Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опыт управления качеством в Японии






 

В Японии, как практически и во всех других странах мира, сначала были развернуты работы по более широкому применению методов контроля качества продукции. Особое место при этом отводилось в начальный период статистическим методам контроля и Закону о промышленной стандартизации, принятому в 1949 т.

Модель Феигенбаума Модель Эттингера—Ситтига

Модель Джурана Модель в стандартах ИСО серии 9000 (≪ петля качества≫):

Обозначения:

Модель Феигенбаума. 1 — выбор методов контроля; 2 оценка поставщиков: 3 — разработка планов приема материалов и оборудования: 4 контроль измерительных приборов: 5 — оптимизация стоимости качества: рганизация системы обеспечения

качества; 7— испытание прототипов изделий, определение их надежности; 8— исследование эффективности различных методов контроля; 9 - анализ стоимости качества;

10 — разработка технологии контроля качества; //— обратная связь и контроль качества; 12 — разработка системы сбора информации о качестве: 13 — контроль новых проектов; 14 — осуществление входною контроля материалов: 15 — осуществление контроля производственных процессов и изделий: — анализ производственных процессов: 17— комплексный контроль качества.

Модель Эттингера—Ситтига: 1 цели и задачи; 2 — техническое задание; 3 — проектирование; 4 — производство продукции; 5 сбыт; 6 — гарантийное обслуживание:

— реализация продукции; 8- рынок; 9 — сфера рынка сбыта; 10 — рынок.

Модель Джурана: I — обследование рынка и исследование эксплуатационных показателей качества продукции; 2 составление проектных заданий на изготовление продукции улучшенного качества; 3 проектно конструкторские работы; 4— составление

технических условий для процесса производства изделий; 5 — разработка технологии и

подготовка производства; 6 — приобретение материалов, комплектующих изделий и дета-

лей, технологического оборудования и инструмента; изготовление инструмента,

приспособлений и контрольно-измерительных приборов: S — процесс изготовления

продукции: 9- технический контроль процесса производства; 10— технический контроль готовой продукции; // испытани рдукции: 12 сбыт; 13 — техническое

обслуживание в период эксплуатации; 14 дование рынка и исследование эксплуатационных показателей качества продукции: связь с поставщиками: Р - реклама и продажи; Н — наладка, техобслуживание при ремонте и пуске в эксплуатацию.

Модель в стандартах ИСО серии 9000 (≪ петля качества≫): /—маркетинг, поиск и

изучение рынка; 2— проектирование и/или разработка технических требований, разработка продукции; 3 — материально-техническое снабжение; 4— подготовка и разработка производственных процессов;: производство продукции; 6— контроль, проведение испытаний и обследований: 7 - упаковка и хранение; 8 - реализация 2си распределение продукции; 9 — монтаж и эксплуатация: 10 - техническая помощь в обслуживании; 11— утилизация после использования продукции.

Рис. 1.. Основные модели зарубежных систем управления качеством

К середине 1950-х гг. в сфере внедрения статистических методов контроля и во всей сфере контроля были достигнуты существенные успехи, но при лом в этой работе можно было выявить недостатки: принципы стандартизации в производстве реализовывались формально; существовало сильное противодействие в сфере производства внедрению передовых методов контроля и статистических метдов, в частности, руководители фирм крайне мало уделяли внимания вопросам контроля качества продукции.

Конец 1950-х гг. в Японии ознаменовался проникновением в промышленность повсеместно-всестороннего внутрифирменного контроля качества, который предусматривал проведение контроля со стороны всех сотрудников фирмы, начиная от рабочих, мастеров и кончая руководством. Именно с лого периода стало проводиться

систематическое обучение всех работников методам контроля качества. В дальнейшем оно превратилось, по существу, в непрерывную и постоянную систему воспитания у трудящихся уважительного отношения к потребителю и стремление к качественным результатам своего труда. При реализации всех мероприятий по обучению, воспитанию и внедрению систем контроля качества японскими специалистами в полной мере учитывались специфика продукции, традиции фирм, культуры и быта, уровень образования, трудовые взаимоотношения и т.п.

В начале 1960-х гг. в Японии были созданы льготные условия для внешней торговли и возникли необходимость и возможность повышения качества продукции до мирового уровня. Многие фирмы значительно усилили работу по эффективному управлению качеством идобились, как известно, больших результатов.

Обобщая опыт Японии по управлению качеством, к основным его особенностям на настоящий период можно отнести:

1) воспитание у каждого изготовителя исключительно уважительного отношения к заказчикам и потребителям (т.е. воспитание культа

потребителя как во внутрифирменных, так и при межфирменных отношениях);

2) реальное выполнение принципов комплексного управления

качеством;

3) участие всех подразделений и работников в обеспечении и управлении качеством;

4) непрерывное систематическое обучение кадров вопроса обеспечения и управления качеством, что гарантирует высокий уровень подготовки в этой области всех работников фирм;

5) эффективное функционирование широкой сети кружков качества на всех стадиях жизненного никла продукции и сферы услуг;

6) использование развитой системы инспектирования всей деятельности по обеспечению и управлению качеством;

7) широкое применение при обеспечении и управлении качеством передовых методов контроля качества, включая статистические, при приоритетном контроле качества производственных процессов;

8) создание и реализация глубоко проработанных комплексных программ по контролю качества и оптимальных планов по их выполнению;

9) наличие в сфере производства высококачественных средств труда (со сроком эксплуатации до 3-5 лет);

10) наличие исключительно развитой системы пропаганды значения высококачественной продукции и добросовестного труда;

11) сильное влияние со стороны государства на принципиальные

направления повышения уровня качества и обеспечения конкурентоспособности продукции.

В фирмах Японии собирают и используют данные о качестве

эксплуатируемой продукции у потребителей (принцип ≪ прослежи-

ваемости продукции≫). Сбор информации проводится не только о качестве своей продукции, но и продукции конкурентов. Эти данные позволяют оценить качество продукции фирмы и определить контрольные показатели для улучшения собственной продукции по сравнению с конкурирующими фирмами.

Еще одной важной особенностью систем управления качеством фирм Японии является оперативность управляющих воздействий в деле внедрения новых и модернизированных технологий и продукции.

В практике обеспечения качества известны методы Тагути, широко используемые сначала в японской промышленности, а затем и в западных странах. Эти методы предполагают всеобщий (тотальный) контроль качества на всех стадиях жизненного цикла продукции. При этом предусматривается применение гибких технологий контроля с его жестким регламентированным планированием исходя из минимума потерь как у изготовителя, так и у потребителя. Однако анализ этой системы показывает, что реально она имеет довольно значимые недостатки: цели и задачи не в полной мере охватывают

деятельность предприятия в отношении удовлетворения потребностей потребителей. Здесь имеет место ограниченность целей, слабая взаимосвязь целей предприятия по получению прибыли с мерой удовлетворения требований потребителей и функциональными возможностями системы, недостаточное внимание к повышению роли производственных и управленческих кадров в деле удовлетворения требований потребителей в области качества продукции, а также их квалификации.

Перечисленные издержки системы тотального контроля качества, казалось бы, можно в целом отнести на счет ее слабой функцио- нальности. Однако такие же недостатки присущи и другим системам, более функциональным, получившим снос развитие в настоящее время, например системе TQM (системе тотального управления качеством). Фактически при внедрении этой системы, как правило. больше внимания уделяют не персоналу, не повышению их организационно-экономической культуры, а техническим аспектам (в частности, тому же техническому контролю).

Теоретический и практический опыт комплексною управления качеством на предприятиях Японии успешно сочетался с известной системой ≪ Канбан≫, что в переводе на русский язык означает ≪ карточка≫, а по существу — ≪ точно в срок≫. Эта система или

ее элементы стали широко использоваться не только в Японии, но и в других странах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.