Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Денежный и финансовый механизмы развития теневой экономики в России






 

Теневой сектор экономики в России обладает свойством высокой адаптации к быстроменяющимся условиям, реформационным изменениям формальной экономики, использованию появляющихся пробелов в законах и нормативном обеспечении их реализации при принятии любого законодательного установления. Рамочный характер Закона «О банках и банковской деятельности»[35], Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[36] и другие нормативные акты в денежно-кредитной сфере (при отсутствии законодательного урегулирования отношений в сфере кредита, платежной системы Российской Федерации и др.) исходно создают возможности для теневых отношений, теневой деятельности, теневых денежных потоков.

В качестве ключевого фактора, позволяющего теневому сектору легко адаптироваться к изменяющимся условиям, выступает действующая теневая система расчетов, сформировавшаяся на основе легальной системы денежного обращения. В общем случае можно говорить о двух видах средств, эффективно обеспечивающих расчеты в теневой деятельности.

1. Наличные деньги: «феномен черного нала» является общеизвестным. Наличность чрезвычайно легко скрыть в документах, отражающих хозяйственную деятельность экономических субъектов. Наличные деньги прекрасно «вписываются» в механизм теневой экономики из-за своей анонимности, кардинально отличающей их от разнообразных видов банковских денег. Не случайно доля наличности в денежной массе обычно используется как один из косвенных индикаторов масштабов теневой экономики. Анализ структуры денежной массы России за 90-е годы показывает, что, в частности, за период с 1991 по 1998 гг. доля агрегата М0 (представляющего наличные деньги) в агрегате М2 (представляющего общую денежную массу) возросла примерно в два раза – с 20, 7 до 41, 5%[37], а 2009-2011 гг.. она составляла (по данным Банка России) порядка 30-33%. Для сравнения отметим, что в таких промышленно развитых странах, как Великобритания, Франция, США и Япония, этот показатель составлял на начало 2005 года 3–7%[38]. Исходя из свойств, роли и сущности наличных денег, можно говорить, что динамика М0 отражает рост масштабов теневой экономики в России 90-х годов, особенно ее криминальной составляющей, поскольку наличные деньги трактуются как главный вид финансирования сделок, связанных с криминалом.

2. Помимо наличных денег в качестве средства наличного обращения в теневом секторе можно выделить и бартер. Его использование выгодно в рамках теневой экономики по двум основным причинам. Во-первых, применение бартера позволяет скрывать подлинную (денежную) ценность объектов сделок. Во-вторых, товарные потоки, участвующие в бартере, еще труднее денежных поддаются учету и контролю. Применение бартера позволяет искажать как цены, так и количество того, что служит предметами сделок в теневой экономике. В отличие от наличности, бартер играет главную роль не в криминальной или фиктивной, а в неофициальной экономике. Результаты выборочных аналитических исследований предприятий показывают, что значимой (хотя и не доминирующей) причиной использования бартера промышленными компаниями является необходимость избежать осуществления больших налоговых платежей. Особую роль бартер играет для крупных и средних предприятий, функционирующих на рынках промежуточных и инвестиционных товаров.

На основе анализа действующего законодательства и нормативного правового обеспечения в области денежного обращения можно сделать вывод о том, что до настоящего времени государство, в лице Банка России, не ставило цели снижение наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, а проводимая властями политика ограничения денежной массы в обороте легального сектора экономики лишь инициировала выведение денег в теневой оборот и их концентрацию в наличной форме.

Только после завершения последней предвыборной компании 2008 года по выборам Президента Российской Федерации концептуально стал обсуждаться вопрос о переходе преимущественно на безналичные расчеты населения.

Степень распространенности теневых финансовых и денежных потоков в российской экономике отражает качество в целом экономической и денежно-финансовой политики, а также реакцию на нее экономических субъектов по всем областям и секторам экономики, включая крупный, средний и малый бизнес, а также непроизводственную сферу. Если теневая экономика составляет порядка 40-50% ВВП, то нельзя не признать, что современное состояние системы денежного обращения не только не соответствует целевым установкам и выбранному курсу социально-экономического развития страны, но и способствует воспроизводству теневой экономики и тем самым создает условия для торможения социально-экономического роста России.

Для выработки эффективного механизма противодействия развитию теневой экономики и криминальных отношений в ней требуется детальный исторический анализ предпосылок и условий их возникновения распространения. Истоки теневой экономики, обусловленные сферой денежного обращения, порождены многими моментами, в числе которых:

· дезинтеграция структурных позиций сложившейся денежно-кредитной системы и уровней управления;

· бесконтрольный оборот наличных денег как реакция на проведение так называемой монетарной политики Банка России (стерилизация денежной массы);

· кризисное состояние банковского сектора - отсутствие институциональной основы доверия к национальным банкам и проводимой банковской политике.

При этом важно иметь в виду, что большая доля теневой экономики в национальной экономике в целом может свести развитие социально-экономической системы в труднопреодолимый процесс ее деградации, разрушая, например, один из основных принципов кредитного механизма, принцип возвратности денежных средств, что является крайне актуальным в современных условиях сонкционных войн и связанных с ними предкризисных явлений в национальной экономике.

Здесь имеется в виду не только процесс последовательных акций обесценения сбережений и их деформаций, имевших место с начала 1992 г., но и принятие закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23.12.2003 года N 177-ФЗ[39] и закона «О выплатах банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц» от 29.07.2004 года N 96-ФЗ[40]. На первый взгляд указанные нормативные акты предусматривают защиту интересов вкладчиков. В действительности наблюдается обратный эффект:

· во-первых, исходно нарушаются институциональные основы кредитных отношений в части установления гарантий на частичный возврат заемной суммы - установление нормы возврата денежных средств;

· во-вторых, договор между кредитором и заемщиком (кредитной организацией) не фиксирует возврат этой суммы;

· в-третьих, ограничения возврата вложенных средств для вкладчика являются фактором исходного недоверия и безусловного отторжения этой формы сбережений.

Нарушение института кредитных отношений - права на возврат суммы кредита в объемах заключенного договора между сторонами не только носит абсурдный характер, но и создает ситуацию изначального недоверия потенциальных вкладчиков к банкам. Последовательное разрушение института сбережений населения является одним из неочевидных, но реальных направлений проводимого курса финансовой и денежно-кредитной политики (на уровне законодательной и исполнительной властей), провоцирующего рост теневой экономики, выведения сбережений из сферы наблюдаемой экономики.

Результатом ранее проводимого курса по сдерживанию инфляции, наряду с подавлением платежеспособности основной массы экономических субъектов, явилась повышенная, относительно средств безналичного оборота, ценность наличных денег, оставшихся и в современных условиях наиболее мобильным платежным средством.

Привлекательность расчетов наличными деньгами обусловлена также тем, что они обеспечивают возможность уклонения от налогообложения и защиты сбережений и доходов, от непредсказуемости поведения, как банков, так и государства в части ограничения их использования. Расширение масштабов противоправной деятельности и рост негативных последствий от них обусловили необходимость введения в ноябре 2012 года уголовной ответственности за мошенничество в сфере кредитования и наказания «лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей[41]» (статья 159.1 УК России)[42].

При этом нельзя не отметить такой отрицательный эффект обслуживания денежного оборота наличными деньгами (30-40% в составе денежной массы М2), как потеря управляемости ими вследствие невозможности эффективного наблюдения (мониторинга) наличных денежных потоков. Труднорегулируемая концентрация наличных средств по регионам порождает ситуацию реальной зависимости эмиссионной деятельности Банка России от развития стихийных начал в денежном обращении и, в частности, миграции наличных средств. Это связано с рядом факторов:

· практическая невозможность регулировать перемещение массы наличных денег как в рамках страны, субъектов Федерации, стран – участников договора о создании Союзного государства Российская Федерация и Республика Белоруссия, а также стран-участников СНГ;

· отсутствием четкого механизма и стимулов для перевода основной массы экономических агентов поступления наличных денег в сферу организованного безналичного банковского оборота;

· пониженная относительно расчетов наличными деньгами привлекательность ведения расчетов в безналичной форме.

При этом необходимо указать на тот факт, что банковские деньги, представляющие собой главный вид средств обращения в промышленно развитых странах с рыночными экономиками, удельный вес теневого сектора в которых крайне незначителен по сравнению с Россией, затрудняют теневую деятельность. Данный тезис относится к любым типам банковских (кредитных) денег, начиная от простых беспроцентных вкладов до востребования и заканчивая усложненными разновидностями срочных и сберегательных депозитов. Практически любые переводы средств с одного банковского счета на другой могут быть легко проверены при наличии законных оснований уполномоченными на это должностными лицами (в том числе и лицами из налоговых органов или судебно-правоохранительных органов).

При использовании кредитных денег очень трудно скрыть доходы от налогообложения или приобрести в собственность незаконно продаваемый актив. Конечно, все это не означает, что подобные расчетно-платежные инструменты не могут применяться при финансировании теневых видов деятельности, однако, здесь для участников теневой экономики имеется ряд затруднений, преодоление которых под силу не всем им и порождает дополнительные издержки[43].

Вытеснение наличностью (деньгами и бартером) банковских денег приводит к деградации системы денежного обращения. Посредством наличности, а тем более бартера, сложно осуществлять финансирование периодически повторяющихся расходов, не приносящих в течение длительного времени финансовых поступлений. Именно такого типа расходы необходимы при осуществлении дорогостоящих и долгосрочных производственных инвестиций. Хотя обращение товаров, основанное на применении бартера, может позволить предприятиям сбывать готовую продукцию или закупать сырье, в том числе и в условиях деградации системы денежного обращения, но при этом весьма проблематичной становится реализация инвестиционных проектов, связанных с большим разрывом во времени между сериями расходов и доходов. В условиях широкого распространения бартерных расчетов происходит дезинтеграция хозяйства, экономика теряет эластичность, производственные ресурсы утрачивают мобильность.

Горизонтальное распространение инноваций, широкая диффузия достижений научно-технического прогресса становятся нереальными. Иными словами, хозяйство, в котором бартер и наличные платежи вытесняют банковские деньги, носит принципиально неинвестиционный характер и приводит к сокращению капитального запаса в такой экономике и тормозит ее технический регресс.

Наряду с вышеизложенным следует отметить, что наиболее эффективным способом уклонения от уплаты налогов является широкое использование операций, как с рублевой, так и с валютной наличностью, не фиксируемой в бухгалтерском учете и отчетности: даже относительно невысокая доля неучтенного наличного оборота позволяет предприятию практически полностью уйти от налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и отчислений на социальное страхование. Подобное явление обычно называют «черным налом». Степень распространенности неофициальных наличных расчетов может рассматриваться также в качестве одного из индикаторов развития теневой экономики. По данным ФСБ России, по состоянию на середину 2007 года денежный оборот в теневой сфере экономики страны был соизмерим с денежным оборотом в легальной сфере (порядка 50-80 трлн руб. в годовом измерении). Поскольку в сфере денежного обращения в настоящее время ситуация принципиально не изменилась, то можно приведенную оценку денежный оборот в теневой сфере национальной экономики относительно денежного оборота в ее легальной сфере применить и к сегодняшнему дню. По оценке же Федеральной налоговой службы, в 2006 году объем неучтенного розничного оборота товаров и услуг достиг 54 % от их легального оборота на потребительском рынке[44]. Только на продовольственных рынках, при продаже товара с рук, лотков и машин, в российскую «черную кассу» ежедневно уходит, по меньшей мере, $ 30-60 млн или 1-2 млрд руб.

По минимальным оценкам, потери бюджета и социальных фондов, вызванные уходом от налогов с помощью неучтенного наличного оборота составляют $ 4-5 млрд в год или 120-150 млрд руб.

Результаты анализа оперативной обстановки, складывающейся в сфере кредитно-финансовых отношений[45], свидетельствует о неослабевающем внимании преступности экономической направленности к институтам финансового посредничества и их услугам. Во многом это связано с тем, что большое число организаций, имеющих лицензии на осуществление банковских операций, располагая незначительными уставными капиталами, в целях извлечения высоких доходов ориентируются в своей деятельности на обслуживание интересов теневой и криминальной составляющих экономики.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.