Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос: воспитание и образование в эпоху средневековья






Мир предстал как школа. Идея всеобщей учительности. Учителем выступал священник. Учительной называлась церковная литература. Человеку были указаны ценности добра и грехи, которых он должен был избегать, олицетворяющие зло. Понятия добра, зла, греха были предъявлены для усвоения.

Монашеское воспитание было подчинено строгому монастырскому уставу, определявшему все молитвы, труд, чтение, общение, труд, прием посетителей и т.д. В католичестве у белого и черного духовенства был утвержден целибат-безбрачие. Поэтому в монастыри поступали или во взрослом возрасте преимущественно из семей рыцарей, или отдавали на воспитание в монастыри детей из рыцарских и крестьянских семей. То есть, воспитание социальной группе монашества было в детстве «в миру», а затем в монастыре. Определяющим понятием для атмосферы становления монашества был «аскетизм» Монашество - историческая форма осуществления аскетического идеала. В основе этого идеала лежит стремление к совершенству через отказ от зла. -Зло господствует в самом человеке, в необузданных влечениях его плоти, поэтому необходимо подавление плоти. Это требовало борьбы с собой, отказа: - от стремления к богатству, -от вожделений плоти, -от расслабленности душевной (болтливости, чревоугодия, многоспанья и т.п.).

В начале были грамматические и риторские школы, платные, открываемые учителями, выходцами из разных мест. Среди них и христиане, и язычники. К VII в. школы античного типа полностью исчезли. Всякий христианин должен был быть членом христианской церкви. Так как крестили взрослых, для них организовывали школы, где устно излагали христианскую догматику и этику. Они назывались школы катехуменов или оглашенных, так как в церкви оглашались имена тех, кто должен был принять крещение. Школы катехуменов стали гаснуть, когда стали крестить младенцев.

В X веке сложился класс крупных землевладельцев, и к XI веку получила оформление рыцарская культура и рыцарская модель воспитания. Превращение раннесредневекового воина в рыцаря «классического» Средневековья, с высоким социальным достоинством и соответствующим самосознанием, было вместе с тем процессом его поэтизации, героизации и даже мифологизации.. Девиз «Бог, женщина и король»- определяли ценностное содержание воспитания. Оно не ориентировало на успех, материальную выгоду. Его определяли христианские ценности, служение королю, воспитание воинской чести и возвышенное служение даме, которое получит в 11 веке обозначение как куртуазность (от слова вежливый, учтивый, имевший хорошие манеры). Если перевести на сегодняшний язык, то рыцарь должен был быть духовно- нравственным, сильным воином, вежливым и учтивым. Все эти три составляющие войдут в программу воспитания дворянина, а затем и интеллигента, в русском понимании (то есть не как интеллектуала, а как духовно-нравственный идеал.). В образе рыцаря присутствовали черты, которые содержат основы представления о мускулинности, продолжая развитие образа благородного воина. Рыцарь характеризовался неустрашимостью, гордостью, самоуважением, соблюдением слова, высоким понятием чести. Для рыцарства было характерно тщеславие, иногда граничащее с хвастовством и щедрость, иногда переходящая в расточительство. Девиз «Всё заложи, но себя покажи». Рыцари были безразличны к труду, так как богатство во многом зависело от успехов в войнах, на турнирах, на охоте.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.