Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел II: основные философские доктрины 3 страница






упрочение роли парламента;

 

развитие новых буржуазных общественно-экономических отношений.

 

Наибольший след в философии Англии нового времени оставили:

 

Фрэнсис Бэкон – считается родоначальником эмпирического (опытного) направления в философии;

 

Томас Гобсс (уделял болшое внимание проблемам государства, автор книги «Левиафан», выдвинул идею «общественного договора»);

 

Джон Локк (изучал проблемы государства, продолжил традицию Т.Гоббса).

 

2. Ф. Бекон – основоположник эмпирического направления в философии.

 

Основателем эмпирического (опытного) направления в философии считается Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) – английский философ и политический деятель (в 1620 – 1621 гг. – лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).

 

Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона – эмпиризма – заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.

 

В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: «Знание – сила».

 

3. Индукция как главный метод эмпирического познания.

 

Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция.

 

Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то значит, все металлы обладают свойством плавления).

 

Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов.

 

Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта – в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции – ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции).

 

Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, - в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.

 

4. Три пути познания Бэкона.

 

Определив главный метод познания – индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:

 

«путь паука»;

 

«путь муравья»;

 

«путь пчелы».

 

«Путь паука» - получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума».

 

«Путь муравья» - такой способ получения знания, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы «снаружи», «со стороны», но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.

 

«Путь пчелы», по Бэкону, - идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность.

 

Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

 

5. Препятствия на пути познания («призраки»).

 

Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями должен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание. Данные причины философ иносказательно называет «призраками» («идолами») и определяет четыре их разновидности:

 

призраки рода;

 

призраки пещеры;

 

призраки рынка;

 

призраки театра.

 

Призраки рода и призраки пещеры – врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.

 

В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познании через культуру человека (рода) в целом – то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает отпечаток на итоговой результат, снижает истинность знания.

 

Во втором случае (призраки пещеры) речь идет о влиянии личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки, заблуждения – «пещера») отражается в конечном результате познания.

 

Призраки рынка и призраки театра – приобретенные заблуждения.

 

Призраки рынка – неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражение.

 

Призраки театра – влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в средние века).

 

Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих «призраков» и получать свободное от их влияния «чистое знания».

 

6. Попытки классификации наук и значение философии Ф. Бэкона.

 

Ф. Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки. Основание классификации – свойства человеческого ума:

 

память;

 

воображение;

 

рассудок.

 

Памяти соответствуют исторические науки, воображению – поэзия, рассудку – философия, что составляет основу всех наук.

 

Философию Бэкон определяет как науку о:

 

Боге;

 

природе;

 

человеке.

 

Каждый из трех предметов философии человек познает по-разному:

 

природу – непосредственно с помощью чувственного восприятия и опыта;

 

Бога – через природу;

 

себя – через рефлексию (то есть обращенность мысли на саму себя, изучение мыслью мысли).

 

Философия Ф. Бэкона оказала огромное влияние на философию нового времени, английскую философию, философию последующих эпох:

 

было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии;

 

гносеология (наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух главных разделов любой философской системы;

 

определена новая цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности (тем самым Бэкон косвенно заложил основы будущей философии американского прогматизма);

 

предпринята первая попытка классифицировать науки;

 

дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как Англии так и Европы в целом.

 

7. Философия Т. Гоббса. Учения о познании и о государстве. «Левиафан».

 

Томас Гоббс (1588 – 1679), ставший учеником и продолжателем философской традиции Ф. Бэкона:

 

решительно отвергал теологическую схоластическую философию;

 

целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;

 

в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта;

 

был убежденным материалистом;

 

считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства;

 

разработал теорию государства;

 

первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор.

 

Основной предмет философских интересов Гоббса – гносеология (учение о познании) и проблема государства.

 

Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие – это получение органами чувств (глаза, уши и т.д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует «знаками» и дает их последующую классификацию:

 

сигналы – звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений («пение» птиц, рычание хищников, мяуканье и т.д.);

 

метки – различные знаки, придуманные человеком для обобщения;

 

естественные знаки – «сигналы» природы (гром, молния, тучи и т.д.);

 

произвольные коммуникативные знаки – слова различных языков;

 

знаки и роли «меток» - специальная «закодированная» речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т.д.);

 

знаки знаков – имена имен – универсалии (общие понятия).

 

В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование, как индукции, так и дедукции.

 

Проблема общества и государства, по Гоббсу, - главная в философии, поскольку цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.

 

Философ стал автором всемирно известной книги «Левиафан» («Чудовище» - вышла в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля), в которой обосновал теорию общества и государства. Суть данной теории в следующем:

 

человек обладает изначально злой природой;

 

движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;

 

указанные качества приводят к сознанию каждым человеком права на все;

 

право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономической прогресс;

 

в целях совместного выживания люди заключили свои притязания и «право всех на все»;

 

для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе – государство;

 

чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;

 

государство – непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище – «Левиафан», которое «пожирает и сметает все на своем пути» - сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.

 

8. Философия Дж. Локка. Tabula rasa. Разделение властей.

 

Джон Локк (1632 – 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии нового времени.

 

Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка:

 

мир материалистичен;

 

в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»);

 

сознание – пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о «чистой доске», на которой записывается опыт - tabula rasa);

 

источником опыта выступает внешний мир;

 

цель философии – помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;

 

идеал человека – спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;

 

идеал государства – государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.


 

 

ВОПРОС 12. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика.

 

1. Общее понятие философии французского Просвещения и ее основные направления.

 

Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 – 1794 гг.

 

В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:

 

деистическое;

 

атеистическо-материалистическое;

 

утопическо-социалистическое (коммунистическое).

 

2. Деистическое направление французской философии XVII в. и его представители.

 

Деизм (не путать с дуализмом Декарта – взаимосвязью и равноправием материализма и идеализма) – направление в философии, сторонники которого:

 

отвергали идею личного Бога;

 

не соглашались с отождествлением Бога и Природы (паитеизмом);

 

видели в Боге первоначально, причину всего сущего (но не более);

 

отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворение.

 

К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

 

3. Атеистическо-материалистическое направление и его представители.

 

Другим возможным направлением философии французского Просвещения было атеистическо-метериалистическое. Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.

 

Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

 

4. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление и его представители.

 

Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формирования еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 – 1794 гг. и после ее завершения.

 

К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.

 

Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.


 

ВОПРОС 13. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.

 

1. Общее понятие атеизма, материализма, атеистическо-материалистической философии.

 

Атеизм – направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию.

 

Материализм – направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.

 

Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции.

 

Ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

 

2. Философия Мелье.

 

Жан Мелье (1664 – 1729) – священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и религии (атеизму), философ-материалист:

 

не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога);

 

не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души;

 

считал, что весь окружающий мир состоит из особой субстанции – материи;

 

материя является первопричиной всех вещей, всего сущего, она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству – движению;

 

материя состоит из мельчайших частиц, в результате комбинации которых образуются вещи;

 

познание – отражение материи самой материей;

 

источником большинства знаний являются чувства;

 

причиной социальных антагонизмов видел частную собственность, которая возникла «по злой воле» некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда;

 

выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию существующего государства и частной собственности;

 

в качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни.

 

За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам.

 

3. Философия Ламетри.

 

Жюльен Ламерти (1709 – 1751) также выступал с атеистически-материалистических позиций:

 

полностью отвергал идеализм и теологию;

 

считал окружающий мир совокупностью различных проявлений единственной субстанции – материи, которая несотворима, вечна, бесконечность;

 

душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи;

 

поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге;

 

выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств;

 

был утилитаристом – считал, что смысл жизни человека – личное счастье;

 

считал частную собственность гарантией свободы человека;

 

идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм».

 

4. Философия Дидро.

 

Дени Дидро (1713 – 1784) – один из самых выдающихся французских философов-материалистов. Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и знания в области производства, закладывала основы буржуазного мировоззрения. В ее создании принимали участие ведущие философы эпохи – современники Дидро: Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет.

 

Философские взгляды Дидро близки к взглядам других французских просветителей-материалистов:

 

признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи;

 

движение объяснял таким свойством материи, как разнородность (взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению);

 

отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи;

 

в основе общества и государства видел «общественный договор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов;

 

идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность.

 

5. Значение философии французских философов-материалистов.

 

Сходные взгляды имели такие философы – просветители, как Гольбах (1723 – 1789) и Гельвеций (1715 – 1771).

 

Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического направление для философии и для общества в целом в том, что они:

 

четко выделили два ведущих философских направлениях – материализм и идеализм («линию Демокрита» и «линию Платона»);

 

освободили философию от многих религиозных предрассудков;

 

дали более реалистическое определение субстанции – материя;

 

выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя;

 

подвергли критике доопытное, сверхчувственное («чистое») знание;

 

обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (в основе познания лежат чувственные ощущения);

 

выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются различными комбинациями микрочастиц;

 

обратили внимание на движение не как на сверхъестественное явление, а как на свойство материи;

 

обосновали идеи социальной справедливости;

 

идеологически подготовили Великую французскую революцию.


 

ВОПРОС 14. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи.

 

1. Уникальность немецкой философии XIX в., ее заслуги перед мировой философией.

 

Немецкая философия XIX в. – уникальное явление мировой философии. Уникальность немецкой философии в том, что за суть более чем 100 лет ей удалось:

 

глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;

 

совместить в себе почти все известные в тот период философские направления – от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;

 

открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).

 

2. Основные направления немецкой философии XIX в.

 

В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:

 

немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);

 

материализм (середина и вторая половина XIX в.);

 

иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), «философия жизни».

 

3. Общее понятие немецкой классической философии.

 

Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII – первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:

 

Иммануила Канта (1724 – 1804);

 

Иоганна Фихте (1762 – 1814);

 

Фридриха Шеллинга (1775 – 1854);

 

Георга Гегеля (1770 - 1831);

 

Людвига Фейербаха (1804 - 1872).

 

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

 

объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);

 

субъективный идеализм (Фихте);

 

материализм (Фейербах).

 

Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:

 

повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;

 

особое внимание уделила проблеме развития;

 

значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;

 

взглянула на историю как целостный процесс.

 

4. Основные идеи ведущих представителей немецкой классической философии.

 

Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 – 1804). Иммануил Кант:

 

дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона – из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;

 

выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);

 

выдвинул учение о категориях – основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;

 

сформулировал моральный закон («категорический императив»);

 

выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.

 

Георг Гегель (1770 – 1831) отождествил бытие и мышление, выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального мира, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма, распространенную в ряде стран Запада.

 

Исключительная заслуга Гегеля перед философией – разработка диалектики – учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.

 

Иоган Фихте (1762 – 1814), наоборот, внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая «Я – концепция»).

 

Фридрих Шеллинг (1775 – 1854) глубоко обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.

 

Людвиг Фейербах (1804 - 1872) был представителем материалистического направления в немецкой классической философии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал отсутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перенесением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов.

 

5. Общее понятие и основные направления немецкого материализма XIX в.

 

Другим направлением немецкой философии XIX в. наряду с немецкой классической философией был материализм, получивший широкое распространение во второй половине XIX в.

 

Немецкий материализм XIX в. представлен главным образом:

 

философией Людвига Фейербаха;

 

марксистской философией;

 

творчеством вульгарных материалистов.

 

Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фейербаха причисляется как к немецкой классической философии, так и материализму. Это справедливо, так как философия Фейербаха завершила немецкую классическую философию и заложила основы немецкого материализма XIX в., явилась водоразделом между ними.

 

6. Общее понятие и основные идеи марксистской философии.

 

Классический материализм XIX в. представлен марксизмом, комплексным учением, в состав которого входили:

 

марксистская философия;

 

политэкономия (экономическое учение);

 

научный коммунизм (социально-политическая теория).

 

Основателями марксизма были немецкие ученые и философы Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895).

 

Марксистская философия:

 

выдвинула последовательно-материалистическую картину мира;

 

показала роль экономики, производства для материального и общественного бытия;

 

осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма);

 

рассматривала историю как целенаправленный и закономерный процесс (исторический материализм);

 

дала подробную картину возникновения человека, общества, государства;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.