Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономия от масштабов производства.






Экономия от масштабов производства означает повышение эффективности, связанное с выбором оптимального для данного пункта размещения размера производства, за счет чего снижаются издержки производства на единицу продукции. Экономия от масштаба является внутренней экономией, поскольку весь ее эффект достается фирме. Внешняя экономия – это такая экономия, когда расширение производства продукции приносит выгоды, часть которых достается другим предприятиям.

Локализационной, или экономией, связанной с местом расположения, называется такая экономия, которая получается в результате концентрации предприятий одной отрасли в нескольких крупных городах, центрах, где имеется в достаточных количествах специализированная рабочая сила, рынок сбыта и разнообразные специализированные виды обслуживания производства.

Межотраслевая и урбанизационная экономия возникают в результате концентрации в одном пункте предприятий нескольких отраслей промышленности. В этом случае появляются возможности взаимного обмена промышленными продуктами, использования услуг научно-исследовательских организаций. Понижается стоимость необходимых элементов экономической инфраструктуры, которая часто представляется слишком большой для предприятий одной отрасли. Экономическая инфраструктура, по сути дела, является одним из факторов размещения производства, позволяющего получить агломерационный эффект.

В наиболее общем понимании инфраструктура как категория региональной экономики есть сочетание действующих сооружений, зданий, систем и институтов, которые необходимы для нормального функционирования как производства, так и для жизни населения определенной территории. В совокупности элементы инфраструктуры отражают степень освоенности данной территории и по своему назначению делятся на две группы:

- социальная инфраструктура – элементы, связанные с обслуживанием населения и составляющие материальную базу таких сфер, как здравоохранение, просвещение, культура, отдых, спорт, розничная торговля и т.д.;

- производственная инфраструктура – элементы, связанные преимущественно с производством, хотя они частично и обслуживают население, представленные такими отраслями, как транспорт, связь, электроэнергетика, оптовая торговля, система водоснабжения и канализации, складское хозяйство, очистные сооружения, гостиничное хозяйство, банковское и страховое обслуживание, наука и т.д.

Общим для обеих групп является то, что они имеют вспомогательное обслуживающее значение, причем их функции являются межотраслевыми.

В экономическом смысле инфраструктура обладает тремя важными характеристиками:

- все составляющие ее отрасли не создают материальных продуктов, а предоставляют услуги производственного и непроизводственного характера, поэтому затраты на создание инфраструктуры (весьма существенные) могут окупиться лишь после того как начнут давать продукцию возникающие благодаря ей отрасли;

- современное производство не может развиваться в данном конкретном районе, если он предварительно не обустроен, т.е. создание инфраструктуры должно опережать хозяйственное освоение территории;

- уровень развития инфраструктуры определяет в каждый данный момент возможности экономического развития региона.

Каждый элемент инфраструктуры более или менее четко поддается количественному учету (мощность, пропускная способность и т.д.). Емкость размещения любого района или центра, т.е. его способность принять новые отрасли и предприятия без существенных сопряженных затрат определяется наряду с такими факторами, как трудовые и природные ресурсы, именно резервом мощностей инфраструктуры. Опережающее развитие инфраструктуры и ее свободные мощности способствуют привлечению частных предприятий в регион и, следовательно, его развитию.

Эффект, получаемый при максимальном использовании всех инфраструктурных сооружений, может явиться главным средством дальнейшего развития промышленной агломерации до ее оптимальных размеров.

Рассмотрение каждого фактора сопровождается анализом его воздействия на процесс размещения производительных сил, рост городов, решение социальных, национальных и других проблем. Однако изолированное рассмотрение роли отдельных факторов размещения не дает общей картины, так как необходим одновременный учет влияния (зачастую противоречивого) всей суммы факторов размещения. Это означает необходимость учета всех условий, при соблюдении которых может быть реализован критерий эффективности.

Следует рассмотреть так же другую классификацию.

Факторами размещения принято считать совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, группы объектов, отрасли или же конкретной территориальной организации структуры хозяйства.

Все многообразие факторов размещения можно подразделить на несколько групп.

1. Фактор территории.

Территория - один из важных элементов географической среды общества, элемент производительной мощи государства. Большое значение имеет размер территории - чем обширнее страна, тем разнообразнее и богаче ее природные ресурсы. Но величина страны не может быть оценена однозначно. Так, например, в России обширная территория кроме несомненных положительных сторон имеет и отрицательные - слишком большая внутренняя неоднородность. Кроме того, возникают сложности административно-хозяйственного управления. Помимо размеров территория страны обычно характеризуется границами и конфигурацией, степенью компактности.

2. Фактор экономико-географического положения.

ЭГП - отношение какого-либо места, района или города к внешним объектам, имеющим то или иное экономическое значение. ЭГП - историческая категория.

Выделяют 4 разновидности ЭГП: центральное, периферийное, соседское, приморское. Центральное и приморское положения обычно дают значительные выгоды, так как способствуют развитию связей между отдельными регионами, странами или их частями. Периферийное положение в целом менее выгодно. Соседское положение может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на экономическое развитие. Это зависит от уровня развития государств и их взаимоотношений. ЭГП изменяется во времени не только стихийно, оно также может быть изменено и целенаправленно (например, сооружение Панамского канала, проведение Трансамазонской автомагистрали).

3. Природно-ресурсный фактор.

Это очень важный фактор, играющий особенно большую роль на ранних этапах социально-экономического развития. В эпоху НТР природно-ресурсная база уже не в такой мере определяет структуру и географию хозяйства. Это связано с активизацией международной торговли и с быстрым развитием наукоемких отраслей.

4. Транспортный фактор.

До эпохи НТР этот фактор оказывал едва ли не решающее воздействие на размещение производства. Изменения в сфере транспорта в сторону его совершенствования способствуют преодолению территориального разрыва между районами производства и потребления продукции.

5. Фактор трудовых ресурсов - всегда играл важную роль, но в эпоху НТР его влияние проявляется двояко. В первом случае в промышленность, непроизводственную сферу привлекается дополнительная рабочая сила из других стран. Во втором случае оказывается более выгодным перемещать производство к источникам дешевых трудовых ресурсов. Ориентация на дешевую рабочую силу и сейчас является актуальной, но большее значение приобрела ориентация на «качество рабочей силы» - на высококвалифицированные трудовые ресурсы.

6. Фактор территориальной концентрации.

Производственная концентрация дает большой экономический эффект, но на современном этапе еще более характерен процесс деконцентрации путем создания более мелких предприятий.

7. Экологический фактор.

Это также один из старых факторов, но в XX веке он стал особенно актуальным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.