Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие — такое состояние национальной экономики, когда существует пропорциональность между наличием ресурсов и их использованием






Макроэкономическое равновесие — такое состояние национальной экономики, когда существует пропорциональность между наличием ресурсов и их использованием, между объемами производства и потребления, между материальными и финансовыми потоками, между сбережениями и инвестициями и т.д. На практике оно означает полное удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах без излишне затраченных ресурсов и нереализованного продукта. Его можно сравнить со «здоровым» экономическим организмом, в котором нет болезней — инфляции, безработицы, а, следовательно, нет и его распада, разрушения.

Достижение макроэкономического равновесия является целью экономической политики любого национального государства, однако способы достижения такого экономического идеала различны при тех или иных моделях хозяйствования.

Для оценки макроэкономического равновесия применяют агрегированные показатели, а именно: совокупный спрос, совокупное предложение, равновесный национальный продукт, чистый национальный продукт.

Совокупный спрос (AD) представляет собой совокупную массу товаров и услуг, реализованных в стране за определенный период, выраженную в денежном эквиваленте. Другими словами, это реальный объем национального продукта, который потребители (частные лица, бизнес и государство) готовы купить при различных возможных уровнях цен.

Факторы совокупного спроса можно разделить на: ценовые и неценовые.

Воздействие ценовых факторов заключается в том, что при прочих равных условиях рост уровня цен вызывает сокращение совокупного спроса.

Однако следует учесть, что на тесноту и вид связи между объемом производства и уровнем цен оказывают влияние ряд макроэкономических эффектов, в частности эффект процентной ставки. Этот эффект состоит в том, что при постоянной денежной массе рост уровня цен вызывает рост спроса на деньги и следовательно повышение процентной ставки. Это, в свою очередь, усиливает склонность населения к сбережению и сокращению числа покупок. Удорожание же кредитов сокращает спрос на инвестиционные товары со стороны бизнеса, в итоге вследствие эффекта процентной ставки происходит падение совокупного спроса.

Противоречиво также влияние на совокупный спрос эффекта Пигу (эффекта реальных кассовых остатков). Он состоит в том, что с ростом цен происходит обесценение имеющихся у населения наличных денег и ценных бумаг, снижение покупательской способности и сокращение богатства. Здесь возможны разные варианты потребительского поведения — в зависимости от темпов инфляции: если они незначительны, совокупный спрос подстегивается, если же высоки, то он сокращается. Такого рода эффекты усложняют классическую закономерность обратной зависимости совокупного спроса от цен на товары и услуги.

К неценовым факторам совокупного спроса можно отнести следующие:

а) влияющие на личное потребление (С): уровень доходов потребителей, их прогнозы и ожидания в отношении конъюнктуры, уровень налогов с потребителей;

б) влияющие на инвестиционные расходы (I): уровень процентных ставок, ожидаемый бизнесом уровень прибыли, уровень налогов, изменения в технологии производства;

в) влияющие на объем государственных закупок (G): изменения в структуре государственных расходов, социальной и внешней политике, принятие различных государственных программ, политические сдвиги;

г) влияющие на объем чистого экспорта (Х): внешнеторговая политика, протекционизм; уровень национального дохода в странах-импортерах, уровень валютных курсов.

Совокупное предложение товаров и услуг (АS) представляет собой уровень наличного реального объема производства страны (Q) при каждом возможном уровне цен на товары и услуги (Р). Если не учитывать влияние международной торговли, то АS можно приравнять к ВНП или — при элиминировании несущественных различий в подсчете — к величине национального дохода: АS=Р*Q. С другой стороны, совокупное предложение АS равно сумме заработной платы, ренты, процента и прибыли.

Форма кривой совокупного предложения может иметь различный вид в зависимости от того, рассматриваем ли мы его в краткосрочном или же в долгосрочном периоде. Отличия между ними состоят в следующем.

Горизонтальный участок (кейнсианский) производство характеризуется наличием неполной занятости, недогрузкой производственных мощностей и фиксированным уровнем цен. Экономика - в состоянии глубокого спада или депрессии. Рост выпуска (по Дж. Кейнсу) можно обеспечить без ценовых стимулов, за счет стимулирования спроса и приведения в действие неиспользуемых ресурсов.

Восходящий участок: экономика близка к полному использованию ресурсов производства, происходит рост издержек на производство дополнительных единиц продукции, а, следовательно, цен и ВНП. Необходимо увеличение инвестиций, особенно инновации, новые технологии и способы производства. Это можно обеспечить снижением процентных ставок.

Вертикальный участок (неоклассический): производственные возможности полностью использованы, достигается полная занятость, существенная дефицитность ресурсов. Несмотря на рост спроса, совокупное предложение уже не может быть физически увеличено, но наблюдается резкий рост цен на продукцию по причине ресурсного дефицита. Необходима качественная и денежная переоценка предложения и исходя из этого, структурная перестройка экономики, замена ресурсной базы, например использование новых видов энергии.

Смещение кривой предложения, так же, как и кривой спроса, может вызываться как ценовыми, так и неценовыми факторами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.