Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 17. Правоотношения: понятие, виды, структура.






Понятие и виды правоотношений: по отраслям права, по характеру осуществляемых функций, по количеству участников.

Состав (структура) правоотношения.

Субъекты правоотношений. Физические лица. Юридические лица. Должностные лица как особый субъект правоотношений. Органы государства и органы местного самоуправления. Государство и муниципальные образования как субъекты правоотношений.

Правосубъектность: понятие и составляющие.

Объект правоотношений. Содержание правоотношений и его элементы

Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения (юридические факты). Классификация юридических фактов.

Правомерные и неправомерные действия. Юридические акты и юридические поступки как правомерные действия. Относительные и абсолютные события. Юридические составы.

 

Тема 18. Правомерное поведение и правонарушение. Юридическая ответственность.

Правомерное поведение, его признаки и виды. Состав правомерного поведения. Типы правомерного поведения.

Правонарушение: понятие, признаки и виды. Состав правонарушения и его элементы. Материальные и формальные составы правонарушений. Классификация субъектов правонарушения. Формы вины. Дополнительные признаки правонарушений.

Понятие юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Юридическая ответственность и санкции за совершение правонарушений.

Преступление как наиболее опасный вид правонарушений и уголовная ответственность за него. Правоохранительные органы и их система в РФ.

 

Тема 19. Механизм правового регулирования: понятие и структура.

Понятие и составляющие механизма правового регулирования. Правопорядок как цель и результат правового регулирования. Соотношения понятий «правопорядок» «общественный порядок» и «законность».

Понятие и принципы законности. Органы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации как орган надзора за законностью.

Правовая культура и правовое сознание как юридические средства механизма правового регулирования. Правовая культура общества и правовая культура личности. Правовой нигилизм.

Правосознание, его структура и типы. Правовая идеология и правовая психология. Индивидуальное, групповое и общественное правосознание. Обыденное, профессиональное и научное (теоретическое) правосознание. Профессиональное правосознание юриста.


НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

И ЛИТЕРАТУРА К ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ

 

Тема 1. Теория государства и права как наука: предмет, методология, система.

Вопросы:

1. Объект и предмет теории государства и права.

2. Функции теории государства и права как науки.

3. Методы теории государства и права: всеобщие, общенаучные, частнонаучные (специальные).

4. Система теории государства и права.

 

Литература

1. Глебов А.П. Новое поколение учебников по теории государства и права //Государство и право. 1997, №4, с. 63-69.

2. Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. - М., 1965.

3. Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.

4. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определе­ниях. - М.: Юрайт, 1997, с. 3-6.

5. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработ. и доп.-М.: Юрайт, 1997, с. 7-18.

6. Нерсесянц B.C. Юриспруденция: Введение в курс общей теории госу­дарства и права. М.: НОРМА - ИНФРА, 1998.

7. Обсуждение учебника по общей теории права. //Государство и право. 1994, №5, с. 82-107.

8. Общая теория права и государства. Академический курс в 2-х томах. Под ред. М.Н. Марченко. Том 1. Теория государства. — М.: Издательство «Зерцало», 1998, с. 7-28.

9. Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юрист, 1994, с. 3-28.

10. Сырых В.М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. – М., 1980.

11. Теория государства и права. Т.1. Теория государства. Под ред. А.Б. Венгерова. М.: Юристъ, 1995.

12. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факуль­тетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА, 1998, с. 3-26.

13. Тилле А.А., Швеков Г.В. Сравнительные методы в юридических дис­циплинах.-М., 1978.

14. Четвернин В.А. Понятие права и государства: Введение в курс теории государства и права. М.: Дело, 1997.

 

Научно-методические рекомендации

Поскольку теория государства и права является теоретической и базовой юридической наукой, ее изучение следует начинать с исследования понятия науки и предмета научного исследования. Так как объектом изучения теории государства и права являются особые общественные институты – государство и право – ее следует относить к наукам общественным (гуманитарным).

Любая наука изучает закономерности того или иного явления, таким образом, и теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. К определению предмета науки существует несколько подходов. Студентам в рамках получения среднего юридического образования следует остановиться на более распространенных.

Так, Малько А.В. определяет предмет теории государства и права как общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также основные понятия юриспруденции (норма права, правоотношение и т.д.). В.С. Нерсесянц понимает под предметом теории государства и права право и правовое понятие государства. А.Н. Соколов считает предметом теории государства и права основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития права, государства, их сущность, структуру, основные элементы, принципы, институты.

Изучив понятие объекта и предмета теории государства и права, следует перейти к рассмотрению функций теории государства и права. Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций. К ним следует отнести такие функции, как: онтологическая, гносеологическая, эвристическая, методологическая, политико-управленческая, идеологическая, практически-организаторская, прогностическая. Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе, они дают полное представление о назначении теории госу­дарства и права.

После рассмотрения вопроса об объекте, предмете и функциях теории государства и права необходимо перейти к понятию методологии. Под методологией понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых познается ее предмет. Многообразие методов общей теории государства и права можно подразделить на три основные группы:

1. Всеобщие методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих методов можно выделить:

– метафизику, которая рассматривает государство и право, как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с другими общественными явлениями;

– диалектику (материалистическую и идеалистическую). Материалистическая диалектика рассматривает государство и право в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями. Идеалистическая диалектика может выступать в виде объективного или субъективного идеализма. Объективный идеализм связывает причины возникновения и функционирования государства и права с божественной силой либо объективным разумом, субъективный идеализм – с сознанием человека, с волей людей.

2. Общенаучные методы – это приемы, применяемые на отдельных этапах научного познания и используемые в различных науках. К общенаучным методам можно отнести анализ, синтез, системный подход, индукция и дедукция.

3. Частнонаучные методы – это приемы, основанные на достижениях технических, естественных и общественных наук и применяемые отдельными науками. К ним, в частности, относятся конкретно-социологический, статистический анализ, формально-юридический, сравнительно-правовой методы, общие логические приемы.

К основным функциям теории государства и права традиционно относят онтологическую, гносеологическую, эвристическую, методологическую, политико-управленческую, идеологическую, практически-организаторскую, прогностическую.

Теория государства и права изучается по определенной системе, которая представляет собой логически последовательное расположение вопросов, отражающих объективную структуру и содержание предмета данной науки. Анализ структуры теории целесообразно проводить с учетом специфики познания теории государства и права в качестве науки и учебной дисциплины. Структурирование теории государства и права как науки осуществляется в контексте двух основных подходов, которые с определенной долей условности могут быть названы предметным и функциональным.

В соответствии с предметным подходом – в структуре теории государства и права выделяются два основных раздела: «теория государства» и «теория права».

Изучение государства и права начинается с уяснения соотношения общества и государства, закономерностей происхождения тех признаков государства, которые отличают его от организации общественной власти первобытнообщинного строя. Затем рассматриваются основные вопросы теории государства: признаки, сущность государства, важнейшие характеристики правовой государственности, формы, типы, механизм и функции государства.

После уяснения общих вопросов теории государства, целесообразно переходить к изучению общей теории права. Этот раздел курса дает представление о том, что такое право и что есть его элементарная частица – норма права; в каких формах выражаются правовые нормы; что такое закон и каково его место в системе нормативно-правовых актов государства; какова роль права и нормативного регулирования в современной общественной жизни. Также изучаются принципы построения и функционирования системы права и системы законодательства, формы реализации правовых норм и особенностей правоприменительной деятельности компетентных органов государства.

Изучением общих закономерностей правоотношений, правомерного поведения, правонарушения и юридической ответственности, законности и правового порядка завершается курс теории государства и права.

Сторонники функционального подхода выделяют в качестве относительно обособленных элементов юридическую догматику, юридическую технику, социологию права и философию права.

Социология права рассматривает право с точки зрения общественных отношений, порождающих правовые нормы и процедуры, связанные с их правовым регулированием и правовой охраны.

Философия права предполагает акцентирование внимания на наиболее общих и в силу этого объективных закономерностях возникновения и развития государства и права, а также исследует философские категории (свобода, необходимость, общество и т.п.) в их юридической интерпретации.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение теории государства и права как юридической науки.

2. Изложите особенности предмета теории государства и права.

3. Назовите функции теории государства и права как юридической науки.

4. В чем состоит методологическое значение теории государства и права.

5. Изложите суть различных подходов к вопросу о структуре (системе) теории государства и права как науки.

 

Тема 2. Теория государства и права в системе общественных юридических наук и дисциплин.

Вопросы:

Наука как познавательная деятельность. Классификация наук.

Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.

Взаимосвязь теории государства и права с философией, политологией, историей, социологией, экономикой.

Теория государства и права как учебная дисциплина.

 

Литература

1. Глебов А.П. Новое поколение учебников по теории государства и права //Государство и право. 1997, №4, с. 63-69.

2. Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. - М., 1965.

3. Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.

4. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определе­ниях. - М.: Юрайт, 1997, с. 3-6.

5. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработ. и доп.-М.: Юрайт, 1997, с. 7-18.

6. Нерсесянц B.C. Юриспруденция: Введение в курс общей теории госу­дарства и права. М.: НОРМА - ИНФРА, 1998.

7. Обсуждение учебника по общей теории права. //Государство и право. 1994, №5, с. 82-107.

8. Общая теория права и государства. Академический курс в 2-х томах. Под ред. М.Н. Марченко. Том 1. Теория государства. — М.: Издательство «Зерцало», 1998, с. 7-28.

9. Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юрист, 1994, с. 3-28.

10. Сырых В.М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. – М., 1980.

11. Теория государства и права. Т.1. Теория государства. Под ред. А.Б. Венгерова. М.: Юристъ, 1995.

12. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факуль­тетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА, 1998, с. 3-26.

13. Тилле А.А., Швеков Г.В. Сравнительные методы в юридических дис­циплинах.-М., 1978.

14. Четвернин В.А. Понятие права и государства: Введение в курс теории государства и права. М.: Дело, 1997.

 

Научно-методические рекомендации

 

Познание – это процесс приращения знаний. Знания, получаемые в процессе познания, призваны ответить на вопросы, возникающие перед человеком или социальной группой в ходе освоения действительности. Человек постоянно познает мир, независимо от своего возраста он всегда открывает для себя новое в материальной и духовной жизни. Можно сказать, что познание – это есть сама человеческая жизнь.

Познание может быть обыденным и научным. Обыденное познание осуществляется индивидом или группой людей, оно нацелено на приспособление субъекта познания (человека) к окружающим условиям и призвано дать более или менее здравый ответ на любые изменения в системе «человек – окружающая среда». Научное познание – познание, связанное с выявлением глубинных связей и отношений в системе «человек – мир». Следовательно, оно предполагает выяснение законов, по которым существует мир и человек в этом мире.

Таким образом, наука в первую очередь обращается к рациональному (логическому) способу познания. Это более сложный, чем чувственный (эмипирический) способ познания, присущий только человеку способ познания действительности посредством абстрактного мышления. Для него характерна опора на результаты чувственного отражения, обобщенность и абстрактность возникающих образов, воспроизведение объектов на уровне сущности, то есть внутренних закономерных связей и отношений.

Ставя перед собой проблему получения истинного знания, отделения истины от заблуждения, человек создал специфическую сферу духовной деятельности, на которую возложил задачу выработки и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. Эту сферу духовной деятельности он назвал наукой. Слово «наука» буквально означает «знание». При этом научные знания – это такие знания, которые проверены практикой и подтверждены ею. Наука – это знания, проверенные и подтвержденные практикой, приведенные в систему и позволяющие объяснить существующее и предсказать будущее.

Научные знания отличаются тем, что они приведены в систему на основе определенных принципов, логически организованы, оформлены в виде теории. Необходимо обратить внимание на специфические признаки научного знания.

Отражая мир, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о мире и его законах. В зависимости от приближенности или удаленности от практики науки разделяются на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки нацелены на изучение, познание законов природы, общества и мышления. Эти законы, а также структуры, в которых они действуют, изучаются фундаментальными науками в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию. Задача прикладных наук заключается в применении результатов фундаментальных наук для решения как познавательных, так и социально-практических задач. Это деление наук весьма условно, поскольку прикладные науки могут развиваться с преобладанием как практической, так и теоретической проблематики.

Наука разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются по предмету и методу познания.

Классификация наук опирается на объективный фактор, на те или иные стороны действительности, либо на формы движения материи, представляющие предмет конкретной науки. Традиционно научные знания о природе и обществе, накопленные человечеством, образуют систему наук, которую условно можно подразделить на следующие группы: технические, естественные, общественные науки. Общественные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты. Юридические науки как система всесторонних объективных знаний о государстве и праве, выражающихся в совокупности понятий, категорий, закономерностей возникновения, функционирования и развития государства и права, являются частью общественных наук.

Слушателям следует изучить классификацию юридических наук. Она включает в себя:

- общетеоретические науки (теория государства и права, философия права, социология права);

- историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений);

- специальные науки:

а) юридические науки, изучающие отрасли внутригосударственного (национального) права – (конституционное право, граждан­ское право, трудовое право, административное право, уго­ловное право, экологическое право, уголовное процессуаль­ное право, гражданское процессуальное право и др.);

б) юридические науки, исследующие отрасли международного публичного права (морское, воздушное, дипломатическое, торговое и др.);

- прикладные (криминалистика, судебная ста­тистика, судебная медицина и пр.)

Единство и целостность материального и духовного мира обусловливают единство всех наук. Особо тесная взаимо­связь существует между гуманитарными (общественными) науками.

Коренной вопрос общественной жизни – вопрос о госу­дарстве и праве, их роли имеете в жизни общества. Этот вопрос не может быть монополией какой-то одной науки. Все гуманитарные науки в той или иной мере затрагивают его, отсюда тесное взаимодействие теории государства и права с философией, экономической теорией, социологией, политологией и др. Она опирается на их передовые достижения, занимает в системе гуманитарного знания место, определяемое значением государства и права в жизнедея­тельности общества.

Говоря о месте и роли общей теории государства и права в системе общественных наук, необходимо отметить ее взаимосвязь с философией, экономикой, социологией, политологией, социальной психологией и др. С помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции теории государства и права. В свою очередь теория государства и права дает конкретный материал для широких философских обобщений.

Много общего и разного имеют теория государства и права и историко-правовые науки. По отношению к отраслевым наукам теория государства и права выступает как обобщающая. Взаимодействие теории государства и права с прикладными науками в значительной мере опосредованно, то есть взаимосвязь их осуществляется через отраслевые науки.

Следует различать теорию государства и права как на­уку и учебную дисциплину.

Наука и учебная дисциплина – это принципиально разные системы, каждая из которых имеет свою цель и строение. В наиболее общем виде различия между данными направлениями познания могут быть сведены к следующим:

· учебная дисциплина – это начальный уровень познания, являющийся условием адаптации субъекта к той или иной форме социальной жизнедеятельности;

· наука – это системное, обобщенное видение объекта познания, высший уровень познавательной деятельности.

Учебная дисциплина «Теория государства и права» – это система определенных теоретических сведений о государстве и праве, построенная в соответствии с конкретными тематическими планами и учебными программами и предназначенная для подготовки специалистов в сфере юриспруденции.

Как учебная дисциплина теория государства и права – это система юридических знаний, необходимых для дальнейшего изучения юриспруденции; ее рамки более узки, чем рамки науки теории государства и права. В нее включается только часть материала (наиболее важного, существенного), которым располагает наука.

Структура теории государства и права как учебной дисциплины предполагает выделение трех взаимосвязанных разделов: вводного, общей теории государства и общей теории права. В рамках вводного раздела дается общая характеристика теории государства и права как науки и учебной дисциплины. Учитывая тот факт, что в качестве предмета теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения и развития государства и права, в данном разделе уделяется внимание изучению предпосылок возникновения государства и права, а также рассматриваются основные теории происхождения этих феноменов. Во втором разделе рассматриваются основные теоретические понятия, характеризующие государство (понятие и признаки государства, формы и функции государства, механизм государства и т.д.). В рамках третьего раздела исследуются наиболее важные категории в правовой сфере (понятие и признаки права, система права, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность), а также анализируются теоретические механизмы и принципы правотворчества и реализации права (механизмы и принципы юридической техники).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение научного познания и науки.

2. На какие группы подразделяются все науки?

3. С какими общественными науками наиболее тесно взаимосвязана теория государства и права?

4. Каково место теории государства и права среди других гуманитарных наук?

5. На какие группы делятся юридические науки?

6. В чем заключается ведущая роль теории государства и права в системе юридических наук?

7. Охарактеризуйте теорию государства и права как учебную дисциплину.

 

Тема 3. Предпосылки возникновения государства и теории его происхождения.

Вопросы:

Способы регулирования общественных отношений в догосударственный период

Предпосылки происхождения государства

Основные теории происхождения государства (патриархальная, теологическая, договорная, органическая, теория насилия, классовая)

Иные теории происхождения государства (психологическая, расовая, инцестная, ирригационная и др.)

Семинарское занятие: Аристотель и Конфуций о происхождении государства: общее и особенное. Концепции Августина Блаженного и Фомы Аквинского о природе государственной власти. Теория общественного договора с точки зрения английской философско-политической мысли XYII века (Т. Гоббс и Дж. Локк).

 

Литература

1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрид. лит., 1996, с. 4-26, 27-34.

2. Бобурин С.Н. Современные проблемы российской государственности: территория и гражданство. //Государство и право, 1996, №11, с. 3-9.

3. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки. // Государство и право. 1993, №7, с. 21-20.

4. Карапетян Л.М., Хачатурян Г.М. Суверенитет народов в многонацио­нальном государстве. //Советское государство и право, 1990, №11, с. 3-14.

5. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определе­ниях. - М.: Юрайт, 1997, с. 7-9.

6. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработ, и доп. - М.: Юрайт, 1997, с. 19-36.

7. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Изд-во БЕК, 1994, с. 7-47.

8. Косарев А.И. Происхождение и сущность государства. М., 1969.

9. Ленин В.И. Государство и революция //Полное собрание сочинений. Т. 33, с. 1-120.

10. Ленин В.И. О государстве // Полное собрание сочинений Т. 39, с. 64-84.

11. Мартынин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государ­ства в России. //Государство и право. 1996, №5, с. 3-13.

12. Маршак А.Л., Дзодиев В. Проблемы становления демократического го­сударства в России. //Государство и право. 1997, №8, с. 115-116.

13. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном эта­пе. //Государство и право. 1993, №6, с. 98-108.

14. Общая теория права и государства. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 1. Теория государства. - М.: Зерцало, 1998, с. 29-101; 197-211.

15. Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. В.В. Лазарева. -М.: Юрист, 1994, с. 36-53.

16. Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и го­сударства. - М.: Наука, 1980.

17. Платон. Государство. Собр. соч.: в 3-х т. - М., 1986, 1971. Т. 3.

18. Проблемы суверенитета в Российской Федерации. - М., 1994.

19. Становление новой государственности России: Федеративный Договор. // Государство и право. 1997, №1, с. 4-11.

20. Становление правового государства в Российской Федерации и функ­ции прокуратуры. // Государство и право. 1994, №5, с. 3-34.

21. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1998, с. 37-59; 111-127; 142-152.

22. Тихомиров Ю.А. Государственность: крах или воскрешение? //Государство и право, 1992, №9, с. 11-19.

23. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: вве­дение в теорию. - М: ИГП РАН, 1993.

24. Четвернин В.А. Понятие права и государства: введение в курс теории государства и права. М.: Дело, 1997.

25. Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве. //Государство и право. 1992, №5, с. 3-11.

26. Чиркин В.Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержа­ние и форма. //Государство и право. 1997, №1, с. 4-11.

27. Чиркин В.Е. Три ипостаси государства. //Государство и право. 1993, №8, с. 107-115.

28. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государст­ва // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21, с. 23-178.

 

Научно-методические рекомендации

Традиционно в науке придерживаются исторической, эволюционной (материалистической) точки зрения. В соответствии с ней государственно-организованному обществу предшествовало первобытное общество, которое характеризовалось низким уровнем развития производительных сил, общественной собственностью на средства производства, коллективными формами хозяйства, уравнительным распределением произведенного продукта, низкой эффективностью общественного производства в сфере хозяйства. Слушателям следует учитывать, что в сфере общественных отношений такое общество характеризуется имущественным и социальным равенством, первобытной демократией, наличием первичных социальных институтов (рода, фратрии, племени, интересов, затем - семьи), принципиальным совпадением индивидуальных и общих интересов. Во властно-управленческой сфере такое общество характеризуется отсутствием отношений господства и подчинения, особого политического аппарата управления, всеобщим управлением делами общины и т.д. В сфере социальных регуляторов догосударственное общество характеризуется наличием зачатков морали, традиций, обычаев, религии, этики, эстетики, технических норм, большим удельным весом запретов табу, наряду с разрешениями, гарантированностью социальных регуляторов привычкой, общественным мнением, силой авторитета старейшины, кровно-родственными узами, отсутствием какой-либо фиксации норм.

Долгое время причиной возникновения государства считался раскол общества на классы с непримиримыми интересами. Такой подход был обусловлен господство в юридической науке марксистко-ленинской методологии. Согласно ей, производительные силы на определенном этапе своего развития позволили достичь такого увеличения производительности труда, при котором стало возможным производство прибавочного продукта. В новых экономических условиях семья могла не только обеспечивать себя средствами к существованию, но и создавать определенные излишки. Прибавочный продукт давал возможность старейшинам, военачальникам сосредотачивать в своих руках определенные материальные ценности, что влекло за собой имущественное неравенство. Так возникла частная собственность: общество раскололось на имущих и неимущих. В этих условиях стало возможно использовать чужой труд и получать прибавочный продукт, эксплуатируя других людей. Происходило деление на классы, занимавшие противоположные позиции в обществе. Между этими классами возникали неизбежные противоречия, которые вели к формированию нового механизма организации власти – государству.

Однако современная наука также учитывает и то, что данный путь не был традиционным. Особыми причинами обусловлено возникновение государств на Востоке. Здесь основными причинами стали: потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ, необходимость объединения для достижения общих целей больших масс людей, необходимость единого централизованного руководства этими массами.

Спецификой отличается возникновение государства у древнегерманских племен. Процесс появления государства здесь был ускорен завоеванием франками значительных территорий Римской империи.

Важнейшей закономерностью процесса возникновения государства является неравномерность развития государственности у различных народов.

Вопросы происхождения государства всегда волновали умы человечества. Поэтому по вопросу происхождения государства существуют самые различные теории. На занятиях предполагается ознакомление студентов с наиболее распространенными из них.

Так, теологическая теория А. Августина, Ф. Аквинского объясняет процесс возникновения и развития государства из создания богом. Государство рассматривается как форма общения, предписанная человеку Богом.

Патриархальная теория Аристотеля, Н. Михайловского считает, что государство является продуктом естественного развития семьи. Семья разрастается в племя, а племя - в государство. Соответственно власть главы семьи, патриарха, отца превращается во власть монархическую.

Договорная теория Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо предполагает, что государство возникло в результате общественного договора, по которому люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии, отказались от части своих прав и свобод в пользу государства в обмен на гарантии личной безопасности.

Теория насилия Ш.Яна, Л. Гумпловича, К. Каутского определяет государство как результат завоевания одной части общества другой, одного племени другим. Оно возникло из силы, навязанной обществу извне.

Основные причины происхождения государства согласно психологической теории Л. Петражицкого лежат не в социально-экономической сфере, а в особенностях психики человека, его эмоциях и склонностях (у одних людей – повелевать; у других – подчиняться).

Социально-экономическая теория К. Маркса, Ф. Энгельса видит причины возникновения государства в объективных социально-экономических процессах, происходящих в первобытном обществе.

Среди специфических теорий слушателям следует знать об ирригационной теории К. Витфогеля, согласно которой государство возникает как следствие потребности общества в постоянном осуществлении крепномасштабных работ по созданию оросительных каналов и ирригационных сооружений.

Подводя итоги анализа различных теорий, слушатели должны прийти к выводу об ограниченности каждой из концепций, представляющих собой субъективный взгляд ее представителей на объективный процесс развития социума. Современные же подходы основываются на признании плюрализма факторов.

В заключении следует определить место государства в политической и социальной структуре общества. Государство – это основной политический и наиболее властный социальный институт в обществе.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите структурные элементы общественной власти первобытного обще­ства.

2. Перечислите основные экономические причины происхождения государства.

3. Назовите основные социальные причины возникновения государства.

4. Какими способами осуществлялось регулирование общественных отношений в догосударственный период существования человечества?

5. Что представляли собой мононормы первобытного общества?

6. Раскройте содержание основных теорий, объясняющих возникновение госу­дарства.

Тема 4. Понятие и сущность государства. Исторические типы государства и основные подходы к их типологии.

 

Вопросы:

1. Понятие и признаки государства.

2. Социальная сущность государства.

3. Типология государств.

 

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации.

2. О государственном суверенитете РСФСР. Декларация, принятая 12 ию­ня 1990 года первым Съездом народных депутатов РСФСР. //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1990, №2, ст. 22.

3. Декларация прав и свобод человека и гражданина России. //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, №52, ст. 1865.

 

Литература

1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрид. лит., 1996, с. 4-26, 27-34.

2. Бобурин С.Н. Современные проблемы российской государственности: территория и гражданство. //Государство и право, 1996, №11, с. 3-9.

3. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки. // Государство и право. 1993, №7, с. 21-20.

4. Карапетян Л.М., Хачатурян Г.М. Суверенитет народов в многонацио­нальном государстве. //Советское государство и право, 1990, №11, с. 3-14.

5. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определе­ниях. - М.: Юрайт, 1997, с. 7-9.

6. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработ, и доп. - М.: Юрайт, 1997, с. 19-36.

7. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Изд-во БЕК, 1994, с. 7-47.

8. Косарев А.И. Происхождение и сущность государства. М., 1969.

9. Ленин В.И. Государство и революция //Полное собрание сочинений. Т. 33, с. 1-120.

10. Ленин В.И. О государстве // Полное собрание сочинений Т. 39, с. 64-84.

11. Мартынин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государ­ства в России. //Государство и право. 1996, №5, с. 3-13.

12. Маршак А.Л., Дзодиев В. Проблемы становления демократического го­сударства в России. //Государство и право. 1997, №8, с. 115-116.

13. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном эта­пе. //Государство и право. 1993, №6, с. 98-108.

14. Общая теория права и государства. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 1. Теория государства. - М.: Зерцало, 1998, с. 29-101; 197-211.

15. Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. В.В. Лазарева. -М.: Юрист, 1994, с. 36-53.

16. Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и го­сударства. - М.: Наука, 1980.

17. Платон. Государство. Собр. соч.: в 3-х т. - М., 1986, 1971. Т. 3.

18. Проблемы суверенитета в Российской Федерации. - М., 1994.

19. Становление новой государственности России: Федеративный Договор. // Государство и право. 1997, №1, с. 4-11.

20, Становление правового государства в Российской Федерации и функ­ции прокуратуры. // Государство и право. 1994, №5, с. 3-34.

21. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1998, с. 37-59; 111-127; 142-152.

22. Тихомиров Ю.А. Государственность: крах или воскрешение? //Государство и право, 1992, №9, с. 11-19.

23. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: вве­дение в теорию. - М: ИГП РАН, 1993.

24. Четвернин В.А. Понятие права и государства: введение в курс теории государства и права. М.: Дело, 1997.

25. Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве. //Государство и право. 1992, №5, с. 3-11.

26. Чиркин В.Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержа­ние и форма. //Государство и право. 1997, №1, с. 4-11.

27. Чиркин В.Е. Три ипостаси государства. //Государство и право. 1993, №8, с. 107-115.

28. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государст­ва // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21, с. 23-178.

 

Научно-методические рекомендации

При изучении данной темы слушателям следует учитывать, что вопрос о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе явля­ется остро дискуссионным. Можно выделить три основных подхода в оп­ределении государства:

- классический, согласно ему государство есть совокупность трех слагае­мых: власти, территории, населения;

- юридический, когда государство рассматривается как юридическая пер­сонификация власти;

- социологический, согласно которому государство есть разделенное на классы политически организованное общество.

Учитывая необходимую совокупность признаков государства, можно сформулировать его понятие. Это политико-территориальная суверенная организация публичной власти в обществе, способная издавать общеобязательные правила поведения и обеспечивать их выполнение силой применения государственного принуждения.

Основными признаками государства традиционно являются: территория, публичная (государственная) власть, государственный суверенитет, связь с правом, налоги и сборы и другие.

Слушателям следует проанализировать каждый из признаков более подробно:

1. Государство - политическая организация всего общества, а не какой-то его части. Население государства составляют либо граждане (в республике), либо подданные (в монархии), хотя социальная дифференциация всегда предполагается. Сюда не входят иностранцы, беженцы, лица без гражданства. В соответствии с конституциями многих стран население государства именуется народом,

2. Публичная власть, которая стоит над обществом и предполагает его разделение на управляющих и управляемых. Публичной властью называют аппарат власти и управления, состоящий из особого слоя людей. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования. Наряду с аппаратом власти и управления в любом государстве существует аппарат принуждения, который также является элементом публичной власти. Он состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки и т.д., а также принудительных учреждений (тюрем, лагерей и пр.). Публичная власть всегда и во всех государствах выражала прежде всего интересы господствующих кругов.

3. Территориальное деление населения. Любое государство может суще­ствовать и функционировать только на определенной территории. Вся террито­рия государства разбивается на административно-территориальные единицы: ок­руга, провинции, земли, области, графства, районы и т.д. Их назначение - органи­зация государственной власти и управления на занимаемой ими территории.

4. Суверенитет. Под государственным суверенитетом следует понимать верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее во внешнеполитической сфере. Верховенство означает способность государства самостоятельно устанавливать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных и общественных организаций. Независимость выражается в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта международных отношений и в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела суверенного государства.

1. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем са­мым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

2. Наличие механизма государства (аппарата государственного принуждения). Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обще­ством, разносторонними социальными сферами и процессами, пред­ставляющий собой систему государственных органов и соответствую­щих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.

Специфическая особенность органов, образующих в своей совокуп­ности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основан­ной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения.

Кроме названных отличительных признаков государство имеет свою систему налогов, символику (флаг, герб, гимн), традиции, памятные даты и т.д.

Изучая сущность государства, следует помнить, что сущность – это смысл, то главное, что определяет его со­держание, назначение и функционирование того или иного института. Главным в государстве явля­ется власть, вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому при­надлежит государственная власть. В определении сущности государства проявляются несколько подходов:

- теория элит - народные массы не способны осуществлять власть, по­этому последняя должна принадлежать верхушке общества - элите до тех пор, пока властвующую элиту не сменит другая;

- технократическая теория — властвовать, управлять могут только про­фессионалы - менеджеры, которые способны определить действительные потребности общества;

- демократические доктрины - первоисточником и первоносителем вла­сти является народ, поэтому государственная власть должна быть подлин­но народной и осуществляться в интересах всего общества;

- марксистская теория - власть принадлежит экономически господ­ствующему классу, сущность государства трактуется как диктатура (гос­подство) имущих классов.

Слушателям следует знать, что типология – это особая разновидность классификации, связанная с конкретно-историческим развитием каждого из государств. Наука выработала несколько типологий государств. Подходя к рассмотрению вопроса о типологии государств, необходимо уяснить, что под типологией государств понимается их научная классификация, то есть один из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государств. Основными современными типологиями, претендующими на глобальный охват значительных временных и пространственных массивов, являются формационная и цивилизационная типологии государств и права. Вместе с тем, в соответствии с принципом плюрализма понимания типологии государств на сегодняшнем этапе развития теории государства и права не существует универсальной, единственно правильной типологии государства и права. Ни одна из систем не заключает в себе всю истину, а лишь констатирует степень приближенности к познанию данного объекта.

В современном мире насчитывается более 200 государств. Их классификацию можно проводить по самым различным основаниям.

Необходимо уяснить сущность двух основных типологий (подходов) государства и права: формационной и цивилизационной. Формационная типология традиционно опирается на марксистское учение об общественно-экономических формациях. Основными критериями общественно-экономических формаций выступают наличие или отсутствие: а) частной собственности; б) классов; в) товарного производства. Согласно этому подходу государство и по существу и по форме обусловлено экономическим строем общества: оно вторично, экономика первична. Формационная типология выделяет четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. При этом она делит их на эксплуататорские и неэксплуататорские.

Суть цивилизационного подхода к типологии государств состоит в том, что в качестве критерия типологии выступают «цивилизации» и такие их признаки, как культура, религия, технология и т.д. Цивилизационный подход связан с понятием «цивилизация». В самом общем виде понятие «цивилизации» можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживаемую его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.

Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государств.

Существуют разные классификации цивилизаций: хронологические, генетические, пространственные, религиозные и т.д. Слушателям должны быть известны хотя бы основные из них.

В соответствии с периодами исторического развития различают цивилизации:

- древние (древнеегипетская, шумерская и т.д.);

- особенные (индийская, западноевропейская, православная и др.);

- современные.

По характеру организации государственно-политических институтов цивилизации делят на:

- первичные, в которых государство существовало как политико-религиозный комплекс, обожествляющий правителей (ассиро-вавилонская, шумерская, древнеегипетская и др.);

- вторичные, в которых отчетливо проявляется различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом (западноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и др.).

Западно - европейская наука проводит классификацию государств по характеру взаимоотношений между государственной властью и инди­видом. В основе типизации государств находится идея политической сво­боды. По этому признаку выделяются два типа государственности: демо­кратические государства и недемократические государства. В последнее время широко применяется классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические. Определенные типы госу­дарств выделяют также в зависимости от особенностей государственно-правовой системы: сословное государство, представительное государство и цивилизованное государство.

Вопросы для самоконтроля

Что такое государство? Почему существует множество определений государства?

Каковы основные признаки государства?

Определите основные подходы к пониманию государства.

Чем объясняется разнообразие в понимании сущности государства?

Вечно ли государство? Ваши суждения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.