Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные структурные элементы конфликта.






Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

 

Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

 

? 2. Классификация конфликтов.

Конфликты – сложное социально-психологическое явление и их можно классифицировать по различным признакам. Классификация конфликтов необходима для того, чтобы ориентироваться в их специфических проявлениях и помочь оценить возможные пути их разрешения.

Здесь приводится общая классификация и в ней мы выделяем виды конфликтов по различным признакам. Позже более детально классифицируем конкретные виды конфликта по их типам.

 

№ п\п Основание классификации Виды конфликтов Общая характеристика
1. Сферы проявления конфликта 1.экономические   2.Идеологические   3.Социально-бытовые     4.Семейно-бытовые   5. Социально-психологические.     6.Эмоционально-неврогенные.     7. Психолого-педагогические. 1. в основе лежат экономические противоречия, когда экономические потребности одной стороны удовлетворяются за счет другой. (Именно экономические конфликты чаще всего лежат в основе глобальных противоречий между государствами, группами людей). Пример экономического конфликта это рыночная конкуренция, в условиях которой выживает тот производитель, который может произвести и продать товар по наименьшей цене и с наилучшим качеством. Читать полностью: https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-40767/ Читать полностью: https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-40767/ 2. В основе – противоречие во взглядах, в установках людей, различия в жизненных позициях. (могут быть связаны с межнациональными, семейными отношениями, в быту). Пример идеологического конфликта – это спор или дискуссия между учёными, между политиками или между средствами массовой информации. Читать полностью: https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-40767/ 3. В основе – противоречия социальной сферы.(противоречия по вопросам жилья, пользования бытовыми услугами, распределение обязанностей). 4.В основе- противоречия семейных отношений.(дисгармония семейных отношений, неблагополучие психологической атмосферы семьи). Причины этих нарушений имеют самые различные уровни значимости- от мелких бытовых неурядиц, до серьезных идеологических расхождений).   5. Нарушения в области взаимоотношений. Причина нарушений – психологическая несовместимость, т.е неосознанное, ничем не мотивированное неприятие человека человеком, вызывающие неприятные эмоциональные состояния. Причиной может быть борьба за лидерство, за влияние, за престижное положение, за внимание.)   6. Это не столкновение интересов, а эмоциональные состояния, которые вызывают напряженную обстановку и затем перерастают в действительные конфликты. Причины таких конфликтов лежат в сфере состояния здоровья и нервной системы людей. Это могут быть неврозы, навязчивые состояния, отклонение в сфере интимных отношений, патологические влечения (алкоголь, наркотики, игромания и проч.) 7. В их основе – противоречия, которые возникают в учебно-воспитательном процессе при столкновении требований, интересов педагогов и учащихся.
2. Степень длительности и напряженности конфликта 1. Бурные быстротекущие конфликты.   2.Острые длительные конфликты. 3.Слабовыраженные и вялотекущие конфликты.     4.Слабовыраженные и быстротекущие. 1. Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности (темперамент, характер), отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих. 2. Возникают при наличии глубоких противоречий.   3. Связаны с не очень острыми противоречиями, (не принципиальными), либо пассивностью одной из сторон (в силу темперамента).     4. Связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер.
3. Субъекты конфликтного взаимодействия. 1.Внутриличностные конфликты.     2. Межличностные конфликты. 3. Конфликты «личность-группа».   4. Межгрупповые конфликты. 1. Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности. 2. Субъектами конфликта выступают две личности. 3. С одной стороны личность, а с другой – группа(микрогруппа). 4. Субъекты конфликта – малые соц.группы или микрогруппы.
4. Социальные последствия. 1.Конструктивные конфликты.   2. Деструктивные конфликты.   1.В основе таких конфликтов лежат объективные (не надуманные) противоречия. Способствуют развитию организации или другой социальной системы. Это стимул для личностного развития, предотвращения застоя. Это источник нововведений и развития. Конструктивные конфликты находят выражение в принципиальных спорах, дискуссиях, " проговаривании" ситуации, выслушивании сторонами друг друга. Именно о таких конфликтах говорят: " В споре рождается истина". 2.В основе таких конфликтов лежат, как правило, субъективные причины. Они создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы. Чаще всего в конфликт вовлекаются новые участники, увеличиваются затраты, возникают отрицательные взаимоотношения, возрастает число негативных действий и высказываний.  
5. Предмет конфликта. 1. Реалистичные (предметные) конфликты.   2. Нереалистичные (беспредметные) конфликты. 1. Имеют четкий предмет(т.е. то, из-за чего произошел конфликт). Вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливыми, по мнению одной из сторон. 2. Не имеют предмета. Имеют целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения результата, а самоцелью. (т.е. все то, что в реалистичном конфликте является средством проявления – эмоции, здесь оказывается самим конфликтом). Начавшись как реалистичный, конфликт может превратиться в нереалистичный.

 

 

Классификация по признакам:

- объем конфликта (глобальный и частичный) и (внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгупповой).

- его длительность (кратковременный, затяжной);

Кратковременны е - чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются.

Затяжные - связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с

объективными трудностями.

Длительные конфликты очень опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют своё негативное состояние. Частота конфликтов может вызвать глубокую и длительную напряжённость отношений.

-степень влияния на коллектив, (целесообразный, нецелесообразный); (приводит к определенному результату, цели)

- мотивы сторон (личные, групповые, общественные);

- степень управления (управляемый, слабо управляемый, неуправляемый).

 

цели конфликтов:

- деловые, личностные; (для женщин характерны конфликты, связанные с личными потребностями, а для мужчин – с профессиональной деятельностью).

степень проявления:

- явные, скрытые; (явные, с явно выраженными агрессивными действиями, и скрытые, характеризуются отсутствием действий и закамуфлированным противоборством).

Латентные – конфликт, который должен произойти, но которого нет, поскольку он не осознается сторонами, в силу различных обстоятельств – внешних и внутренних качеств личности.

направленность конфликтов:

- горизонтальные, возникающие между деловыми партнерами, коллегами по работе;

- вертикальные — между подчиненными и начальством.

- истинные, ложные.

Истинный конфликт – реальное столкновение между сторонами.

Ложный конфликт – субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин нет; (мнительные люди).

степень управляемости:

- стихийные, организованные;

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.