Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления в художественном авангарде первой половины XX века.






Авангард – максимально экстремистское–революционная ветка искусства. Важная идеологема – проблема старости культуры. Модерн – семантичен, авангард – прагматичен. Модерн интересуется смыслом, пытается постичь тайну мира. Авангард ориентирован на воздействие на публику. Задача авангарда – добиться эффекта воздействия на публику. Авангард всегда публичен, всегда на трибуне. Авангард воспринимает всё происходящее, как правило, оптимистически.

1 школа – КУБИЗМ. Беспочвенность направления. Гийом Аполлинер (Вильгельм Костровицкий) – отец поэтического авангарда. Даже на войну шёл с оптимизмом. Человек с непонятным происхождением, отсюда и беспочвенность кубизма. Его жизнь включает разные фазы. Аполлинер-авангардист заявил о себе в середине 1900х, в Париже, в кругах богемы. Затем сблизился с художниками-кубистами (Пикассо) – дальше произошло формирование концепции поэтического кубизма. В 1913 выпускает книгу «Художники кубизма»: искусство не должно служить отображению действительности, оно должно отображать авторскую версию видения реальности, авторскую фантазию. Кубизм – искривление предметности. Задачи кубизма – кубисты не интересуются сущностью вещей, у мира своя форма, а кубист перестраивает мир заново по его собственным правилам. Смысл – реализовать собственную творческую мощь. Цель кубистов и ценность – новизна. Творческое произведение – новое, новаторское произведение.

В 1913 – сборник стихотворений Аполлинера «Алкоголи» - тематика смерти Бога. В 1917 – драматургический фарс «Груди Тиресия» - впервые появляется слово «сюрреализм» (с франц. – сверхреализм). Цель – создавать то, чего нет в природе. В 1918 – художественное завещание, манифест «новый дух и поэты» - манифест-завет (тема старости культуры). Художник должен удивлять читателя, как его удивляет мир. Художественные произведения должны потрясать воображение. Авангардисты не ограничиваются общетеоретическими суждениями. Они предлагают свои поэтические рецепты. Аполлинер обыгрывал графическое расположение слов и букв. В 1918 вышел сборник «Каллиграмы» (визуальная поэзия). Произведения Аполлинера – не стихи, не текст в привычном их смысле.

Сегментарность – способность видеть многое одновременно (множество сразу). Текст нужно читать не последовательно, а видеть весь смысл сразу. Отсутствует привычная грамматика, отсутствует пунктуация. Новая грамматика позволяет написать мир заново. Аполлинер не разрушает само слово. Кубистические образы – «медвежья шкура заката». Совмещение несовместимости, неожиданные сближения – по-кубистически. Кубисты перестраивают органическую реальность на основе своей грамматики.

ФУТУРИЗМ. Футуризм зарождается в Италии. Лидер школы футуризма – Филиппо Томмазо Маринетти (ФТМ – ключевые согласные слова «футуризм»).

1909 – «первый манифест футуризма», выпущен одновременно в Италии и Париже.

Первичная установка – шокирование и эпатирование публики. Возвращение к нулевой точке культуры. Коллективная точка зрения, точка зрения толпы. Футуристы – певцы нового времени в духе мифов.

Новаторство через архаизацию. Гротесковый язык миростановления. Мир – в хаосе становления. Язык гротеска и карнавала. Динамика возобновления. Мир теряет контуры. Состояние перехода. Всё разламывается на первоэлементы и заново смешивается.

Футуризм – антилиричен и антипсихологичен. Футуристическая поэзия – лирика состояния неживой материи. Архаические формы перемешаны с ультрасовременным содержанием. Футуризм – поэзия урбанистическая. Принцип динамики связан с мифом 20 века, с мифом скорости. Гротесковое сближение гротесковых реальностей. Карнавальная борьба нового и старого. Человек должен постепенно превратиться в машину, т.к. машина лучше приспособлена к жизни.

Утопизм языка, мира, восприятия: попытка отказаться от личных форм глагола, от эпитетов; только существительные и глаголы; вместо прилагательных существ.приложение. Монументализм, гигантизм футуризма. Особое положение категории хаоса. Новаторство в авангарде непосредственно с хаосом. Хаос должен создавать, быть истоком творчества. Древнейшая мифологическая установка: авангард – крайняя форма развития романтической эстетики. Вдохновение – нечто стихийное. Всё, что является опорным, то не обладает творческой силой.

Авангардисты не являются философами, они работают с конкретными моделями (для футуристов – толпа). Отрицая хаос, необходимо отказаться от категории новизны. Любой авангард начинается с утверждения принципа свободы. Свобода – нечто относительное. Свобода от традиций, от догм оборачивается одержимостью толпой, бессознательным. Авангардисты – тоталитарные практики.

ДАДАИЗМ. Тристан Туара – лидер школы. Школа «дада» открыта в Швейцарии, затем Туара едет в Париж и открывает там школу (куда входят будущие члены школы сюрреализма). 1916 – Цюрих – «манифест господина Антиперина» - манифест школы «дада». Строится в форме «пощёчины общественному вкусу». Позиция дадаизма – «плевать на всё человечество». Разрушается абсолютно всё. Принцип антисинтеза.

Разрушается слово. Возможны стихи без слов.

Название школы «дада» - антислово, набор букв, восходит к контексту детского лепета. Все авангардисты интересуются позицией ребёнка. Мир авангарда существенно связан с миром ребёнка. Значение слова «дада» - любимая детская игрушка. «его дада» = «его конёк».

Дадаистов интересует игровое отношение ребёнка к миру, его несерьёзность. Играть можно абсолютно со всем, раз в мире нет больше ничего святого. Нет осмысленности. Мир заведомо внутренне абсурден. Абсурдность присуща миру изначально. «Мир взрослых только притворяется серьёзным и важным».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.