Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия способствующие освоению операции классификации в логико- математической игре.




Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе [63].

Игры с математическим содержанием способствуют:

- развитию логического мышления ребенка;

- отсутствие у детей, обучающихся математике при помощи игрового подхода, стереотипа мышления, возникающего в результате постоянно повторяющихся воздействий, обычно используемых при системе классноурочных занятий;

- формированию познавательного интереса к математике[24? C. 235].

Цели применения логико-математических игр в формировании операций классификации следующие:

0 освоение детьми средств познания: эталонов (цвет, форма), эталонов (образцов) мер (размер, масса), моделей, образов (представлений), речи;

- овладение способами познания: классификации;

- накоплению логико-математического опыта (осведомленности ребенка);

- развитие мышления сообразительности и смекалки [24, с. 110].

Деятельность в игре совершенствуется и преобразуется. Процесс преобразования деятельности представлен осознанием способа выполнения и его преобразования, проговариванием, нахождением нового способа выполнения, модернизацией способа в условиях иной мотивации. В каждой из игр играющий поставлен перед необходимостью осознания цели, осуществления практическогодействия и получения результата, ответ на вопросы: что от чего зависит, как быть в данной ситуации и др. [24, с 236].

Принципы организации логико-математических игр (С.А. Шмаков):

- отсутствие принуждения;

- развитие игровой динамики ( от малых успехов к большим);

Поддержка игровой атмосферы, реальные чувств детей;

Взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

Переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным.

Учитывали, что для логико-математическойигры характеры:

- Наличие завязки сюжета, действия лиц и следования сюжетной линии на пртяжении всего занятия.

- Наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей.

- Игровая мотивация и направленость действий, их результативность.



- Наличие ситуаций обсуждения, выбора материала идействий коллективного поиска пути решения познавательной задачи.

- Овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения группировки.

- Общая направленность на развитие инициативы детей [24, с. 240].

Современные логико-математические игры разнообразны: настольно-печатные игры («цвет иформа», « игровой квадрат», «логоформочки»), игры на объемное моделирование («кубики для всех», « геометрический конструктор», «шар»), игры на плоскостное моделирование («танграм», «крестики», «соты», «монгольская игра»), игры из серии «Кубики и цвет» ( «сложи узор», «уникуб»), игры на составление целого из частей («дроби», «чудо-светик»), игры0забавы (перевертыши, лабиринты).

По мнению З.А. Михайловой, методика освоения игр может быть представлена в следующем порядке.

Взрослый играет с ребенком, побуждая его к активности, и одновременно наблюдает за тем, как ребенок воспринимает сущность игры: осознает, владеет ли ребенок действиями классификации умения устанавливать связи и зависимости отдельных предметов и групп предметов по форме, размеру, пространственному расположению.

Источником активности каждого ребенка является уровень развития у него математических представлений, освоения им средств познания (эталонов, речи, схем и моделей), овладения способами познания (классификации). Опыт становится источником познания, ребенок совершенствует его в специально организованной предметно-игровой среде, в которой создагны условия для развития детской самодеятельности (самостоятельной деятельности).

В такой деятельности ребенок не только копирует действия взрослых (группирует, раскладывает, соотносит, считывает, измеряет), но и, следуя игре собственного воображения, трансформирует опыт познания,создает свои ситуации, развивает сюжет, внося в него познавательные задачи, адресованные игрушкам, мнимым участникам игрового действия [24, с. 245].

Результатом освоения ребенком игр станет развитие у него интереса к познанию («хочу все знать!»), к участию в играх, как индивидуальных, так и коллективных. Заявления ребенка « хочу играть!», «хочу новую игру!», « хочу играть по-другому!», «хочу играть с…! ( называет сверстника, хорошо владеющего игрой)», «давайте еще поиграем!» следует только приветствовать. Значит, у него развиваются умение думать, осознавать сущность допущенной им ошибки, прогнозировать дальнейший ход игры. Ребенок становится более настойчивым, сосредоточенным в деятельности, способным к проявлению инициативы.



Также в работе с детьми используется большое количество коллективных игр, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Это такие игры, как «Домино», «Угадай-ка», «Засели домики», «Где чей гараж» и другие. В этих играх, кроме обучающих задач, ставится перед собой задачи личностного характера:

- Научить работать коллективно;

- Придерживаться определенных правил;

- Уметь проигрывать, но стремиться к победе честными способами;

- Воспитать чувство товарищества, сопереживания, сочувствия к проигравшему.

 

Логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу неcколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию [24, с 246].

Использование развивающих, логико-математических игр способствует появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук,. Каждый ребенок учился играть в своем темпе, так как после занятий модно было еще раз выполнить задание, лучше понять его суть.

Немаловажную роль занимает организация самостоятельной деятельности в специально организованной развивающей среде. В свободном пользовании у детей находятся разнообразные логико-математические игры: «Сделай сам», «Уникуб», «Кубики для всех», «Палочки Кюзинера», «Блоки Дьенеша», «Танграм», «Шар» и другие.

При формировании логико- математической игры дошкольников развиваются логические операции мышления – классификации.

Классификация – способ умственных действий, направленный на разбиение множества объектов на классы по определенному основанию.

В работе Л.Ф Тихомировой выделены составляющие умения классифицировать:

- умение выделять свойства и признаки объектов;

- умение объединять объекты в группы на основе общего признака;

- умение определять, к какой из групп принадлежит изучаемый объект;

- умение выделять объект, не принадлежащий к данной группе по ккакому-либо признаку;

- умение формулировать основание классификации объектов;

- умение перегруппировать объекты в соответствии с изменившимся основанием.

В старшей группе дети учатся составлять разные группы предметов, видеть их равенство независимо от того, как расположены предметы, какой они величины, и назвать равенство групп, употребляя выражения по два, по пять, по десять и т. д.

Первые знания дошкольники получают в упражнениях с дидактическим раздаточным материалом. Можно предложить им отсчитать и положить в ряд 4 треугольника, отсчитать и разложить под треугольниками столько же кругов, под кругами разложить, отсчитав, столько же квадратов. А затем пересчитать: сколько треугольников? Сколько кругов? Сколько квадратов? Сказать, по сколько геометрических фигур в каждой группе. В каком ряду? Допустимы разные ответы: лаконичное выражение по четыре может быть дополнено: «по четыре геометрические фигуры», « в ряду положено по четыре геометрические фигуры» [5, с. 290].

В процессе обучения создаются условия для развития у старших дошкольников умений классифицировать предметы в окружающем в зависимости от их ревенства. Например, дети сидят за столом по двое, по четыре человека, столы стоят по одному в ряд, около каждого стоят по 2 стула и т. д. Можно специально создать условия: на каждый подоконник поставить по з-1 цветка, по 4-5 игрушек.

Так же используют разнообразные упражнения, например столько же предметов, сколько показал педагог, при этом педагог побуждает детей употреблять выражения по пять, по восемь и т. п. («Найдите столько игрушек, сколько кружков на карточке», «Кто быстрее найдет, каких игрушек у нас по 6,7,8,9»?,) Чтобы выполнить последние 2 задания, педагог заранее составляет группы игрушек.

Такие упражнения как: «Разделите круги на две группы. По какому признако это можно сделать? (по цвету или по форме)» [5, с. 291]

Развитие логического мышления и познавательной активности невозможно без участие родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье.

Нами были выделены некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей в этой сфере деятельности:

1. Информировать родителей о задачах и содержании логико-математических и развивающих игр, используемых в детском саду.

2. Участие родителей в работе по развитию познавательной активности логического мышления дошкольников ( математические ярмарки, праздники, конкурсы).

3. Создание обогащенной развивающей среды дома.

4. Организации семейного клуба в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.

Опыт показывает, что воспитатель, умеющий правильно подбирать игры, стимулировать самостоятельную познавательно-игровую деятельность дошкольников «обречен» на хороший результат.

 

Общая логическая форма классификации, взятая как способ упорядочения знаний о предметах и явлениях окружающего мира, может опираться на различные психологические механизмы, каждый из которых репрезентирует определенный тип обучения. С этой точки зрения основополагающим для типа обучения выступает его содержание. Именно оно определяет состав усваиваемых знаний и принцип их соотношения, на основе чего проектируется тот уровень мышления (а соответственно и уровень классификации), который должен сформироваться при усвоении предлагаемого учебного материала.

Таким образом в условиях введения в учебный процесс теоретического материала для выявления степени сдвигов в интеллектуальном развитии дошкольников и направленности этих изменений требуется применение специальных диагностических методик, не сводящихся к традиционно применяемым формам контроля (опрос, проверочные работы и др.), с помощью которых не удается в достаточной степени выявить уровень и особенности сложившегося у учащегося механизма классификации.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.084 сек.)