Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел II: основные философские доктрины 1 страница






 

 

ВОПРОС 4. Первые философские (досократические) школы Древней Греции.

 

1. Общее понятие досократических философских школ.

 

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

 

милетская школа:

 

школа пифагорейцев;

 

школа Гераклита Эфесского;

 

элейская школа;

 

атомисты.

 

Характерными чертами досократических философских школ являлись:

 

ярко выраженный космоцентризм;

 

повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;

 

поиск первоначала, породившего все сущее;

 

гилозоизм (одушевление неживой природы);

 

доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

 

2. Милетская школа («физики») – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

 

Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:

 

выступали с материалистических позиций;

 

занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными;

 

пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);

 

искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир.

 

Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:

 

первоначально всего сущего считал воду («архэ»);

 

представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

 

считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее);

 

допускал наличие множества богов;

 

считал центром вселенной Землю;

 

точно определил продолжительность года – 365 дней;

 

сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

 

Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:

 

первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратиться;

 

вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

 

первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина).

 

Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:

 

первопричиной всего сущего считал воздух;

 

выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.);

 

проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»;

 

отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

 

3. Гераклит Эфесский.

 

Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-ая половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

 

первоначалом всего сущего считал огонь;

 

вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

 

считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);

 

был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

 

признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);

 

всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;

 

выступал за материальность человеческой и мировой души;

 

был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

 

движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».

 


4. Пифагорейцы.

 

Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:

 

первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

 

выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);

 

считали единицу мельчайшей частицей всего;

 

пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (честное – нечестное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.).

 

5. Элеаты.

 

Элеаты – представители элеской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

 

Элеаты:

 

изучали проблемы познания;

 

жестоко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;

 

были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

 

считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

 

6. Атомисты.

 

Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы».

 

Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

 

весь материальный мир состоит из атомов;

 

атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего;

 

атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

 

атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т.д.);

 

между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

 

атомы находятся в вечном движении;

 

существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют распадаются, после чего из этих же самых атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

 

атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.


 

ВОПРОС 5. Философия софистов и Сократа.

 

1. Общее понятие софистики и периодизация софистских школ.

 

Софиты – философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости). Среди софистов выделятся группы так называемых:

 

старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;

 

младших софистов – Ликофро, Алкидамант, Трассимах.

 

Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.

 

2. Характерные черты философии софистов.

 

Для софистов характерно:

 

критическое отношение к окружающей действительности;

 

стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

 

неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

 

отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

 

стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

 

восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

 

субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

 

3. Софизм как основной логический прием софистов.

 

Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов – логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях.

 

Примером данного умозаключения является «рогатый» софизм:

 

«То, что не потерял, ты имеешь,

 

ты не потерял рога;

 

значит ты их имеешь».

 

Данный результат достигается не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а в результате некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.

 

4. Значение деятельности софистов.

 

Несмотря на то что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они:

 

критически взглянули на окружающую действительность;

 

распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались древнегреческими просветителями).

 

5. Философия Протагора.

 

Видным представителем старших софистов являлся Протагор (V в. до н.э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:

 

вне человеческого сознания ничего не существует;

 

нет ничего раз и навсегда данного;

 

что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;

 

если завтра то, что хорошо сегодня станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности;

 

вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека («То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким»);

 

окружающий мир относителен;

 

объективное (истинное) познание недостижимо;

 

существует только мир мнения.

 

Одному из современников Протагора приписывается создание произведения «Двоякие речи», которое также подводит к мысли об относительности бытия и познания («Болезнь есть зло для больных, но благо для врачей»; «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков и гробовщиков») и учит молодого человека достигать победы в споре при любой ситуации.

 

Оригинально и революционно для того времени и отношение Протагора к борам: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию – и вопрос темен, и людская жизнь коротка».

 

6. Философия Сократа.

 

Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Основной метод, выработанной и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

 

Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т.д. Философ был сторонником этического реализма, согласно которому:

 

любое знание есть добро;

 

любое зло, порок совершается от незнания.

 

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом – цикутой.

 

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

 

способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

 

искал ответы на извечные проблемы человечества – добра и зла, любви, чести и т.д.;

 

открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;

 

ввел диалогический метод нахождения истины – путем ее доказательства в свободном споре, а не декларированная, как это делал ряд прежних философов;

 

воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых «сократических школ».

 

7. «Сократические школы».

 

«Сократические школы» - философские учение, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу «сократических школ» относится:

 

Академия Платона;

 

школа киников;

 

киренская школа;

 

лигарная школа;

 

элидо-эритрийская школа.

 

Академия Платона – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 385 г. до н.э., имевшая целью исследование философских проблем, почитание богов и муз и просуществовавшая до VI в. н.э. (около 1000 лет).

Киники – философская школа, которая обосновывала идею свободы вне общества (асоциальной свободы). Ее представители проверяли свои философские изыскания на себе. Киники вели паразитический, бродяжнический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, концентрировали внимание на человеческих пороках.

 

Наиболее известными представителями киников являлись Антисфен, Диоген Синопский (прозванный Платоном «Сократ, сошедший с ума»).

 

Киренская школа – основана в IV в. до н.э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Представители данной школы (киренаики):

 

выступали против изучения природы;

 

высшим благом считали наслаждение;

 

соответственно целью жизни видели наслаждения, счастье воспринимали как совокупность наслаждения, богатство – как средство для достижения наслаждения.

 

Мегарская школа основана учеником Сократа Евклидом из Мегары в IV в. до н.э. Представители – Евбулид, Диодор Крон.

 

Мегарцы считали, что существует абстрактное высшее благо, которое не поддается точному описанию, - Бог, разум, жизненная энергия. Противоположности высшего блага (абсолютного зла) не существует.

 

Помимо философских теоретических изысканий мегарцы вели активную практическую деятельность (фактически занимались софистикой) и получили прозвище «спорщики».

 

Представители мегарской школы (Евбулид) стали авторами известных апорий, то есть парадоксов (не путать с софизмами), - «Куча» и «Лысый», с помощью которых пытались понять диалектику перехода количества в качество.

 

Апория «Куча»: «Если на землю бросить зерно и к нему добавлять по одному зерну, то с какого момента на этом месте возникает куча? Может ли совокупность зерен превратиться в кучу после добавления одного зерна?»

 

Апория «Лысый»: «Если из головы человека выпадает по одному волосу, то с какого момента он становится лысым? Можно ли установить конкретный волос, после выпадения которого человек становиться лысым? Можно ли установить грань, разделяющую «еще не лысого» и «уже лысого»?»


 

ВОПРОС 6. Философия Платона.

 

1. Общая характеристика личности и творчества Платона.

 

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

 

2. Платон – основоположник идеалистического направления философии.

 

Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

 

материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

 

окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

 

реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

 

чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

 

любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);

 

весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

 

3. «Триада» Платона – «единое», «ум», «душа».

 

Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:

 

«единого»;

 

«ума»;

 

«души».

 

«Единое»:

 

является основой всякого бытия;

 

не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.);

 

есть ничто;

 

выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;

 

первоначало всего – всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

 

«Ум»:

 

происходит от «единого»;

 

разделен с «единым»;

 

противоположен «единому»;

 

является сущностью всех вещей;

 

есть обобщение всего живого на земле.

 

«Душа»:

 

подвижная субстанция, которая объединяет и связывает»единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления;

 

также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;

 

душа человека (вещи) есть часть мировой души;

 

душа бессмертна;

 

при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;

 

постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса.

 

4. Гносеология (учение о познании) Платона.

 

Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

 

поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;

 

«чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);

 

высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».

 

5. Проблема государства в философии Платона.

 

Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:

 

монархия – справедливая власть одного человека;

 

тирания – несправедливая власть одного человека;

 

аристократия – справедливая власть меньшинства;

 

олигархия – несправедливая власть меньшинства;

 

демократия – справедливая власть большинства;

 

тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

 

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

 

6. Платоновский проект государства.

 

Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:

 

все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;

 

работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

 

воины занимаются физическими упражнениями, тренираются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;

 

философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

 

философы и воины не должны иметь частной собственности;

 

жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

 

не существует брака, все жены и дети общие;

 

допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

 

В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.

 

7. Значение философии Платона.

Историческое значение философии Платона в том, что

 

впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;

 

положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демократа»);

 

впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.;

 

были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.);

 

была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).

 

8. Академия Платона.

 

Академия Платона – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в природе Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н.э.). Наиболее знаменитыми воспитанниками академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу – Ликей), Ксенокрит, Кракет, Арксилай. Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.


 

ВОПРОС 7. Философия Аристотеля.

 

1. Этапы творчества Аристотеля и его основные произведения.

 

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:

 

367-347 гг. до н.э. (20 лет) – работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);

 

347-335 гг. до н.э. (12 лет) – жил и работал в Пелле – столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;

 

335-322 гг. – основал собственную философскую школу – Ликей (перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти.

 

К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика».

 

2. Классификация философии, данная Аристотелем.

 

Философию Аристотель разделил на три вида:

 

теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);

 

практическую – о деятельности человека, устройстве государства;

 

поэтическую.

 

Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.

 

3. Критика Аристотеля как способ объяснения сути бытия.

 

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой, окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных идей), и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи».

 

Ошибка Платона, по Аристотелю, в том что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и др.

 

Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:

 

не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;

 

существуют только единичные и конкретно определенные вещи;

 

данные вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула», конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не «идея дома», и т.д.;

 

индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т.д.) – вторичной.

 

4. Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия.

Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие?

 

Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого – высказывания).

 

Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.