносы организаций на 92, 42 % больше чем в 2011 г. и на 187, 97% больше чем в 2010 г. Что касается страховых взносов предпринимателей, то в 2011 году по сравнению с 2010 годом произошел их рост на 72, 27%, а в 2012 году по сравнению с 2011 рост страховых взносов индивидуальных предпринимателей составил 91, 66%. [24] (таблица 3.1).

Остатки средств на конец 2012 года составили 9872 млрд. р.

В результате размещения временно свободных финансовых средств в депозиты банков получено доходов в сумме 886, 7 млрд. р., что на 86, 75% больше чем в 2011 году и на 201, 8% больше чем в 2010 году.

Взносы на профессиональное пенсионное страхование в 2012 году поступили в сумме 777, 2 млрд. р. (в 2011 г. – 330, 7 млрд. р., в 2010 г. —192, 6 млрд. р.), и в общих поступлениях Фонда составили 1, 4%, то есть по объему от всех поступлений данный показатель занимает третье место после страховых взносов организаций и доходов от капитализации средств.

По сравнению с 2011 годом в 2012 году сумма других поступлений поступления увеличились и составила 389, 3 млрд. р.

Что касается структуры доходов Фонда социальной защиты населения, то в 2010 году удельный вес страховых взносов организаций составил 96, 65% общих поступлений, в 2011 году – 96, 17%, в 2012 году – 96, 01%. Таким образом, наблюдается снижение данного показателя в общем объеме всех поступлений Фонда. При анализе удельного веса взносов индивидуальных предпринимателей наблюдается тенденция спада и роста: в 2010 году – 0, 35% общих поступлений, в 2011 году – 0, 41% и в 2012 – 0, 4% (рисунок 3.1).

Рисунок 3.1 — Структура доходов Фонда социальной защиты населения за 2010-2012 гг.

Источник – [24].

Кроме того, в структуре доходов Фонда социальной защиты населения выделяют доходы от капитализации средств Фонда (их удельный вес в 2012 году составил 1, 55%, в 2011 году – 1, 6%, в 2010 году – 1, 49%); поступления на профессиональное пенсионное обеспечение (их удельный вес в доходах Фонда в 2012 году – 1, 36%, в 2011 году – 1, 12%, в 2010 году – 0, 98%) и другие поступления.

Необходимо отметить, что основным источником средств Фонда являются обязательные страховые взносы организация работодателей, работающих граждан и физических лиц, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы. Удельный вес этих поступлений на протяжении всего рассматриваемого периода составлял более 96, 0% общих поступлений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.