Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция научной рациональности




Развитие науки можно рассматривать через призму вопроса смены типов научной рациональности, где под типом рациональности понимается «система замкнутых и самодостаточных правил, норм и эталонов, принятых и общезначимых в рамках данного социума для достижения социально осмысленных целей». Применительно к науке одной из важнейших социально значимых целей является рост знания.

В философии науки сложилась традиция выделения следующих типов научной рациональности и соответствующих научных картин мира: классической, неклассической и постнеклассической. Однако общепринятым считается факт возникновения науки в эпоху Античности. Поэтому период развития науки, начиная с Античности до эпохи Возрождения, условно называют доклассической рациональностью.

Cмена типов рациональности происходила в связи с глобальными научными революциями. Точнее, каждый новый тип рациональности не упразднял предшествующий, но ограничивал сферу его действия, допуская его применение только для решения ограниченного круга задач.

Некоторые исследователи предполагают, что наука возникает в рамках истории и культуры древних цивилизаций. Эта мысль основывается на том непреложном факте, что древнейшие цивилизации – Шумеры, Древний Египет, Вавилон, Месопотамия, Индия – выработали и накопили большое количество астрономического, математического, биологического, медицинского знания. Вместе с тем, самобытные культуры древних цивилизаций были ориентированы на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию исторически сложившегося образа жизни, господствующего на протяжении многих столетий. Знание, которое вырабатывалось в этих цивилизациях, как правило, носило рецептурный характер (схемы и правила действия).

Большинство современных исследователей истории науки считает, что становление доклассической рациональности имело место в Древней Греции в VII-VI вв. до н.э. Важнейшие компоненты доклассической рациональности – математика, логика, опытная наука. Доклассическая рациональность прошла в своем развитии три подэтапа: рациональность Античности, Средневековья, Возрождения.

Первые античные мыслители, создававшие учения о природе – Фалес, Пифагор, Анаксимандр – многое почерпнули из мудрости Древнего Египта и Востока. Однако те учения, которые они разрабатывали, усвоив и переработав элементы опытного знания, которое накопили окружающие Грецию страны Востока, отличались принципиальной новизной.

Во-первых, в отличие от разрозненных наблюдений и рецептов они перешли к построению логически связанных, согласованных и обоснованных систем знания – теорий.

Во-вторых, эти теории не носили узко практического характера. Основным мотивом первых ученых было далекое от практических нужд стремление понять исходные начала и принципы мироздания. Само древнегреческое слово «теория» означает «созерцание». Согласно Аристотелю, «теория» означает такое знание, которое ищут ради него самого, а не для каких-то утилитарных целей. Наука становится специализированной деятельностью по производству знаний, по формированию и развитию понятийных систем, которые образуют особый «идеальный», «теоретический мир», отличающийся от привычного «земного» мира, как он выступает в обыденно-практическом сознании. Главной особенностью научного знания является опора на разум, стремление логически объяснить мир, используя теоретическую аргументацию и целенаправленное наблюдение. Разрабатываются формы дискурсивного мышления, словесно-логической аргументации, нормы доказательного рассуждения; формируется убеждение в неадекватности чувственного, наглядного созерцания как критерия доказательности теоретических положений (например, логическая доказательность в «Началах» Евклида); конструируются абстрактные понятия, которые являются особенностью стиля мышления античной геометрии.



В-третьих, теоретическое знание в Древней Греции разрабатывали и хранили не жрецы, а светские люди, поэтому они не придавали ему сакрального характера, а обучали ему всех желающих и способных к науке людей.

В античности закладываются основы для формирования трех научных программ:

математической программы, возникшей на базе пифагорейской и платоновской философии (в основе этой программы – принцип, согласно которому в природе познаваемо только то, что может быть выражено на яыке математики, т.к. математика есть единственно достоверная среди наук)

атомистической программы (Левкипп, Демокрит, Эпикур) (это была первая в истории теоретической мысли программа, последовательно и продуманно выдвигавшая методологический принцип, требовавший объяснять целое как сумму отдельных составляющих его частей – «неделимых» (индивидуумов), объяснять структуру целого исходя из формы, порядка и положения составляющих это целое индивидуумов);

континуалистской программы Аристотеля, на основе которой создана первая физическая теория, просуществовавшая вплоть до XVII в., хотя и не без изменений (Аристотель первым пытался определить центральное понятие физики – движение. При этом Аристотель исходил из существования в мире вечного и непрерывного движения. В отличие от физики атомистов, которая в своей основе была количественной, Аристотель утверждал реальность качественных различий и качественных превращений одних физических элементов в другие. Аристотель внес в античную науку понимание роли и значимости эмпирического знания чувственных данных при исследовании природы, которые являются исходной предпосылкой научного исследования; подчеркивал роль эмпирической описательной науки как средства первоначального освоения в научном познании многообразия явлений природы).



Рациональность античного периода имеет следующие характерные черты:

1) установка на изучение природы, исходя из нее самой, уверенность, что человек с помощью разума и чувства может познать мир, стремление упорядочить знания о действительности в определенную концептуальную целостность (появляются онтологические модели устройства мира в целом, понятие «космос» было выражением данного поиска);

2) выработка и развитие теоретических форм представления знаний, разработка категорий и принципов познания мира (чувственное и рациональное познание – наблюдение, описание, систематизация);

3) возникновение поползновений на точное познание мира – пифагорейское число, математические теоремы (Пифагора, Фалеса);

4) выработка идеала научного обоснования – логическое обоснование в форме обработки интеллектуально-рассудочного механизма аналитического мышления;

5) элементы рационалистического осмысления социальных явлений (идея идеального государства Платона, научные представления Аристотеля о человеке, обществе и государстве)

6) возникновение необходимости, наряду с развитием обобщенного мышления, в исследовании отдельных сторон мира (физика Аристотеля, математика Пифагора и т.п.) и начавшийся в связи с этим процесс дифференциации наук.

В средние века (V – ХI вв.) научное мышление в Западной Европе развивается в новой культурно-исторической обстановке, отличной от античной. Политическая и духовная власть принадлежала религии, и это накладывало отпечаток на развитие науки. Наука в основном должна была служить иллюстрацией и доказательством теологических истин.

В основе средневекового мировосприятия лежит догмат о творении и тезис о всемогуществе Бога, способного нарушать естественный ход природных процессов, и идея откровения. Для средневекового человека наука означает, прежде всего, осмысление того, что дано ему в авторитетных источниках. Искать истину не надо, она дана извне – божественная – в Писании и церковных учениях, естественная – в трудах мыслителей античности. Познание мира трактовалась как расшифровка смысла, вложенного в вещи и события актом божественного творения. Средневековый образ мира и знания о нем не подвергался сомнению до тех пор, пока была незыблемой его социальная опора: статичность, замкнутость, иерархичность организации средневекового уклада жизни.

Особенности развития науки в эпоху Возрождения связаны с перестройкой феодальных структур вследствие развития простого товарного производства. Возникает потребность в появлении новых людей, способных духовно осваивать современный культурный материал, такими людьми были гуманисты (гуманизм – образ мышления, система воззрений, направленных на человека, описывающих человека, признающих его высшей ценностью). Человек реализует себя как творец, прежде всего, в искусстве.

В науке Возрождения имеет место возвращение ко многим идеалам античной науки и философии, но через призму неведомых античности проблем, например проблему бесконечности, ставшей методом познания у Н. Кузанского, Д.Бруно, Б.Кавальери. Вместо бесконечности как синонима неподвижности у Кузанского возникает понятие бесконечности как чувственно постижимого движения материи от точки к точке.

В ренессансной рациональности была радикально переосмыслена категория времени: вместо абстрактного понятия времени возникло представление о конкретном, текущем его моменте.

Возрождение стало эпохой больших перемен: открытия новых стран и цивилизаций (географические открытия Магеллана и Колумба), появления культурных, научных и технических новаций, не предусмотренных Библией.

В эпоху Возрождения получают бурное развитие астрономические знания. Н.Коперник разрабатывает кинематическую модель Солнечной системы, начиная с Коперника формируется механистическое мировоззрение, он впервые вводит новый метод – построение и проверку гипотез.

Дж. Бруно провозглашает философию бесконечного мира, более того бесконечных миров. Опираясь на гелиоцентрическую схему Коперника, он идет дальше: раз Земля не является центром мира, то таким центром не может быть и Солнце; мир не может замыкаться сферой неподвижных звезд, он бесконечен и безграничен.

И..Кеплер способствовал окончательному разрушению аристотелевской картины мира. Он установил точную математическую зависимость между временем обращения планет вокруг солнца и расстоянием до него.

Г.Галилей мировоззренчески обосновал основные принципы экспериментально-математического естествознания. Он соединил физику как науку о движении реальных тел с математикой как наукой об идеальных объектах. В отличие от Аристотеля Галилей был убежден, что подлинным языком, на котором могут быть выражены законы природы, является язык математики, он стремился построить новую математическую базу для физики, которая включала бы в себя движение (создание дифференциального исчисления).

Три последующих типа научной рациональности различают, прежде всего, по глубине рефлексии научной деятельности, рассматриваемой как отношение «субъект–средства–объект».

Классическая рациональность характерна для науки XVII–XIX вв., которая стремилась обеспечить объективность и предметность научного знания. С этой целью из описания и теоретического объяснения какого-либо явления исключалось все, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности. Господствовал объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения. Представлялось, что исследователь со стороны наблюдает объекты и при этом ничего не приписывает им от себя. Таким образом, в период господства классической рациональности предметом рефлексии был объект, тогда как субъект и средства не подвергались особой рефлексии. Объекты рассматривались в качестве малых систем (механических устройств), имеющих сравнительно небольшое количество элементов с их силовыми взаимодействиями и жестко детерминированными связями. Свойства целого полностью определялись свойствами его частей. Объект представлялся как устойчивое тело. Причинность истолковывалась в духе механистического детерминизма.

Механистическое мировоззрение, характерное для классической рациональности, развивается, прежде всего, усилиями Галилея, Декарта, Ньютона, Лейбница.

Важным шагом в формировании классической науки, новых идеалов и норм научного исследования было создание картезианской научной программы Рене Декарта. Задачу науки Декарт видит в том, чтобы из полученных очевидных начал, в которых больше невозможно усомниться, вывести объяснение всех явлений природы.

Научная программа Ньютона называется «экспериментальной философией». В исследованиях природы Ньютон опирается на опыт, который затем обобщает при помощи метода индукции.

В методологии Лейбница происходит возрастание аналитической компоненты по сравнению с Декартом. Идеальным Лейбниц считал создание универсального языка (исчисления), который позволил бы формализовать все мышление. Критерием истинности он считал ясность, отчетливость и непротиворечивость знания.

Общее между научными программами Нового времени: понимание науки как особого рационального способа познания мира, основанного на эмпирической проверке или математическом доказательстве;

Основные признаки и постулаты классической рациональности:

1. природа и общество имеют свои внутренние, универсальные единственные и окончательные принципы и законы, постигаемые наукой, опирающейся на факты и разум;

2. мир состоит из дискретных частиц эфира, находящихся в абсолютном покое (абсолютное пространство), и предметов;

3. предметы движутся относительно эфира равномерно, прямолинейно или кругообразно;

4. предшествующее состояние предмета описывают его будущее положение (лапласовский детерминизм);

5. причина движения тела одна, она имеет жесткий (каузальный) характер, исключающий случайность и многозначность;

6. в результате движения тела не изменяют своего качества, т.е. движение тел носит обратимый характер;

7. взаимодействие между телами осуществляется через среду (эфир), имеет характер дальнодействия и осуществляется мгновенно; отсюда имеем одновременность событий и существует единое, абсолютное время;

8. познание предметов осуществляется на основе разложения их на простые элементы при игнорировании комплексных связей;

9. познающий субъект рассматривается как исследователь, который с помощью разума и опыта изучает мир со стороны;

Механистическое видение мира также распространилось и на исследование человека, общества и государства.

Однако в том же XVIII столетии появляется ряд идей, концепций, не вписывающихся в механистическое мировидение. В частности, подвергалось опровержению одно из основных положений классического рационализма – о невозможности качественных изменений (теория катастроф Кювье, согласно которой на поверхности Земли совершались периодические катастрофы, резко преображающие лик планеты, т.е. существовала возможность скачкообразного развития в природе).

Была также подвергнута сомнению картина мира, находящегося в равновесии (идея Канта об антиномичности мира: а) мир конечен и не имеет предела; б) состоит из простых (неделимых) элементов и не состоит из них (частицы бесконечно делимы); в) все процессы протекают как причинно-обусловленные, но существуют процессы, совершающиеся свободно).

Неклассическая рациональность стала преобладать в науке в период с конца XIX до середины XX в. Переход к ней был подготовлен кризисом мировоззренческих основ классического рационализма. В эту эпоху произошли революционные перемены в физике (открытие делимости атома, разработка релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникли кибернетика и теория систем, сыгравшие важную роль в развитии современной научной картины мира. Неклассическая рациональность отошла от объективизма классической науки, стала учитывать, что представления о реальности зависят от средств ее познания и от субъективных факторов исследования. При этом экспликация отношений между субъектом и объектом стала рассматриваться как условие объективно-истинного описания и объяснения реальности. Таким образом, предметами особой рефлексии для неклассической науки стали не только объект, но также субъект и средства исследования.

Классические представления о неизменности вещей были нарушены после опытов Лоренца, согласно которым любое тело при движении в эфире изменяет свои размеры, поскольку молекулярные силы изменяются, испытывая влияние среды. Классическое положение об абсолютности и независимости времени было нарушено экспериментами Доплера, показавшими, что период колебания света может меняться в зависимости от того, движется источник или покоится по отношению к наблюдателю.

Лобачевский и Риман показывают в своих геометриях, что свойства пространства зависят от свойств материи и движения. С появлением электронной теории выяснилось, что движение заряженных частиц и волн относительно эфира невозможно, таким образом, не существует абсолютной системы отсчета, а определять движение можно по отношению к системам, движущимся прямолинейно и равномерно (такие системы назвали инерциальными).

К открытиям, нарушившим классическое мировидение, можно также отнести законы диалектики Гегеля.

Второй закон термодинамики не поддавался интерпретации в контексте законов механики, поскольку утверждал неизвестную классическому рационализму необратимость теплообменных процессов и вообще любых физических явлений.

Больцман и Максвелл разрабатывают кинетическую теорию газов, которая продемонстрировала новый вариант поведения макроскопических процессов – их вероятностный, статистический характер.

Весьма ощутимый «подрыв» классического естествоз­нания был осуществлен А. Эйнштейном, создавшим сна­чала специальную, а затем и общую теорию относительности. В целом его теория основывалась на том, что в отличие от механики Ньютона, пространство и вре­мя не абсолютны. Они органически связаны с материей, движением и между собой. Определение простран­ственно-временных свойств в зависимости от особеннос­тей материального движения («замедление» времени, «ис­кривление» пространства) выявило ограниченность пред­ставлений классической физики об «абсолютном» про­странстве и времени, неправомерность их обособления от движущейся материи.

Было сделано еще одно крупное научное открытие о том, что частице материи присуще и свойства волны (непрерывность) и дискретность (квантовость). Вскоре эта гипотеза была под­тверждена экспериментально. Таким образом, был открыт важнейший закон природы, согласно которому все материальные микрообъекты обладают как корпускуляр­ными, так и волновыми свойствами.

Во второй половине XIX в. в области биологии Ч.Дарвин показал, что эволюция организмов и видов описывается не динамически, а статистическими законами. Теория эволюции показала, что на изменчивость организмов влияет не только неопределенность наследственных отклонений, но и эволюция среды обитания. В результате здесь был пересмотрен взгляд на природу как на картину простых причинно-следственных связей.

Все вышеназванные научные открытия кардинально из­менили представление о мире и его законах, показали ог­раниченность классической механики. Последняя, разу­меется, не исчезла, но обрела четкую сферу применения своих принципов — для характеристики медленных дви­жений и больших масс объектов мира.

Научное знание в 70-е годы XX в. претерпело новые качественные трансформации. Это обусловлено:

· изменением объекта исследования современной науки;

· интенсивным применением научных знаний практически во всех сферах социальной жизни;

· изменением самого характера научной деятельности, которое связано с революцией в средствах сохранения и получения знаний (компьютеризация науки, появление сложных и дорогих комплексов приборов, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства и т.п., изменяют вид науки и сами основы научной деятельности).

Постнеклассическая научная рациональность развивается в настоящее время, начиная со второй половины XX века. Для нее характерна не только нацеленность на объект, на объективное знание, она не только учитывает влияние субъекта — его средств и процедур — на объект, но и соотносит ценности науки (познание истины) с гуманистическими идеалами, с социальными ценностями и целями. Иначе говоря, научная деятельность как отношение «субъект–средства–объект» теперь подвергается рефлексии не только с точки зрения объективности или истинности познания, но и с точки зрения гуманности, нравственности, социальной и экологической целесообразности. Еще один важный аспект постнеклассической рациональности — историческая или эволюционная рефлексия по отношению к субъекту, средствам и объектам познания. То есть все эти компоненты научной деятельности рассматриваются как исторически изменяющиеся и относительные. Характерной чертой постнеклассической рациональности является также комплексный характер научной деятельности, привлечение к решению научных задач знаний и методов, характерных для разных дисциплин и отраслей науки (естественных, гуманитарных, технических) и разных ее уровней (фундаментального и прикладного).

На формирование постнеклассической рациональности оказали влияние такие науки как теория организации, кибернетики, общая теория систем, информатика. Широкоераспространение получили идеи и методы синергети­ки — теории самоорганизации и развития сложных систем любой природы. В этой связи в постнеклассическом естествознании очень популярны такие понятия как диссипативные структуры, бифуркация, флуктуация, хаосомность, странные аттракто­ры, нелинейность, неопределенность, необратимость и т. п. В синергетике показано, что современная наука имеет дело с очень сложноорганизованными системами разных уровней организации, связь между которыми осуществля­ется через хаос.

Таким образом, идеи целостности (несводимости свойств целого к сумме свойств отдельных элементов), иерархичности, развития и самоорганизации, взаимосвя­зи структурных элементов внутри системы и взаимосвязи с окружающей средой становятся предметом специально­го исследования в рамках самых различных наук.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.01 сек.)Пожаловаться на материал