Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 14. Философия истории.






Философия истории: понятие и предмет. Общество как саморазвивающаяся система. Развитие общества. Критерии развития общества. Единство и многообразие мировой истории. Проблемы устойчивости и изменчивости социальных состояний.

Общественный прогресс и его критерии. Проблемы конечности и смысла человеческой истории. Проблемы закономерности в социальном развитии. Многообразие факторов общественного развития. Проблема детерминизма и индетерминизма. Субъекты и движущие силы исторического процесса. Основные теоретические подходы к анализу истории: формационный, цивилизационный, культурологический. Особенности западной и восточной культур. Современный этап развития мировой цивилизации: проблемы и перспективы. Россия в диалоге культур. Человечество перед лицом глобальных проблем современности. Проблема будущего человечества в философии.

 

 

IV. Тематика и планы семинаров.

Тема 1. Отечественная философия

Вопросы и задания:

 

1. Религиозно-этическая и антропологическая тематики сочинений русских мыслителей XI-XIII вв.: Иларион, Владимир Мономах, Даниил Заточник, Климент Смолятич, Нил Сорский, И.Волоцкий и др.

2. Роль петровской эпохи в развитии отечественной философии: Феофан Прокопович, В.Татищев, Д.Кантемир.

3. Русское просвещение XVIII в.: М.В.Ломоносов, С.Десницкий, Я.Козельский, М.Щербатов, А.Радищев.

4. XIX век – «золотой век» русской философии:

- западничество и славянофильство;

- метафизика Всеединства В.С.Соловьева;

- космизм Н.Ф.Федорова;

- русский марксизм: Г.В.Плеханов, В.И.Ленин.

5. Философский «ренессанс» начала ХХ века:

- «философия свободы» Н.А.Бердяева;

- интуитивизм Н.О.Лосского и С.Л.Франка;

- «нравственная философия» Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.

6. Судьбы отечественной философии после Октября 1917г.:

- философское зарубежье как специфический феномен в развитии отечественной философии;

- советская философия: проблемы и достижения.

7. Составьте конспект произведения какого-либо русского философа.

 

Литература

1. Зеньковский В.В. История русской философии: В 4-х книгах. – Л., 1991.

2. История философии: Учебник для вузов/Под ред. В.В.Васильева, А.А.Кротова и Д.В.Бугая. – М., 2005.

3. История философии: Учебник для вузов/Под ред. В.П.Кохановского. 2-е изд. – Ростов-на-Дону, 2004.

4. История философии: Запад – Россия – Восток: В 4-х книгах/Под ред. И.В. Моторошиловой. – М., 1995.

5. Малявин С.И. История русской социально-философской мысли: Учебное пособие для вузов. – М., 2003.

6. Философия: Учебник для вузов/Под ред. А.А.Агапова. – М., 2003.

 

Отечественная философия представляет собой самобытный пласт миро­вой философии. До сих пор не прекращаются дискуссии по поводу периоди­зации отечественной философии. Большинство исследователей до недавнего времени сходились в том, что собственно философии до XIX века в России не было. Однако в последнее время все глубже исследуется так называемый «предфилософский период» XI - XVIII веков, помогающий понять и ос­мыслить корни и традиции отечественной религиозной философии.

При подготовке первого вопроса обратите внимание, что философская мысль начинает зарождаться в России в XI веке под влиянием процесса христианизации. В это время Киевский митрополит Иларион создает знаменитое «Слово о Законе и Благодати», в котором развивает богословско-историческую концепцию включения русской земли и славянских народов в общемировой процесс божественного света, особого предназначения православной Руси для развития мировой цивилизации. Нравственно-практическая направленность и религиозный православный характер стали основными характеристиками отечественной философии. Своеобразные концепции отношения к православной вере, некие религиозно-философские нравствен­ные образцы поведения были развиты в дальнейшем в учениях Сергия Радонежского, «нестяжателей» и «иосифлян». Наиболее законченная историософская концепция дана в учении игумена Елизаровского монастыря Филофея «Москва – третий Рим». Значительную роль в развитии отечественной философии сыграли преобразования Петра I. Во-первых, они вывели фило­софию за пределы религиозных догматов, во-вторых, еще более обострили противоборство двух тенденций: первая акцентировала внимание на само­бытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни; вторая выражала стремление впи­сать Россию в процесс развития Европейской культуры. Представители этой тенденции считали, что, поскольку Россия встала на путь развития позже других европейских стран, она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь. Противоборство " Россия-Запад" стало одной из главных особенностей и одним из истоков развития отечественной фило­софской мысли.

Наивысшего расцвета отечественная философия достигла в XIX веке. В это время она предстает как многообразие философских школ и систем, в которых, с одной стороны, возрождаются традиции духовности религиоз­ной философии, с другой, получает оригинальную трактовку западноевро­пейский материализм и рационализм. XIX век не случайно называют " золо­тым веком" отечественной философии. Многие историки философии отмеча­ют, что к концу века центр духовной культуры перемещается в Россию. Бесполезный труд в коротких строках пытаться передать хотя бы малую часть того огромного философского наследия, которое оставил XIX век. Сосредоточим внимание на основных традициях и тенденциях.

Упомянутое выше противостояние русской исторической традиции и западного влияния обусловили появление в XIX веке культурно-историчес­кой альтернативы " славянофильство-западничество". Обратите внимание на историософский характер этой альтернативы. Славянофилы (Киреевский, Хомяков, Аксаков, Самарин) занимали позицию философии соборности (то­тальности), вытекающую из православной традиции, идеальной формой правления считали монархию, а идеальной экономической структурой - крестьянскую общину. Западники (Бакунин, Белинский, Герцен) ориентиро­вались на рационализм западно-европейской цивилизации, критиковали православие и церковь, симпатизировали зарождающимся идеям социализма.

Прямо или косвенно альтернатива Россия-Запад проявлялась во всех школах и течениях отечественной философии. При подготовке следующих вопросов обратите внимание, как оригинально эти две тенденции перепле­лись в учениях В. Соловьева, Л. Толстого и Ф. Достоевского, Н. Бердяе­ва. Именно здесь, на наш взгляд, наиболее ярко проявилась самобытность отечественной философии, вобравшей в себя и органично соединившей культурное наследие Запада и истории развития мысли своей страны.

Главным итогом семинара должно стать осмысление отличительных особенностей отечественной философии. Историк отечественной философии В.В.Зеньковский формулирует их так: религиозность как источник творчества и духовности; онтологизм, причем в смысле бытийственности, укорененности в быт; историософизм, стремление отыскать смысл истории, внимание к проблемам общества, его устройства и развития; панморализм и антропоцентризм – в центре внимания философов проблемы человека, смысла его жизни, Добра и Зла, Справедливости; целостность как цель философии. Постарайтесь найти корни этих черт и увидеть их проявление в изучаемых Вами философских школах и учениях. Поразмышляйте, как проявляются эти черты в современных процессах духовной и социально-политической жизни нашей страны.

Тема 2. Философское понимание мира

Вопросы и задания:

 

1. Мир как система. Целостность и многообразие мира. Основные картины мира.

2. Проблема субстанции в философии. Понятие материального и идеального. Философский монизм, дуализм, плюрализм.

3. Бытие и его основные формы. Материалистический, идеалистический и теистический подходы в определении онтологической природы бытия.

4. Естественно-научное и философское понимание материи. Современные представления о формах, строении и свойствах материи.

5. Движение: понятие, виды и формы. Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепция пространства времени.

6. Проблема сознания в философии.

7. Составьте таблицу «Диалектика как общая теория развития».

Литература

1. Аронов Р.А. О некоторых вопросах постижения времени // Вопросы философии. 1994. № 5.

2. Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник. – 1988 – М., 1989.

3. Доброхотов А.Н. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1992.

4. Кутырев В.А. Оправдание бытия // Вопросы философии. – 2000 - № 5.

5. Лосев А.Ф. Бытие, имя, космос. – М., 1993.

6. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. – 1990 - № 10.

 

Важнейшей особенностью человеческого самосознания является стремление найти свое место среди окружающих вещей, определить собственное положение в космической и природной иерархии. Эта задача решается при помощи понятия «картина мира»: оно означает как бы зримый портрет мирозданья, образно-понятийную копию Вселенной. Это понятие тесно сопряжено с категорией «мировоззрение». «Картина мира» рисует мир сам по себе, «мировоззрение» - наше отношение к нему.

Мир – вся связная совокупность множественного бытия, система материальных и духовных явлений и процессов, которые окружают нас в пространстве и времени. Синонимами понятия «мир» в широком смысле являются категории Универсум, Космос, Вселенная.

В общественном сознании параллельно сосуществуют несколько картин мира, которые строятся на разных основаниях, при помощи различных языковых средств: обыденная, научная, религиозная и философская.

Раскрывая понятие " обыденная картина мира", подчеркнем, что оно отвечает на вопрос: что представляет собой мир для человека, погружен­ного в повседневность. В центре обыденной картины мира стоит человек, субъект действия, социального поведения. Повседневность - это мир, где он - главная фигура. Никакие другие миры, будь то космический, природ­ный, божественный или иной, человека, занятого обыденными делами, просто не интересуют. Это единый, главный, реально чувственно данный, непосредственно переживаемый мир. Он всегда многообразен, индивидуа­лен, т.к. не бывает единообразной повседневной картины мира у всех людей.

Научная картина мира, напротив, строится вокруг объектов, понятых как независящие от человеческой субъективности, свободные от влияний наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир " таким, каков он есть", поэтому ее ядро – обесчеловеченная, объективная реальность.

Не следует забывать, что наука - развивающаяся и подвижная систе­ма знаний, что способы видения, присущие ей, изменчивы, поэтому науч­ная картина мира меняется с изменением знаний о мире. Подтверждая это положение, далее можно сопоставить рационально-механистический образ мира (систему мышления, основанную на идеях И. Ньютона и Р. Декарта) с современной научной картиной, в основе которой лежат открытия А. Энштейна, Резерфорда, Н. Бора, И. Пригожина и других выдающихся ученых 20 столетия.

Покажите динамичность и противоречивость современной научной кар­тины мира.

Специфика философских картин мира заключается в том, что все они строятся вокруг отношения мир-человек. Главная тема философии - соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, целостном, деятельностном. Именно поэтому философские картины мира мно­жественны и непохожи одна на другую. Их объединяет между собой интел­лектуальность рассмотрения и критичность, вечное сомнение в собствен­ных утверждениях. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой.

Далее следует охарактеризовать основные подходы, которые условно можно назвать объективистским и субъективистским, в зависимости от того, какая инверсия лежит в основе философской концепции: мир-человек или человек-мир. В качестве примера первого подхода можно рассмотреть диалектико-материалистическую картину мира К. Маркса или религиоз­но-идеалистическую интерпретацию мироздания П. Тейяра де Шардена. Яр­ким примером второго подхода служат философии Ж..-П. Сартра и Дж. Берк­ли.

Покажите центральное место категории " бытие" в философии. Она образует смысловую ось и, организуя философс­кую проблематику, формирует тот способ мышления, который традиционно назывался словом " философствование". Это исходное понятие, на базе ко­торого строится философская картина мира. Это самая общая категория философии, носящая предельно абстрактный характер.

Это понятие не просто фиксирует существование вещей, человека, идеи, мира в целом, не просто обобщает их свойства, бытие - это реаль­ность, данная в мышлении, единство объективной и субъективной реаль­ности. Сам термин ввел в научный оборот античный философ Парменид /VI - V вв. до н.э./. Он понимал под бытием мысль, но не субъективную мысль человека, а Логос - космический разум, через который раскрывает­ся содержание мира для человека непосредственно. В дальнейшем фило­софское решение проблемы бытия стало своеобразным зеркалом мировоззре­ния эпохи. Проследите, как изменялись подходы к трактовке проблемы бы­тия в античности, в европейской философии средних веков, в философии Нового Времени, в русской религиозной философии, в философии 20 в.

В итоге можно прийти к убеждению, что изменение отношения к бытию связано с глубинными мировоззренческими сдвигами, которые осмысливают­ся философами соответствующих исторических эпох.

Раскройте содержание основных форм и уров­ней бытия: бытие вещей /тел/ и состояний природы, бытие человека /бы­тие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие/, бытие духовного /индивидуализированное и объективированное/, бытие социаль­ного /бытие общества и бытие отдельного человека в обществе/. Охарак­теризуйте различные виды бытия, такие как бытие природное и бытие че­ловеческое, бытие материальное и бытие идеальное, бытие как жизнь и небытие как смерть, бытие целого и его частей, бытие как единое и многообразное и т.п.

Покажите, что бытие не замкнутая в себе философская категория, а системообразующее понятие, смысловой центр, вокруг которого строятся философские системы. Не случайно онтология /учение о бытии/ во все времена считалась основным разделом философии, и изучение любой фило­софской концепции мы начинаем с онтологических корней.

Дайте обоснование значения категории " ма­терии" в философии. Опишите процесс формирования этой категории в ис­тории философских учений: восхождение от чувственно-конкретных предс­тавлений к обобщениям и абстрактным представлениям о материи в антич­ной философии; становление механистической " вещественной" концепции материи в философии и естествознании Нового Времени; возникновение марксистской диалектико-материалистической системы взглядов на мир; современные научные и философские трактовки понятия " материя". Охарак­теризуйте современные научные представления о строении и свойствах ма­терии. Выделите основные структурные уровни организации материи, пока­жите их взаимосвязь. Раскройте понятие " материальное единство мира", дайте современную классификацию форм движения материи, покажите их ка­чественную специфику и органическую взаимосвязь. Охарактеризуйте все­общие свойства пространства и времени, их связь друг с другом и с дви­жением материи. Представьте современные научные концепции пространс­тва-времени.

Выявите содержание понятия " соз­нание". Покажите, в чем трудность и загадочность решения этой проблемы на основе историко-философских представлений. Раскройте специфику двух основных подходов к решению проблемы сознания. Первый заключается в описании феномена сознания /т.е. описания способов, какими вещи даны в сознании/; второй - имеет целью объяснить, как возможно само сознание, т.е. объяснить сам феномен.

Раскройте различные версии происхождения сознания: Божественную, космическую, эволюционную /диалектико-материалистическую/. Проведите сравнительный анализ античного, средневекового, новоевропейского пони­мания природы и сущности сознания. Покажите, какие тенденции в понима­нии сознания появились в XX в. Охарактеризуйте структуру сознания. Проследите диалектическую взаимосвязь общественного и индивидуального сознания. Расскажите о способах и технологиях перестройки общественно­го сознания. Раскройте соотношение сознательного и бессознательного начала в личности человека. Сопоставьте взгляды К. Маркса и 3. Фрейда

По вопросу о роли бессознательного в жизни человека.

Тема 3. Ценности в жизни человека и общества

Вопросы и задания:

 

1. Личность как единство индивидуального и социального.

2. Социализация личности.

3. Проблема свободы личности в философии. Свобода внешняя и внутренняя. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность.

4. Ценности: понятие, структура, функции.

5. Аксиология: ее предмет. Система ценностей человека и общества: структура и типология.

6. Проблема смысла жизни человека.

7. Напишите сочинение по одной из экзистенциональных проблем бытия человека.

 

Литература

1. Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию: Учебное пособие для изучающих философию. – М., 2001.

2. Гуревич П.С. Философия: Учебник для вузов. – М., 2003.

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2001.

4. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философский словарь: Справочник студента. – М., 2002.

5. Моторина Л.Е. Философская антропология. – М., 2003.

6. Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник для вузов/ Под ред. В.Г.Кузнецова и др. – М., 2003.

 

Изложение темы начните с анализа понятий " индивид", " личность", " индивидуальность", отражающих рассмотрение человека в разных аспектах. Далее следует уяснить, что личность как социальный аспект человека представляет собой не только продукт общественного развития, но и субъект общественных отношений, что не только общество способствует развитию личности, но и развитие личности влияет на раз­витие общества. Обратите внимание на то, что личность не может сформи­роваться вне общения и деятельности. В личностных характеристиках от­ражается диалектика личных и общественных интересов, что, в свою оче­редь, предопределяет социальные роли и статус личности.

Выделите основные подсистемы в структуре личности /биологическую, психологическую, подсистему социального опыта и подструктуру направ­ленности личности/. Раскройте диалектическое единство личности как об­щего /социально-типического/, особенного /классового, национального/ и отдельного /индивидуального/.

Покажите, что социализация - это процесс включения индивида в жизнь общества. Подчеркните, что это двусторонний процесс, охватывающий как усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, так и процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности.

Выделите основные этапы, формы социализации, основные факторы, влияющие на формирование личности. Отметьте, что поскольку личность - это человек, сформировавшийся в определенных исторических условиях, то в этом смысле можно говорить об исторических типах личности, отражаю­щих черты определенных социальных групп, характерных именно для данно­го общества. Социальные группы /коллектив, семья, группы по интересам и т.п./ составляют микросреду личности и играют решающую роль в ее формировании. Принадлежность к профессиональным и региональным группам, этническим и социальным общностям также способствует формированию типических черт личности. Покажите значение индивидуального жизненного опыта. Охарактеризуйте основные типы личностей.

Выявите различные трактовки понятия «свобода» в философии, в частности, свобода как сущностная характеристика чело­века. Разграничьте понятия " внешней" и " внутренней" свободы", свободы " материальной" и " духовной". Охарактеризуйте важнейшее условие свободы - реально существующий уровень возможностей, который представляет общество личности. Свобода личности должна быть рассмотрена с точки зрения использования личностью представленных обществом возмож­ностей для ее развития. Определите также, как влияет на свободу лич­ности уровень духовного развития самого человека. В заключение проана­лизируйте, как соотносится свобода с понятиями " необходимость" и " от­ветственность".

Раскройте различные философские трактовки по­нятия " ценность". Покажите двойственную природу ценностей как единства значимого и должного, средства и цели, сущего и идеала. Раскройте сложную многоуровневую структуру ценностей. Отметьте, что ценности проявляются только в субъектно-объектных отношениях. Далее следует раскрыть сущность таких понятий, как " ценностные установки", " ценностные ориентации". Выделите иерархию ценностей по различным критериям /например, по носителям, по субъектам, по направленности и т.п./.

Охарактеризуйте основные типы ценностей: материальные и духовные, нравственные, эстетические, религиозные.

Объясните, какую роль играют системы ценностей в жизни отдельного человека и общества в целом.

Обоснуйте, почему в философии XX века такое значение приобрела аксиология - раздел философии, изучающий природу ценностей, исследующий общезначимые принципы, определяющие направленность челове­ческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.

Подчеркните, что разные философские учения по-разному отвечают на вопрос о смысле человеческого существо­вания. Раскройте содержание основных философских подходов к решению этой сложной проблемы:

- смысл жизни в самой жизни, он изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях;

- смысл жизни за пределами жизни, в жизни после смерти;

- смысл жизни в слиянии с природой /в жизни и после нее/;

- смысл жизни создается самим субъектом;

- вопрос о смысле человеческого существования неправомерен, ответа на него нет и быть не может.

Сопоставьте соотношения понятий " смысл жизни" и " цели жизни". В заключение сравните особенности обыденной, религиозной и философской трактовок смысла жизни человека. Покажите мировоззренческую ценность решения проблемы смысла человеческого существования.

 

 

Тема 4. Проблемы и перспективы современной цивилизации

Вопросы и задания:

 

1. Общество как саморазвивающаяся система. Социальное развитие: понятие, источники, субъекты и движущие силы.

2. Проблема смысла и направленности исторического процесса. Общественный прогресс, его критерии, виды и типы.

3. Формационный, цивилизационный, культурологический и синергетический подходы к анализу исторического процесса.

4. Цивилизация как всеобщая форма существования человечества. Противоречивость и целостность современной цивилизации.

5. Природа и общество: диалектика взаимосвязи.

6. Глобальные проблемы современности: истоки, сущность, типология, пути решения. Проблема будущего человечества в философии.

7. Напишите доклад по одной из глобальных проблем современности.

 

Литература

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М., 1999.

2. Егоров В.С. Философия открытого мира. – М., 2002.

3. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология/ Под ред. В.Л.Иноземцева. – М., 1999.

4. Семенов Ю.И. Философия истории. – М., 2003.

5. Хайек Ф.А. фон. Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом. – М., 2003.

6. основы философии в вопросах и ответах/Под ред. Е.Е.Несмеянова. – Ростов-на-Дону, 2002.

Следует иметь в виду, что общество в его различных аспектах является объектом изучения многих гуманитарных и социальных дисциплин: истории, экономической теории, демографии, социологии и т.д. Поэтому необходимо выявить своеобразие философского под­хода к изучению общественных процессов. Философский смысл понятия об­щества состоит в определении специфики типа связей индивидов в единое целое. Проследите, как в истории философии рассматривались основные типы таких связей: духовные /Августин, Фома Аквинский/, конвенциональные /философы 17 - 18 вв./, материальные, основанные на взаимодействии людей /К. Маркс/. Другая сторона проблемы состоит в ответе на вопрос, почему, на основе каких закономерностей происходит объединение людей в некое единое целое, в общественный " организм". Отвечая на этот вопрос, рассмотрите три основных подхода: натуралистический /А. Чижевский, А. Гумилев, Ш. Монтескье, Л. Мечников и др./, идеалистический /Гегель, 0. Конт, Ф. Достоевский и др./, материалистический /К. Маркс/.

Отметим, что все возможные способы объяснения общества и хода ис­тории имеют нечто общее, а именно представление о системной организа­ции данного феномена и закономерностях его саморазвития.

Тообстоятель­ство, что общество представляет собой сложную систему, развивающуюся на своей, собственной основе, не отвергалось и не отвергается практи­чески никем из мыслителей прошлого и настоящего. Системная характерис­тика общества понимает его как определенную целостность, объединяющую индивидов разнообразными связями и отношениями. Общество - продукт че­ловеческого бытия и непременное условие существования самого человека. Общество - специфическое, надприродное, не имеющее аналогов в материальном мире творение человека. Проведите различия между природными и социальными системами. Докажите, что движущие силы развития общест­ва - это существенные, необходимые, длительно действующие причины, обеспечивающие функционирование и прогресс общества. Проанализируйте структуру движущих сил общественного развития: природные факторы /де­мографические, географические, климатические/, общественные /матери­ально-экономические, социальные, политические, духовные, объективные и субъективные/. Раскройте содержание понятия «субъект» как носителя та­кой деятельности, которая приводит к общественнозначимым изменениям. Охарактеризуйте основные уровни субъектов социального развития: инди­вид; социальная группа; человечество в целом.

Дайте развернутую характеристику основных структурных элементов общества: экономики, обеспечивающей производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов; политики, осу­ществляющей общее руководство и управление обществом; социальной сфе­ры, регламентирующей потребление и распределение всех благ и духов­но-культурной подсистемы, позволяющей человеку реализовать свои духов­ные потребности.

Покажите, что характер объединения элементов в систему трактуется в философии в соответствии с тем или иным способом объяснения сущности человека и его истории. Поэтому основной системообразующий фактор мо­жет быть усмотрен либо в материальных, либо в духовных связях людей. Приведите примеры конкретных теоретических моделей общества в соот­ветствии с этими критериями. Раскройте содержание понятий " формация", " цивилизация", " культура", показав их соотношение.

Следует подчеркнуть, что современная соци­альная философия выделяет следующие основные свойства общества как це­лого: самодеятельность, самоорганизацию, саморазвитие, самодостаточ­ность.

Нужно отметить, что если первые три из указанных свойств присущи не только обществу в целом, но и его подсистемам, то свойство самодос­таточности присуще только обществу в целом. Самодостаточность как спо­собность системы своей собственной деятельностью создавать и воссозда­вать все необходимые условия современного существования, производить все нужное для коллективной жизни - главное отличие общества от его составных частей. Раскройте содержание основных понятий, связанных с проблемой развития общества: " процесс", " функционирование", " измене­ние", " прогресс", " регресс", " эволюция", " факторы развития".

Изложите основные проблемы, отражающие характер развития общест­ва: направленность совершающихся в обществе изменений; источники или факторы развития; формы, в которых осуществляется развитие. При расс­мотрении первой из указанных проблем нужно раскрыть содержание понятий детерминизма и индетерминизма /волюнтаризма/. Охарактеризуйте функцио­нальные, природные, экономические, духовные факторы /причины/ общест­венных изменений. Раскройте содержание основных форм социального изме­нения: реформы и революции, их взаимосвязь и отношения.

Отметьте, что филосо­фия истории /термин, введенный в науку Вольтером/ как попытка осмысле­ния сути развития общества, его идеалов и целей возникла еще в антич­ности и связана с именами Геродота, Фукидида, Полибия, Плутарха, Августина, Лейбница, Монтескье, Гегеля, Шопенгауэра, Шпенглера, Тойнби и других выдающихся мыслителей прошлого и настоящего. Все они, так или иначе, пытались найти и обосновать какой-то один фактор исторического развития /монизм/ или суммы многих факторов /плюрализм/.

Покажите, что в социальной философии уже давно идет спор о том, движется ли мир к единой цивилизации, ценности которой станут достоя­нием всего человечества, или сохранится и даже усилится тенденция к культурно-историческому многообразию, и общество будет представлять со­бой совокупность ряда самостоятельно развивающихся цивилизаций. Приве­дите аргументы сторонников этих подходов. Охарактеризуйте черты, поз­воляющие говорить о единстве и целостности современного мира: в сфере экономики, в политической сфере, в духовно-нравственной сфере, в соци­альной сфере.

Раскройте понятие общечеловеческой, земной цивилизации как одной из форм жизни во Вселенной, используя взгляды русских философов-космистов.

Покажите, какие существуют в философии точки зрения по проблемам направленности и пределах исторического процесса.

Введите понятие цивилизации как всеобщей формы существования и развития человечества. Выделите основные этапы развития мировой цивилизации.

Ответьте на вопрос, существует ли такой субъект деятельности (действующий агент истории) как человечество. Раскройте два основных подхода к решению этого вопроса в социальной философии.

Покажите, как от поколения к поколению нарастала целостность че­ловечества, утверждалась гомогенность всеобщей истории. Дайте объясне­ние, почему этот процесс ускорился с развитием капитализма.

Докажите, что целостность истоков, целостность современного сос­тояния и целостность будущего ассоциированного человечества - разные ступени, выражающие нарастание единения рода людей.

Во втором вопросе подробнее остановитесь на характеристике совре­менного этапа развития земной цивилизации. Покажите ее общечеловечес­кий характер. Докажите, что многообразие и одновременно единство и це­лостность суть отличительные черты современной цивилизации. Перечисли­те и проиллюстрируйте основные черты в сфере политики, экономики, со­циальной и культурно-духовной подсистеме, которые свидетельствуют об общечеловеческом характере современной цивилизации.

Обоснуйте вывод, что на исходе XX века перед человечеством все более четко вырисовывается историческая задача создания модели сложной общественной системы, сочетающей в себе максимум экономической эффек­тивности и максимум условий для обеспечения свободы личности, ее всестороннего развития и самовыражения.

Дайте характеристику глобальных проблем современности, выявите их специфику. Следует выяснить также, в чем их исторические истоки и причины обострения на современном этапе развития человеческого общества, и постараться ответить на вопрос: оп­равданы ли такие подходы, которые усматривают кризисную ситуацию глобальных проблем либо в самом прогрессе цивилизации, либо в " биологи­ческой природе человека"?

Рассмотрите основные типы глобальных проблем современности. Раск­ройте соотношение и взаимосвязь глобальных проблем, возможные последс­твия их обострения. Перечислите реальные пути решения глобальных проб­лем.

Покажите значение гуманизма как ценностной основы решения гло­бальных проблем современности. Далее отметьте, какие научно-техничес­кие, экономические и политические предпосылки необходимы для оптималь­ного решения глобальных проблем.

Охарактеризуйте футурологию как науку, охватывающую разработку концепций будущего, анализирующую возможные перспективы социальных процессов. Обоснуйте положение о социальном предвидении как опережающем отражении действительности, необ­ходимом условии целесообразной деятельности людей. Соотнесите понятия " социальное предвидение" и " социальное прогнозирование". Учитывая, что социальное предвидение в современных условиях становится результатом коллективного систематического и комплексного исследования представи­телей различных отраслей научного знания, покажите, какие обстоятель­ства определяют степень его достоверности и научности. Дайте характе­ристику основных методов социального прогнозирования и типов социальных прогнозов.

 

 

V. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.

 

1. Философия: понятие, предмет, социальные функции.

2. Философия как мировоззренческая система. Взаимосвязь основных исторических типов мировоззрения.

3. Философия и наука.

4. Космоцентризм античной философии.

5. Философские системы Платона и Аристотеля.

6. Теоцентризм средневековой философии.

7. Философское учение Фомы Аквинского.

8. Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения.

9. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени: Ф. Бэкон, Р. Декарт.

10. Механико-метафизический материализм XVII в.: Т. Гоббс, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц.

11. Сенсуалистская философия Д. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма.

12. Проблема человека и общества в философии Просвещения: Ф.М.А. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо.

13. Классическая немецкая философия: основные представители и проблематика.

14. Философия И. Канта.

15. Философская система и метод Г.Ф.В. Гегеля.

16. Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

17. Рациональная философия ХХ в. и проблема познания / нео- и постпозитивизм, неокантианство, герменевтика.

18. Иррационализм и проблема человека (философия воли Ф. Ницше, философия жизни А. Бергсона, неофрейдизм).

19. Существование и сущность человека (экзистенциализм, прагматизм, антропологическая философия).

20. Проблема общества в современной западной философии сциентизм и антисциентизм.

21. Традиции, основные периоды и особенности развития отечественной философии.

22. Проблема исторической судьбы России в отечественной философии.

23. Русская религиозная философия XIX - XX в.в.

24. Философская мысль в советский период.

25. Материалистическая традиция в философии России.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ.

 

  1. Предмет философии и ее роль в жизни человека и общества.
  2. Исторические типы мировоззрения. Философия и наука.
  3. Космоцентризм античной философии. Раннегреческая натурфилософия.
  4. Философские системы Платона и Аристотеля.
  5. Теоцентризм средневековой философии. Основные проблемы и этапы развития.
  6. Философия Августина и Фомы Аквинского.
  7. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.
  8. Новая философская картина мира в трудах Н.Кузанского, Дж.Бруно.
  9. Социальная философия Н.Макиавелли, Т.Мора, Т.Кампанелла.
  10. Основные направления и проблематика философии Нового времени.
  11. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени: Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза.
  12. Философия Просвещения: Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро.
  13. Немецкая классическая философия. Философские взгляды И.Канта.
  14. Система и метод философии Гегеля.
  15. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
  16. Формирование и основные проблемы философии марксизма.
  17. Иррациональная философия: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С.Кьеркегор.
  18. Исторические формы позитивизма.
  19. Основные философские направления 20 века.
  20. Специфика и основные этапы развития отечественной философии.
  21. Основные направления русской философии 19 века.
  22. Альтернатива славянофильства и западничества в русской философии: А.С.Хомяков, А.И.Герцен.
  23. Русская религиозная философия 19-20 вв.
  24. Советская философия.
  25. Бытие как философская проблема.
  26. Материя и дух. Материализм и идеализм.
  27. Категория «материя» и ее значение для философии.
  28. Движение, пространство и время как философские категории.
  29. Проблема метода в философии. Противоположность диалектики и метафизики.
  30. Философская картина мира. Разные способы видеть мир.
  31. Диалектика как учение о всеобщих связях, изменении и развитии.
  32. Категории, законы и принципы диалектики.
  33. Природа и сущность сознания. Структура сознания.
  34. Сознание и бессознательное.
  35. Проблема происхождения сознания.
  36. Индивидуальное и общественное сознание, их взаимосвязь. Структура общественного сознания.
  37. Познание, его возможности и границы. Знание и вера. Проблема познаваемости мира.
  38. Структура познавательной деятельности. Чувственная и рациональная ступени процесса познания.
  39. Многообразие форм знания, состав знания. Вненаучное знание.
  40. Проблема истины и ее проверки. Современные концепции истины.
  41. Научное познание и его специфика. Роль науки в развитии общества.
  42. Методы научного познания.
  43. Проблема ценностей в философии. Структура и иерархия ценностей.
  44. Нормы, идеалы, ценности. Сущность морали.
  45. Мир эстетики. Искусство, его сущность, структура.
  46. Природа и общество: диалектика взаимосвязи.
  47. Понятие общества в философии.
  48. Общество как развивающаяся система. Источники саморазвития общества.
  49. Основные сферы общественной жизни, их взаимоотношения.
  50. Проблема человека в философии.
  51. Природа и сущность человека.
  52. Проблема антропосоциогенеза
  53. Личность и общество, их взаимосвязь.
  54. Проблема свободы и ответственности. Свобода и необходимость.
  55. Смысл и цели жизни человека.
  56. Личность: понятие и структура.
  57. Движущие силы и субъекты исторического процесса. Детерминация социального развития.
  58. Культура и цивилизация. Человек в системе культуры.
  59. Сущность общественного прогресса, его критерии и типы.
  60. Вопрос о смысле и направленности истории в философии. Единство и многообразие мировой истории.
  61. Проблема периодизации всемирной истории. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
  62. Научно-техническая революция: истоки и социальные последствия.
  63. Глобальные проблемы современности.
  64. Современная цивилизация и будущее человечества.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.