Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии управления конфликтами.






Управление конфликтами можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем.

Внутренний заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. (я сам).

Внешний отражает организационно-технологические стороны (с помощью руководителя, лидера, медиатора-посредника справиться с конфликтом).

Управление конфликтом – это организованная, целенаправленная деятельность по координации поведения сотрудников, основанная на применении специальных методов и создании социально-психологических условий, которые обеспечили бы разрешение существующих противоречий.

Управление конфликтом имеет определенным преимуществом перед его стихийным развитием.

Прежде всего оно позволяет сделать его легитимным, т.е. вынести отношения оппонентов в реально видимый и оцениваемый диапазон.

Практика показывает, что открытость в решении любых вопросов конфликтной ситуации более эффективна, чем решения, принятые в глубокой тайне или неизвестны руководству.

И еще очень важный момент - Для нас важен конструктивный аспект (созидательный, развивающий) управления конфликтами.

Иначе говоря, основная цель управления конфликтами заключается в том, чтобы предотвращать деструктивные конфликты и способствовать адекватному разрешению конструктивных конфликтов.

 

Содержание управления конфликтами.

Управление конфликтами как сложный процесс включает следующие виды деятельности:

- прогнозирование конфликтов и оценка их направленности;

- предупреждение или стимулирование конфликта;

- регулирование конфликта;

- разрешение конфликта.

Содержание управления конфликтами находится в строгом соответствии с динамикой развития конфликта.

 

Содержание управления конфликтом и его динамика.

Предконфликтное состояние – Профилактический этап (Предупреждение конфликта) – связан прежде всего с управленческой деятельностью руководства организации, направленной на создание и поддержание своеобразных условий, обеспечивающих бесконфликтное выполнение основных профессиональных задач членами трудового коллектива:

- постоянное изучение морально-психологического климата в коллективе;

-поддержание порядка и дисциплины на должном уровне;

- мотивирование профессиональной деятельности сотрудников, реализация принципа социальной справедливости в оценке их труда;

- контроль за выполнением обязанностей, соблюдением этических норм делового общения, условий труда и т.п.

Этап конфликта Содержание управления (вид деятельности)
1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации Прогнозирование Предупреждение (стимулирование)
2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников. Предупреждение (стимулирование)
3. Начало открытого конфликтного взаимодействия Регулирование
4. Развитие открытого конфликта Регулирование
5. Разрешение конфликта Разрешение

 

Прогнозирование конфликта – один из важнейших видов деятельности руководителя, оно направлено на выявление причин конфликта и его развития.

Основным источником прогнозирования конфликтов является – изучение объективных и субъективных условий труда, факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально-психологических особенностей. (например: такими условиями и факторами могут быть – стиль управления, уровень социальной напряженности, социально-психологический климат, лидерство и другие социально-психологические явления).

Особое место в прогнозировании конфликтов занимает постоянный анализ причин конфликта.

 

Предупреждение конфликта (профилактика) – вид деятельности с, направленный на недопущение возникновения конфликта.

Предупреждение конфликта основывается на прогнозировании.

В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации всех факторов, способствующих его возникновению.

Основными путями предупреждения конфликтов могут быть:

- постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников;

- подбор и расстановка сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей;

- соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях;

- воспитание сотрудников, формирование у них высокой психолого-педагогической культуры общения и др.

Стимулирование конфликта – это вид деятельности, направленный на провокацию, вызов конфликта.

Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам.

Средства стимулирования конфликтов могут быть самыми разными:

- вынесение любого проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании;

- критика сложившейся ситуации на совещании;

- выступление с критическим материалом в средствах массовой информации.

Но при стимулировании того или иного конфликта руководитель должен быть готов к конструктивному управлению им. Это необходимое условие в управлении конфликтами, нарушение его, как правило приводит к печальным последствиям.

Регулирование конфликта – это вид деятельности, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения.

Регулирование предполагает ряд этапов, которые важно учитывать в управленческой деятельности.

1 этап. Признание реальности конфликтующими сторонами.

2 этап. Легитимизация конфликта, т.е достижение соглашения между конфликтующими сторонами конфликтного взаимодействия. (легитимность –согласие, чаще соглашение со властью – признание правомерности).

3 этап. Институциализация конфликта, т.е. создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия.

Кроме того, в процессе регулирования конфликтов важно учитывать некоторые технологии.

 

Технологии регулирования конфликта.

Название Основное содержание
Информационные Ликвидация дефицита информации в конфликте; Исключение из информационного поля ложной, искаженной информации (глухой телефон); Устранение слухов, сплетен.
Коммуникативные Организация общения между субъектами конфликта и их сторонниками; Обеспечение эффективного общения.
Социально-психологические Работа с неформальными лидерами и микрогруппами; Снижение социальной напряженности и укрепление психологического климата в коллективе.
Организационные Решение кадровых вопросов; Использование методов поощрения и наакзания; Изменение условий взаимодействия сотрудников (разделение территориально различные отделы).

 

Разрешение конфликта – вид деятельности, связанный с завершением конфликта.

Разрешение – это заключительный этап управления конфликтом.

Разрешение конфликта может быть полным и неполным.

Полное разрешение конфликта достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтных ситуаций.

Неполное разрешение конфликта происходит тогда, когда устраняются не все причины или конфликтные ситуации. В таком случае неполное разрешение конфликта может быть этапом к новому конфликту.

 

В реальной практике по управлению конфликтами важно учитывать предпосылки, формы и способы их разрешения.

Предпосылки разрешения конфликта:

- достаточная зрелость конфликта;

- потребность субъектов конфликта в его разрешении;

- наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта.

 

Формы разрешения:

- уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);??????

- согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на новой основе (компромисс, консенсус);?????

- взаимное примерение конфликтующих сторон (уход);?????

- перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному преодолению противоречий (сотрудничество).?????

 

Способы разрешения:

- административный (увольнение, перевод на другую работу, решение суда);

- педагогический (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т.п.).

 

Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами зависит от многих факторов – содержания самого конфликта, условий его возникновения и развития и многих других.

Поэтому универсальный алгоритм деятельности руководителя по управлению конфликтами предложить невозможно. Но какие-то основные, целесообразные шаги в таком алгоритме можно выделить.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.