Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально_психологическое сопровождение детских оздоровительных лагерей дневного пребывания






Наибольший всплеск подростковой преступности наблюдается во время школьных каникул. Одной из причин этого является неорганизованность досуга несовершеннолетних, да и родители заняты на работе, зачастую ребенок остается без должного внимания и заботы возникает необходимость обратить особое внимание на организацию досуга несовершеннолетних в каникулярное время, а особенно на категорию детей с асоциальным поведением.

Содержание деятельности смены лагеря с дневным пребыванием определяется направленностью смены (профильной, труда и отдыха или иной направленностью) с обязательным проведением оздоровительных мероприятий.

Летняя оздоровительная компания требует пристального внимания и усилий, так как решает вопросы социально-психологической реабилитации детей в период каникул. В период летней оздоровительной компании необходимо также формирование комплекса условий (нормативно-правовых, организационно-управленческих, программно-методических, кадровых, материально-технических, информационных), обеспечивающих эффективное социально-психологическое сопровождение детских оздоровительных лагерей дневного пребывания (профильных оздоровительных лагерей, детских трудовых бригад), направленное на повышение качества педагогического процесса в целом.

Какая бы ни была направленность смены лагеря необходимо везде заботиться о здоровье детей. Как детский оздоровительный лагерь мы в первую очередь нацелены на сохранение и восстановление здоровья детей и подростков. Поскольку здоровье – понятие комплексное, помимо врачей к работе могут привлекаться педагог-психолог (оптимизация психического (душевного) здоровья), социальный педагог (создание условий для социального здоровья).

В работе с каждым возрастом формируются более конкретные задачи, учитывающие особенности детей данного возраста.

Возраст детей:

Старший дошкольный

Задачи работы:

· овладение ребенком пространством человеческих отношений;

· формирование “эмоциональной грамотности”.

Возраст детей: 7 – 9 лет

Задачи работы:

· приобретение детьми навыков социального взаимодействия с группой сверстников;

· развитие у детей навыков самоконтроля и саморегуляции;

· усвоение детьми моральных норм, ценностей, правил поведения;

· формирование “эмоциональной грамотности”;

· содействие ребенку в поиске ресурсов в типичных трудных ситуациях.

Возраст детей: 10 лет

Задачи работы:

· развитие у детей навыков сотрудничества со сверстниками;

· формирование умения правильно относиться к успехам и неудачам;

· формирование уверенности в себе.

Возраст детей: 11 – 12 лет

Задачи работы:

· формирование интереса к другому человеку как к личности;

· развитие у детей интереса к себе;

· формирование у детей навыков самоанализа;

· развитие и укрепление чувства взрослости;

· развитие навыков личностного общения в группе сверстников.

Возраст детей: 13 – 14 лет

Задачи работы:

· формирование у детей умения ставить перед собой цели и достигать их;

· овладение способами регуляции поведения, эмоций;

· формирование умения строить равноправные отношения со сверстниками;

· формирование умения понимать причины собственного и чужого поведения;

· развитие гибкости как способности человека применять большое количество разнообразных способов поведения;

· развитие у ребенка позитивного отношения к себе.

Обязательно чтобы специалисты, работающие с несовершеннолетними в период функционирования оздоровительного лагеря, уделяли большое внимание в своей деятельности активным формам работы с несовершеннолетними (организация досуга, проведение профилактических мероприятий: тренинговых занятий, конкурсов и т.д.). Но порой немало важным видится создание материально-технических условий для работы специалистов и ведение ими определенной документации, которая должна соответствовать современным требованиям оформления.

 

Материально-техническое оснащение деятельности специалиста в период социально-психологического детского оздоровительного лагеря (профильного оздоровительного лагеря, трудовых бригад):

1. Наличие достаточного для реализации функционала количества мебели и оборудования в соответствии с рекомендуемыми требованиями (и функциональными обязанностями)

2. Наличие/возможность использования при необходимости:

· аудио- видеотехника (музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, видеокамера);

· игровое оборудование (мячи, игрушки и т. д.);

· материалы для детского творчества;

· специфическое оборудование (аромалампа, сухой бассейн, маски и т.д.);

· информационный уголок, стенд;

· библиотека (периодические и научно-методические издания).

 

Пример оборудования комнаты психологической разгрузки.

Особой гордостью социально-психологической службы является комплект специального оборудования комнаты психологической разгрузки. С помощью него так хорошо проводить тренинги саморегуляции и релаксации! Что же входит в состав этого удивительного комплекта?

Во-первых, это набор сидений-кубиков, располагаясь на которых человеку очень легко достичь состояния расслабленности и покоя!

Во-вторых, это мягкое кресло-шар. За считанные минуты у сидящего в кресле настроение быстро меняется в лучшую сторону, на лице появляется восторженная улыбка!

В-третьих, существенным компонентом комплекта являются мячи-гиганты для релаксации. Сидение на таком мяче обеспечивает профилактику и коррекцию нарушений осанки, " разгрузку" позвоночника, закрепляет физиологически правильные положения туловища.

Еще в кабинете есть такой интересный предмет, как " висящая сосиска". Висящий модуль-балансир стимулирует подвижность, физическую активность.

Большой популярностью на занятиях в Службе пользуются массажные мячики, которые чрезвычайно эффективны для развития мелкой моторики и тактильной тренировки рук и стоп, что обеспечивает не только эффективное массажное воздействие, но и прилив бодрости и положительных эмоций. А вечером особенно красиво смотрится и расслабляет пузырьковая колонна: поток пузырьков поднимается вверх по прозрачной пластиковой трубе, в плавно изменяющей цвет воде плавают аквариумные рыбки. Создается эффект притягательного воздействия рассеиваемого пузырьками света, а также приятного ощущения вибрации от пузырьков и насоса.

Самые фантастические картины проплывут в вашем воображении, когда во время релаксации вы обратите внимание на мерцающий ковер " млечный путь". Звездное небо - совсем рядом, его даже можно потрогать руками. С помощью проектора светоэффектов создается широкий спектр светоэффектов для создания расслабляющей атмосферы.

Существенным компонентом психологической разгрузки является музыка. С помощью аудиосистемы и набора релаксационный альбомов (голоса птиц, шум дождя, лес и др.) так легко создать необходимое душевное состояние

В период социально-психологического сопровождения детского оздоровительного лагеря дневного пребывания (профильного оздоровительного лагеря, детских трудовых бригад) организованные и проведенные мероприятия педагогом-психологом, социальным педагогом фиксируются в той же документации по организации деятельности, что и велась специалистами в течение учебного года. Обязательна эстетичность оформления документации:

· журнал учета индивидуальных консультаций;

· журнал учета групповых форм работы: (учет диагностики; развивающей и коррекционной работы; группового консультирования, просветительско-профилактической работы);

· журнал учета посещаемости детьми занятий со специалистом;

· журнал учета входящей документации для специалиста;

· журнал учета исходящей документации;

· индивидуальная карта развития личности обучающегося летнего оздоровительного лагеря (профильного оздоровительного лагеря, трудовых бригад);

· папка отчетной документации деятельности специалиста (текущая (социальный паспорт отряда, лагеря; результаты соцопросов, аналитические отчеты; акты обследования жилищно-бытовых условий и др.) и итоговая отчетность (за смену)).

· Так же для деятельности специалистов в период работы детского оздоровительного лагеря необходимы:

· годовой план работы специалиста, в котором сделан акцент на содержание работы специалиста в период каникул детей и подростков (в т.ч. летних каникул). Включенность мероприятий социально-психологической направленности в общий лагерный план;

· утвержденная директором должностная инструкция специалиста детского оздоровительного лагеря дневного пребывания (профильного оздоровительного лагеря, детских трудовых бригад);

· утвержденная директором циклограмма деятельности специалиста социально – психологического сопровождения детского оздоровительного лагеря дневного пребывания (профильного оздоровительного лагеря, летних трудовых бригад);

· программно-методическое обеспечение деятельности (диагностический инструментарий, образовательные социально-психологические программы, просветительско-профилактические материалы, тренинговые программы и т.п. для участников педагогического процесса);

· при необходимости наличия клуба социально-психологической направленности в лагере (клуб по интересам): приказ о создании, приказ о назначении руководителя клуба, название, профиль деятельности клуба, для какой категории участников, программа работы клуба, график работы, документация, подтверждающая работу клуба.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.