Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И его место в системе управления организацией.






Глава 1. Теоретические основы финансового менеджмента

Тема лекции 1: Содержание, цели, задачи финансового менеджмента

и его место в системе управления организацией.

Финансовый менеджмент - это вид профессиональной деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственной деятельностью фирмы на основе современных методов.

Финансовый менеджмент надо рассматривать как интегральное явление, имеющее разные формы проявления:

- с функциональной точки зрения финансовый менеджмент представляет собой систему экономического управления и часть финансового механизма.

- с институциональной точки зрения финансовый менеджмент есть орган управления.

- с организационно-правовой точки зрения финансовый менеджмент – это форма предпринимательской деятельности.

Финансовый менеджмент как форма предпринимательской деятельности означает, что управление финансовой деятельностью не может быть чисто административным актом, поскольку

По содержанию финансовый менеджмент сводится к процессу выработки управляющих воздействий на движение финансовых ресурсов и капитала с целью повышения эффективности их использования и приращения.

Функциями финансового менеджмента являются:

- разработка и реализация финансовой политики фирмы с использованием различных финансовых инструментов;

- принятие решений по финансовым вопросам, их конкретизацию и выработку методов реализации;

- информационное обеспечение путем составления и анализа финансовой отчетности фирмы;

- оценка инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций;

- оценку затрат на капитал;

- финансовое планирование и контроль;

- организацию аппарата управления финансово-хозяйственной деятельностью фирмы.

Объектом управления в финансовом менеджменте является денежный оборот хозяйствующего субъекта. Он предполагает разработку рациональной финансовой политики предприятия на основе анализа финансовой отчетности, прогнозных оценок денежных поступлений и выплат, их зависимости от изменения структуры активов и пассивов предприятия.

В рамках единой финансовой политики, разрабатываемой на высшем уровне управления осуществляются поиск в глобальном масштабе источников финансовых ресурсов и их распределение в фирме. Для этого в финансовом менеджменте существует система специальных инструментов, таких как: прогнозирование денежных потоков; распределение и перераспределение прибылей; финансирование и кредитование; определение структуры и характера финансовых операций и расчетов по ним.

Инструменты финансового менеджмента составляют основу управления деятельностью фирмы. Применение названных финансовых инструментов находит свое отражение в следующих функциях финансовой службы:

1) участие в разработке и исполнении смет;

2) определение кредитной политики;

3) управление денежными потоками, возникающими в результате текущей (основной), инвестиционной и финансовой деятельности;

4) разработка валютной политики предприятия;

5) осуществление финансового планирования;

6) осуществление расчетов с поставщиками, покупателями, коммерческими банками, бюджетом и другими контрагентами;

7) обеспечение страхования от финансовых и других рисков;

8) анализ финансово-хозяйственной деятельности;

9) контроль за целевым использованием денежных средств.

 

Любой бизнес начинается с постановки следующих вопросов:

- Каковы должны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющих достичь поставленных целей и задач?

- Где найти источники финансирования и каков должен быть оптимальный их состав?

- Как организовать текущее и перспективное управление ресурсами, обеспечивая платежеспособность и финансовую устойчивость.

Основная цель финансового менеджмента – получить наибольшую выгоду от функционирования бизнеса в интересах его собственников. Для достижения этой цели в рамках финансового менеджмента необходимо решать следующие задачи:

- добиваться роста рентабельности собственного капитала за счет увеличения прибыли на каждый рубль вложенных собственниками средств;

- постоянно поддерживать текущую платежеспособность, то есть своевременно погашать текущие обязательства;

- поддерживать долгосрочную платежеспособность, то е способность выполнять долгосрочные обязательства перед инвесторами и кредиторами;

- обеспечивать финансовыми ресурсами процессы расширенного воспроизводства.

Для решения перечисленных задач в деятельности финансового менеджера должны реализовываться следующие функции и подфункции:

1. Внутрифирменное финансовое планирование: составление смет расходов; планирование финансовых показателей; составление перспективных и текущих финансовых планов.

2. Анализ и оценка финансового состояния: непосредственный анализ форм бухгалтерской финансовой отчетности; расчет и оценка показателей ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости; прогнозирование вероятности банкротства; обобщение результатов анализ и отчет перед собственниками.

3. Управление оборотными средствами и ликвидностью: разработка политики финансирования оборотных средств; контроль за денежными поступлениями и выплатами; оформление, получение и возврат краткосрочных банковских кредитов; управление денежными средствами на текущих банковских счетах; управление средствами в запасах; управление дебиторской задолженностью.

4. Управление инвестиционным портфелем: разработка инвестиционной политики и обоснований вариантов инвестиций; формирование инвестиционного портфеля и управление финансовыми инвестициями; организация финансирования капитальных вложений; управление капитальными вложениями; оценка фактической эффективности капитальных вложений.

5. Управление структурой капитала: выбор рациональной структуры капитала; работка предложений о формах привлечения дополнительного капитала; взаимодействие с баками и управление краткосрочными и долгосрочными займами.

6. Управление финансовыми рисками: идентификация рисков и оценка их уровня; выбор стратегии и тактики управления конкретными рисками; осуществления мероприятий по защите от рисков.

7. Прочие функции: обеспечение взаимоотношений с налоговыми органами и органами государственной статистики и другими государственными органами управления; взаимодействие с учреждениями рыночной инфраструктуры; организация выплаты дивидендов, выпуска ценных бумаг.

Выполнение перечисленных функций заключается в выполнении процедур разного уровня и ответственности.

Первый уровень – принятие финансовых решений по перспективам развития и текущей деятельности, привлечению источников финансирования и их использованию, проведение определенной финансовой политики. Это задачи высшего уровня сложности, их решение входит в компетенцию высшего руководства фирмы и может быть отчасти делегировано нижестоящим органам управления.

Второй уровень – выполнение различных финансовых расчетов, оформление финансовых документов, составление отчетов и т.д. Эти задачи решают работники различных экономических служб организации: бухгалтерии, финансового отдела, планово-экономического отдела, но в ряде случаев, некоторые из этих задач могут поручаться работникам других служб.

Конкретная форма организации финансовой работы избирается исходя из конкретных условий хозяйствования, структуры управления, наличия территориально обособленных подразделений. Размер бизнеса влияет в основном не на количество функций, а на степень их сложности. С увеличением размеров бизнеса возрастает сложность управления финансами, поэтому каждая функция разделяется на подфункции, которые различным образом распределяются между отдельными специалистами и подразделениями.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.