Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины неуспеваемости.






Основываясь на результатах современных исследований, можно утверждать, что затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. [4, cтр53]Отмечается многообразие причин, порождающих школьную неуспеваемость. Так, выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера (семейно-бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, половозрастные особенности и др.), так и психологического характера (недостатки в познавательной, потребностно-мотивационной сферах, индивидуально-психологические особенности учащихся, нарушения физического и психологического здоровья и др.)

Медико-социологические исследования вскрывают следующие предпосылки этого явления:

· нарушение экологического равновесия в окружающей среде, которое, отражаясь на здоровье матери, приводит к различным дефектам организма у новорожденных;

· физические и эмоциональные перегрузки женщин в системе производственных и семейных отношений, которые отрицательно влияют на организм детей и на условия их жизни;

· рост алкоголизма, наркомании, создающих условия для рождения психически и физически неполноценного потомства, пагубно влияющих на жизнь детей в семье;

· низкая культура семейного воспитания вообще, возрастание числа неполных и неблагополучных семей. [6, стр73].

Совершенно очевидно, что неуспеваемость редко обусловлена только одной какой-то причиной, чаще это комплекс причин, возникающих одна за другой.

Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, объединены в две группы, к первой из которых относятся недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй - недостатки в развитии мотивационной сферы детей.

Среди психологических причин первой группы лежат следующие три:

• несформированность приёмов учебной деятельности;

• недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребёнка;

• неадекватное использование ребёнком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности.[ 6, стр 80].

1. Рассмотрим особенности неуспевающих школьников, отличающихся несфомированностъю правильных приёмов учебной деятельности. Об этих учащихся можно сказать, что они не умеют по-настоящему учиться. Ребёнок, поступивший в школу и столкнувшийся с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность, часто не в состоянии самостоятельно найти адекватные способы работы. Если его не обучать специально необходимым навыкам и приёмам, он будет интуитивно находить их сам, и они не всегда будут правильными и эффективными (заучивание без предварительной логической обработки материала, выполнение различных упражнений без предварительного усвоения соответствующих правил, недостатки контролирующей деятельности). Оставленные без внимания неправильные навыки и приёмы учебной работы, могут закрепиться и принести к стойкому отставанию школьника в учёбе.

2. Рассмотрим неуспевающих учащихся другого типа, характеризующихся недостаточной сформированностью основных психических процессов. Эта психологическая причина неуспеваемости является более скрытой и менее очевидной. Отсюда возникают трудно выявляемые ошибки и промахи учеников, и они относятся чаще всего к мыслительным приёмам и способам работы, а также и особенностям памяти и внимания. Мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьника. Именно недостатки в развитии мышления, а не памяти и внимания, как это обычно считают в школе, являются распространённой психологической причиной неуспеваемости школьников.

Согласно исследованием памяти и внимания неуспевающих учащихся было установлено, что слабоуспевающие дети дают хорошие результаты при запоминании слов, чисел, доступного им по содержанию текста, близкого их жизненному опыту. Однако при запоминании более сложных текстов, где уже нужно использовать логическую, опосредованную память, тесно связанную с процессом мышления, они дают худшие результаты по сравнению с другими детьми того же класса[8, стр 64]. Слабоуспевающие ученики не имеют рациональных приёмов запоминания, но эти недостатки памяти неразрывно связаны с недостатками в развитии мышления. Точно так же при выполнении специальных заданий на внимание неуспевающие учащиеся дают результаты не хуже тех, которые получают их товарищи по классу. Низкая концентрация внимания у них обусловлена тем, что они в силу особенностей своего мышления не вовлечены в активную учебную работу, им трудно в ней участвовать. Неумение и нежелание активно мыслить - это отличительные особенности рассматриваемой группы неуспевающих, называемых Л.С. Славиной «интеллектуально пассивными». [2, стр 93].

Психологи рассматривают интеллектуальную пассивность как следствие неправильного воспитания и обучения[7, стр 89], когда ребенок не прошел в течение жизни до школы определенный путь умственного развития, не научился необходимым интеллектуальным навыкам и умениям.

Таким образом, не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей у значительной части неуспевающих детей.

3. Рассмотрим третью психологическую причину неуспеваемости - это неадекватное использование учащимися своих устойчивых индивидуально-психологических особенностей, которые в отечественной психологии изучаются в связи с учением о типологических свойствах нервной системы.

Среди основных свойств нервной системы выделим силу и подвижность как наиболее заметно влияющие на обучение. Отдельные учебные задачи, действия и ситуации признаны неодинаково трудными для лиц, различающихся по своим типологическим особенностям. В отдельных видах учебных заданий и некоторых формах учебной деятельности могут выступать как сильные, так и слабые стороны учащихся с разными проявлениями основных свойств нервной системы. Поэтому успех или неуспех в учебе может быть объяснен не самими природными чертами субъекта, а тем, насколько сформировались индивидуальные приемы и способы действий, соответствующие требованиям учебного процесса, с одной стороны, и индивидуальными проявлениями типологических свойств - с другой. Кроме того, немалое значение приобретают особенности организации учебного процесса, зависящие от учителя. Имея в виду вышесказанное, выделим и рассмотрим те виды учебных ситуаций, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой:

· длительная напряженная работа;

· ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения, самостоятельная или контрольная работа, когда на нее отводится ограниченное время;

· ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного ответа;

· работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа;

· работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;

· работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, ответ или вопрос другого учащегося);

· работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой (например, когда во время объяснения учитель одновременно ведет опрос учащихся по прошлому материалу, привлекает разнообразный дидактический материал, заставляет делать записи в тетради, отмечать на карте, следить по учебнику);

· работа в шумной, неспокойной обстановке;

· ситуация, когда требуется на уроке усвоить большой по объему, разнообразный по содержанию материал.

А теперь выделим ситуации, в которых особые затруднения возникают у инертных учащихся:

o когда учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и способам решения;

o когда учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовательность вопросов, обращенных к классу;

o когда время работы ограничено, и невыполнение в срок грозит отрицательной оценкой;

o когда требуется частое отвлечение (на реплики учителя, ответ или «опрос учащегося);

o когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой;

o когда оценивается продуктивность усвоения материала на первых порах его заучивания;

o выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.

Рассмотрим ту группу психологических причин неуспеваемости, которая связана с особенностями мотивационной сферы. Несформированность у школьника положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной его слабой успеваемости. Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасало положительное отношение к школе, необходимо уже в младших классах формировать собственно учебные интересы. Исследования учебной мотивации младших школьников показывают, что основным побуждающим мотивом учебной деятельности в условиях традиционного обучения оказывается отметка (87% учащихся).[15, стр13]. Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении материала, получают за свои работы чаще всего отрицательные оценки от учителя, тем самым у таких детей, в конце концов, пропадает интерес к учебной деятельности. Чтобы этого не произошло, необходимо формировать у неуспевающего школьника устойчивую мотивацию достижения успеха, это поможет размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника. Высокая самооценка неуспевающими учащимися отдельных своих качеств и способностей, отсутствие у них комплекса неполноценности и неуверенности в себе играют положительную роль, помогая таким школьникам утвердиться в посильных для них видах деятельности.

Таким образом, причинами неуспеваемости младших школьников могут быть: несформированность приемов учебной деятельности, недостаточное развитие психических процессов мыслительной сферы, неадекватное использование своих индивидуально-типологических особенностей.

Но неуспеваемость не всегда зависит от самого школьника, неправильное обучение и воспитание напрямую влияет на успеваемость учеников. Учителю необходимо правильно организовывать учебный процесс, подбирать подходящие виды учебных ситуаций для своих учащихся.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.