Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Одинокова Елена Юрьевна

Введение

 

Теория государства и права является одной из базовых учебных дисциплин, преподаваемых в юридической вузе. Ее изучение - важнейший этап подготовки юристов высшей квалификации.

Цели курса:

· усвоить комплекс общих знаний о государственно-правовых явлениях;

· получить представление об основных категориях отражающих особые свойства государства и права;

·уяснить значение общетеоретических знаний для последующей практической деятельности.

Теория государства и права как наука исследует общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений; сущность государственной власти и структуру государственного аппарата; соотношение типов и форм государства; место и роль государства в политической системе общества; понятие, содержание и принципы правового государства. Особое внимание уделяется анализу понятия права, его источникам, системе права и правоотношениям, реализации права и его толкованию, законности и юридической ответственности.

Основная задача курса заключается в раскрытии теоретически важных понятий общей науки и теории государства и права, получить системные знания, необходимые для успешного освоения других учебных юридических дисциплин.

Как учебная дисциплина, теория государства и права призвана обеспечить эффективное усвоение студентами системы знаний о государстве и праве, их сущности, назначении, особых признаках, формах, закономерностях происхождения, функционирования и развития. Отчетной работой перед экзаменом считается контрольная работа.

 

Общие положения

Содержание контрольной работы должно соответствовать ее теме и плану.
Контрольная работа имеет следующую структуру:

а) титульный лист

б) оглавление;

в) введение;

г) основной текст - контрольная работа может состоять из глав (2-3), поделенных на параграфы;

д) список используемых источников.

При необходимости в контрольную работу можно включать приложения: таблицы, графики, схемы, статистику и т.д.

При написании контрольной работы используются следующие источники информации:

1. Нормативные правовые акты.

2. Специальная научная литература.

3. Материалы судебной, арбитражной, нотариальной и иной правоприменительной деятельности.

4. Другие источники, необходимые в силу специфики работы и согласованные с научным руководителем.

Написанию контрольной работы предшествует внимательное изучение студентом рекомендованных источников. Целесообразно делать выписки из нормативных актов, книг, статей, помечать в черновике те страницы и издания, которые наиболее полезны при освещении избранной темы.
Написание контрольной работы - это систематизированное и отвечающее ее плану изложение основных сведений по теме, отражающее его понимание определенных научных проблем. При использовании литературных или нормативных материалов ссылки на источники обязательны. Заимствование чужого текста без ссылок расценивается как недобросовестность студента.
Раздел «Введение» должен иметь стандартную структуру и дать краткую информацию о замысле исследования, его исходных теоретических и концептуальных посылках, практической и теоретической актуальности, основных целях и задачах исследования. Его объем не должен превышать двух-трех страниц. Рекомендуется окончательный вариант «Введения» оформлять уже после написания основного текста.

Введение должно быть написано так, чтобы у читателя осталось ясное понимание причин, которые побудили к проведению исследования по данной теме, и вопросов, на которые обучающейся надеется ответить.

От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой контрольной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с этой целью.
Это обычно делается с перечисления (изучить…, описать.., установить…, выявить… и т.п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав контрольной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.
К написанию основной части студент должен приступать только после тщательного изучения нормативного материала, специальной литературы, материалов практики по теме контрольной работы.

Содержание контрольной работы должно соответствовать избранной теме, а также наименованию глав и параграфов, и носить самостоятельный, творческий характер.

Для получения необходимой информации рекомендуется изучить нормативные правовые акты, основные учебники, монографии, учебные пособия, научно-практические комментарии и судебную практику, а также перечень дополнительной литературы, рекомендованные научным руководителем.

Современную специальную литературу по теме контрольной работы обучающийся может найти в периодических юридических изданиях на русском и иностранных языках, таких как «Государство и право», «Правоведение», «Право и закон», «Юридический вестник», «Юрист», «Адвокат», «Московский журнал международного права», «Журнал международного частного права (Санкт - Петербург)», «Хозяйство и право», «Нотариат», «Трудовое право» и др.

В качестве эффективного средства поиска информации и овладения современными навыками практической юридической работы с законодательным массивом рекомендуется использовать для самостоятельной работы электронные справочно-правовые системы «Гарант» или «Консультант-Плюс», в которых могут быть найдены международные договоры, нормативные и судебные документы.

Посредством выполнения контрольной работы обучаемый приобретает навыки и умения формулировать, обосновывать свои выводы. Каждый параграф контрольной работы должен завершаться выводами. Предполагается необходимым уделить внимание логическим переходам от одной главы к другой, от параграфа к параграфу.

Обычно первая часть работы посвящается теоретическому анализу и сопоставлению подходов, взглядов, школ различных исследователей, высказывающихся по исследуемой теме. Как правило, эта часть работы включает в себя историческую справку – характеристику развития научных подходов на рассматриваемую проблему (тему). Затем, целесообразно провести сравнительный анализ мнений и взглядов современных исследователей, после чего сделать обоснованный вывод о наиболее приемлемой позиции.

Следующая часть работы может быть посвящена обозначению и выявлению и обоснованию проблемных вопросов современной правовой науки и практики. Студенту рекомендуется активно использовать при выполнении этой части работы материал, заимствованный из современной периодической литературы (правовые журналы, газеты, аналитические статьи из электронных источников и т.п.).

Заключительная часть контрольной работы представляет собой авторские рассуждения по исследованным вопросам темы. Студент должен обозначить самостоятельные предложения либо обосновать предпочтение к уже высказанным в научной литературе суждениям по устранению выявленных проблем правовой науки и практики (научная не разработанность некоторых вопросов, «пробельность» права, его коллизионность и т.п. формы несовершенства законодательства или практики его реализации).

Последним пишется заключение, которое объединяет выводы, вытекающие из содержания работы и сделанные в конце каждого параграфа. В итоге студент делает вывод о степени и полноте решения задач, поставленных во введении. Затем оформляется библиографический список.

Если для придания контрольной работе наглядности студент подготовил схемы, таблицы, графики, копии юридических документов, то они должны быть оформлены как Приложения и размещены после библиографического списка.


Требования к контрольным работам:

 

1. Объем не более 10 страниц машинописного текста (14 шрифт Times New Roman; 1, 5 междустрочный интервал).

2. В контрольной работе необходимо делать постраничные сноски на используемые источники.

3. Содержание контрольной работы должно состоять из введения, описательной части, заключения и списка используемой литературы.

Научный руководитель, в срок не более 10 дней со дня получения работы для проверки, пишет краткий отзыв на контрольную работу, в котором отмечает ее сильные и слабые стороны, степень самостоятельности автора и качество работы, насколько она соответствует стандартам и требованиям научного исследования.
Контрольная работа не может быть зачтена, если:
1) полностью отсутствуют элементы самостоятельности;
2) нет анализа нормативного материала, научной литературы и правоприменительной практики;

3) выполнена путем дословного переписывания из учебного материала либо без ссылок на источники;

4) тема контрольной работы не соответствует перечню тем, утвержденных кафедрой и не согласована с научным руководителем;
5) содержание темы не соответствует плану либо не раскрывает тему полностью или в основной ее части;

6) содержит фактические и нормативные неточности;

7) не указаны источники или указаны не те, из которых произведено заимствование, или они описаны библиографически не точно;
8) в работе содержится множество грамматических, орфографических, синтаксических ошибок, зачеркиваний, поправок и исправлений.
При несоблюдении студентом требований к научному уровню, содержанию и оформлению контрольных работ научный руководитель возвращает ему контрольную работу для доработки и устранения недостатков.
Критериями оценки контрольной работы являются:
а) степень разработки темы;

б) полнота охвата научной литературы;

в) использование нормативных актов, юридической практики;

г) творческий подход к написанию контрольной работы;

д) правильность и научная обоснованность выводов;

е) стиль изложения;

ж) аккуратность оформления контрольной работы.

Окончательная оценка контрольной работы включает в себя три основных критерия: содержание, оформление и результат защиты.

В случае если контрольная работа не была зачтена преподавателем, либо не была сдана в установленные сроки (включая дополнительные последние сроки, но не позднее чем за десять дней до экзамена), то это является основанием для не допуска обучаемого к теоретическому экзамену по соответствующей дисциплине.

Выбор вариантов контрольной работы определяется по первой букве фамилии автора. В рамках предлагаемого варианта обучающийся рассматривает любой из вопросов по своему усмотрению.

Распределение вариантов контрольных работ

№ п/п Первые буквы фамилии курсанта, слушателя, студента № варианта
  А, Б, В № 1
  Г, Д, Е № 2
  Ж, З, И № 3
  К, Л № 4
  М, Н № 5
  О, П № 6
  Р, С № 7
  Т, У, Ф № 8
  Х, Ц, Ч № 9
  Ш, Щ, Э, Ю, Я № 10

 

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант 1.

1. Теория государства и права, ее предмет и функции.

2. Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук.

3. Методология и методы теории государства и права, их классификация и общая характеристика.

4. Возникновение государства, отличие его от родоплеменной организации.

Вариант 2.

1. Понятие государства, признаки, отличающие его от других социальных институтов.

2. Основные теории происхождения государства.

3. Марксистско-ленинское учение о государстве, его конструктивно-критический анализ.

4. Плюрализм в понимании и определении государства.

Вариант 3.

1. Государство, экономика и политика.

2. Соотношение государства и права.

3. Государственная власть, ее понятие, свойства, основания.

4. Принцип разделения властей и система сдержек и противовесов как способ организации государственной власти

Вариант 4.

1. Государственный суверенитет: понятие, черты.

2. Функции государства: понятие и их классификация.

3. Формы и методы осуществления функций государства.

4. Механизм государства: понятие, структура, принципы организации и деятельности. Государственный аппарат.

 

Вариант 5.

1. Государственный орган: понятие, характеристика,

2. Государственные органы в Российской Федерации.

3. Форма правления: понятие, основные разновидности.

4. Форма государственного устройства: понятие, основные разновидности. Характеристика унитарного государства.

 

Вариант 6.

1. Федерация и конфедерация: понятие, общее и особенное. Ассоциации государств.

2. Форма современного российского государства.

3. Механизм и форма современных развитых государств

4. Особенности российского федерализма.

Вариант 7.

1. Политический (государственный) режим: понятие, основные разновидности.

2. Становление Российского государства и проблемы его укрепления.

3. Тоталитарный и авторитарный государственные режимы: общее и особенное.

4. Проблемы становления демократического политического режима в современной России.


Вариант 8.

1. Политическая система общества: понятие, структура, виды.

2. Место и роль государства в политической системе общества.

3. Государство и политические партии.

4. Государство и общественные организации.

Вариант 9.

1. Государство и церковь.

2. Пути совершенствования и перспективы развития формы правления и государственного устройства России.

3. Правовое государство: основные принципы и проблемы формирования в России.

4. Правовое государство и гражданское общество: понятие и соотношение.

Вариант 10.

1. Судебная власть в правовом государстве

2. Соотношение понятий человек, личность, гражданин.

3. Социальное и правовое положение личности. Правовой статус личности.

4. Функции и механизм современного российского государства.

 

 

 

Под общей редакцией

кандидата педагогических наук, профессора

О. М. ЛАТЫШЕВА

Одинокова Елена Юрьевна

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методика використання наочності на уроках літератури. | Введение. В рыночной экономике заработная плата выражает непосредственный интерес наемных работников, работодателей и государства




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.