Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Росфинмониторинг






Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)[68] является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам.

Руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Президент Российской Федерации.

Росфинмониторинг осуществляет свою деятельность:

· непосредственно и (или) через свои территориальные органы;

· во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями

· и организациями.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 № 808, Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет следующие полномочия:

· осуществляет контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации в этой сфере;

· вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

· принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

· осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· осуществляет проверку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получает в установленном порядке дополнительную информацию об операциях клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитных организаций;

· выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

· осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;

· получает, в том числе по запросам, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации информацию по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением информации о частной жизни граждан;

· осуществляет оценку угроз национальной безопасности, возникающих в связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, представляет Президенту Российской Федерации ежегодный доклад о таких угрозах и мерах по их нейтрализации;

· ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;

· издает в соответствии с законодательством Российской Федерации постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;

· разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

· координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в установленной сфере деятельности;

· взаимодействует с Центральным банком Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

· взаимодействует и осуществляет информационный обмен в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на основе принципа взаимности с компетентными органами иностранных государств в установленной сфере деятельности;

· взаимодействует от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, с международными организациями, органами государственной власти, организациями и гражданами иностранных государств;

· направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований полагать, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также предоставляет информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами;

· создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности;

· формирует и ведет федеральную базу данных, а также обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;

· обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе своей деятельности информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации;

· участвует в разработке и реализации программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

· привлекает в установленном порядке и при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

· размещает в установленном порядке заказы и заключает государственные контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в установленной сфере деятельности, на проведение научно-исследовательских работ, а также иные гражданско-правовые договоры;

· осуществляет функции главного распорядителя и получателя бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете Росфинмониторингу;

· обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление им ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

· обеспечивает мобилизационную подготовку в Росфинмониторинге;

· осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Росфинмониторинге;

· организует профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих Росфинмониторинга;

· осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Росфинмониторинга;

· осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.

Главная задача финансового мониторинга - противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма, а также координация деятельности надзорных органов в установленной сфере.

Согласно действующему законодательству объектами контроля Росфинмониторинга и его территориальных органов являются лизинговые компании, ломбарды, организации игорного бизнеса, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, т. е. те юридические лица, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы. Число учреждений, находящихся на учете в Росфинмониторинге и согласовавших правила внутреннего контроля, составляет десятки тысяч.

Автоматизированная система надзорной деятельности Росфинмониторинга позволяет службе методами перекрестного анализа выявлять организации, не исполняющие требования законодательства, и оперативно информировать соответствующие органы для принятия мер реагирования и воздействия.

Учитывая определенную закрытость сведений о деятельности Росфинмониторинга, для ее иллюстрации будут в дальнейшем использоваться данные опубликованные в открытой литературе и СМИ, которые в основном относятся к середине нулевых годов текущего столетия.

Так, например, результатом сотрудничества Росфинмониторинга с надзорными органами в 2005 году стало значительное увеличение поступающих от организаций сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю. Возросло количество сообщений об операциях, выявленных в результате осуществления программ внутреннего противолегализационного контроля.

Уже в 2005 году (на этапе становления) Росфинмониторингом было проведено около 900 проверок (с учетом материалов органов прокуратуры) организаций, осуществляющих лизинговую деятельность, занимающихся игорным бизнесом, организаций, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, ломбардов.

В 70% проверенных учреждений выявлены нарушения требований законодательства, за что были взысканы штрафы на сумму свыше 14 миллионов рублей. По всем фактам нарушений вынесены постановления о назначении административных наказаний. Ряд материалов переданы в правоохранительные органы.

Кроме того, в течение 2005 года по результатам проверок было выявлено 6, 5 тысячи операций на сумму свыше 18, 5 миллиарда рублей, о которых организации до начала проверочных мероприятий не сообщили в уполномоченный орган, и обеспечено направление этих сообщений в Росфинмониторинг.

Благодаря надзорным мероприятиям увеличилось количество сообщений о подлежащих контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом, поступающих от организаций в Росфинмониторинг, что создает реальную возможность для выполнения серьезной аналитической работы по выявлению «отмывочных» схем и проведения масштабных финансовых расследований.

Исходными данными для проведения финансовых расследований являются: результаты первичного отбора информации из базы данных сообщений; запросы от правоохранительных органов в отношении фигурантов уголовных дел и оперативных материалов, проверяемых по экономическим составам преступлений; запросы от зарубежных подразделений финансовой разведки (ПФР).

Эти сведения представляют собой входные потоки информации, поступающие в Росфинмониторинг на регулярной основе. Затем информация анализируется, оценивается, и по ее результатам заводятся дела финансовых расследований.

В 2005 году в службу поступило 3, 2 млн. сообщений об операциях с денежными средствами или иным имуществом на общую сумму 25, 8 трлн. рублей.

Важную роль играет входной поток информации, получаемой от правоохранительных органов. Объем такой информации растет из года в год. За прошлый год он увеличился более чем в 2 раза.

Это позволяет выявлять легализацию денежных средств и имущества, отталкиваясь от факта совершения предикатного преступления - получения преступного дохода, который затем может быть легализован путем совершения финансовых и имущественных операций. В настоящее время накоплены сведения о сотнях тысяч фигурантов, попавших в поле зрения правоохранительных органов.

По результатам проверок их деятельности в правоохранительные органы уже в 2005 году было направлено 2850 единиц информации и материалов по операциям на общую сумму более 735 млрд. рублей (в 2004 году - на сумму 172 млрд. рублей). При этом объемы передаваемых материалов в содержательном отношении и денежном выражении в отчетном году выросли в среднем в 4, 5 раза. Из них около 1050 материалов получили уголовно-процессуальную перспективу в правоохранительных органах. В суды направлено 103 дела с использованием информации Росфинмониторинга, из них 29 дел возбуждено по материалам службы, по ним осуждено 15 лиц.

Сумма арестованного и изъятого в ходе следствия имущества для покрытия нанесенного ущерба в 2005 году возросла более чем в 12 раз. Увеличение базы возмещения ущерба произошло, в том числе и благодаря работе Росфинмониторинга, по вскрытию финансовых потоков, имеющих преступное происхождение.

Число лиц, привлеченных в 2005 году к уголовной ответственности по статьям 174, 174-1, возросло в 3 раза. Все эти цифры свидетельствуют о том, что правоохранительный блок заработал значительно лучше, но еще недостаточно эффективно.

После издания приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации в июле 2005 года «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» активизировалось взаимодействие Росфинмониторинга с органами прокуратуры. Между межрегиональными управлениями Росфинмониторинга и прокуратурами субъектов Российской Федерации на постоянной основе осуществляется обмен информацией о соблюдении требований законодательства в данной сфере.

В производстве Росфинмониторинга находится ряд крупномасштабных схем, из них часть уже переданы в правоохранительные органы, по ним возбуждены уголовные дела и проводятся активные оперативно-розыскные следственные мероприятия.

В процессе финансовых расследований во взаимодействии с правоохранительными органами мы исследуем и обосновываем связь имеющихся операций с предикатными преступлениями. Анализ показывает, что основную часть таких преступных деяний составляют: мошенничество, присвоение или растрата, незаконное предпринимательство, контрабанда, злоупотребление и превышение служебных полномочий, а также преступления в сфере оборота наркотиков. В ряде дел фигурируют факты получения взяток в крупных размерах высокопоставленными госчиновниками.

Росфинмониторинг осуществляет постоянный мониторинг финансовых операций, где одним из участников является физическое или юридическое лицо, в отношении которого имеются сведения о его причастности к террористической деятельности. В общей системе противодействия финансированию терроризма Росфинмониторинг рассматривает свои возможности прежде всего для оказания эффективной помощи правоохранительным органам в борьбе с экстремизмом и терроризмом. Совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Росфинмониторинг участвует в реализации Федеральной целевой программы «Антитеррор (2005-2007 годы)».

Разработан и распространен в кредитных и иных финансовых организациях специальный перечень таких лиц. Он состоит из двух частей:

· в первую вынесен согласованный с резолюциями Совета Безопасности ООН NN 1267 (1999 года), 1333 и 1390 (2002 года) список международных террористов, в который уже внесены и некоторые руководители незаконных вооруженных формирований, действующих на территории России;

· во вторую вынесены физические лица, в отношении которых возбуждены уголовные дела по статьям УК РФ, и организации, деятельность которых на территории Российской Федерации прекращена в связи с принятыми по их противоправной деятельности решениями судов.

Отработан механизм административного (внесудебного) приостановления операций, одним из участников которых является лицо, внесенное в перечень.

Совместно с правоохранительными органами реализуется система принятия процессуальных решений в отношении участвующих в подобных операциях лиц и организаций. Службой выявлено более сотни счетов организаций и физических лиц, включенных в перечень, проводится их мониторинг-контроль.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.