Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Применение межпредметной интеграции на уроках истории в общеобразовательной школе на примере верования восточных славян






Возрастающая роль межпредметной интеграции в педагогической деятельности обусловлена тем, что она является своеобразным ответом на интеграционные процессы, характерные для современного общества. ФГОС ООО предъявляет в качестве требования к результатам обучения и освоения содержания курсов школьных дисциплин достижение личностных и метапредметных результатов. Достижение данных результатов невозможно без межпредметной интеграции.
Содержание образования должно создать необходимые условия для всесторонней реализации межпредметного взаимодействия, прежде всего с историей, что способствует усилению познавательного потенциала изучаемых дисциплин в школе: географии, литературы, культуры и так далее.

Межпредметные связи должны быть отражены в рабочей программе, для этого необходимо провести сравнительный анализ программ по выбранным для интеграции предметам. Межпредметные связи – не только средство формирования системы знаний, но и обобщенных способов действий. Наблюдения показали преимущество активизации учебного процесса при использовании межпредметных связей.

Выявились новые резервы развития мышления, речи, эстетические чувства, взаимосвязи логического и образного в учебном познании. Межпредметные связи способствуют развитию обобщенных умений, характеризующих межпредметные виды деятельности для ряда предметов – речевая, измерительно-расчетная, творческая. Эффекта влияния межпредметных связей на воспитание и общее развитие учащихся можно достичь только при существенной перестройке и совершенствовании внутренней логической структуры методов и методических приемов обучения. Применение поисковых методов обучения, проблемно-поисковых задач является наиболее результативным. Реализация интеграции в образовательном процессе может осуществляться через различные направления и формы (см. таблицу 1)
В приложение
Таблица 1

Направление интеграции Формы интеграции
  Содержательное (на примере темы: Культура и быт Руси в XIV-XV вв.)   Межпредметнаая интеграция (Использование литературы, географии, религии, культуры) Интегрированные курсы(по учебному плану школы) Интегрированные программы (в соответствии с курсами предусмотренным планом школы)
Организационно-технологическое (урок, экскурсия, внеурочные мероприятия, использование технологий, кружки и т д) Интегрированные формы обучения Интегрированные формы образования Интегрированные технологии
Личностно - деятельностное -формирование УУД для достижения личностных и метапредметных результатов Уровень взаимодействия учителя и ученика Совместное обучение


Чтобы обеспечить эффективную интеграцию учебных предметов, необходимо:

-определить достаточно близкие области для изучения в выбранных предметах,

-продумать структуру и принципы осуществления межпредметной деятельности,

-согласовать методические приемы,

-формы обучения и требования к основным видам деятельности обучающихся в рамках нескольких предметов.
Состав межпредметных связей определяется содержанием учебного материала, формируемыми навыками, умениями и мыслительными операциями обучающихся. Исходя из этого можно классифицировать межпредметные связи по ряду критериев (см. таблицу 2)
Планируя систему интегрированных уроков учитель:

- выявляет сходные в разных учебных предметах;

- определяет, какой учебный материал из других предметов можно включить в качестве компонента при изучении истории, а какой изучить самостоятельно;

- продумывает оптимальные сочетание учебного материала предметов разных циклов с целью раскрытия исторических связей и зависимостей;

- подбирает дополнительный материал из разных областей наук(литературные, изобразительные произведения, географии, обществознании и так далее), если учебный материал сходных тем по программе отсутствует.

Практическое осуществление межпредметных связей можно проследить на примере темы верования восточных славян:

Определив литературные источники для изучения темы верования славян, учитель предлагает следующие виды работ:
2)самостоятельные работы на межпредметной основе, носящие комплексный характер (Отразить в литературе, отметить географическое расселение). Тема верования восточных славян встречается при изучении Повести временных лет, в ней излогается о празднике 12 июля жертвоприношении богу Перуну

Рекомендуемые домашние задания межпредметного характера:

Так, в 6 классе на уроках по истории «с древнейших времен до конца XVI века» довольно подробно рассматривается религия и культура Древней Руси. И приблизительно в это же время в курсах изобразительного искусства, мировой художественной культуры изучаются основы древнерусского искусства.

На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с культурой, предметами быта древних славян, с орудиями труда и оружием. На уроках истории, учащиеся, подробно изучая пункт параграфа «Быт и нравы», учитель дает задание зарисовать один из предметов труда славян в свои тетради. На данном этапе происходит межпредметная связь с изобразительным искусством. Зарисовывая рисунок, ученик проникает в тонкости данной фигуры, заинтересовывается о происхождении, о применении данного объекта.

 


Таблица 2

Виды межпредметных связей Содержание межпредметных связей
По составу информации Использование информации из других предметов при изучении какой-либо конкретной темы
По направлению применения информации Изучение предмета с опорой на межпредметную информацию (внутренняя направленность), использование этой информации для изучения тем других предметов (внешняя направленность)
По использованию временных связей Установление хронологической последовательности изучаемого материала, использование преемственных, перспективных и синхронных связей

 


 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.