Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление конфликтологии, как науки.






Конфликтология – относительно молодая наука. В завершенном виде она появилась лишь в середине ХХ в. Но конфликты существовали всегда, а первые попытки их осмысления относятся к глубокой древности.

 

Древнейшие времена.

Древние философы считали, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий. Правда сам термин «конфликт» они еще не употребляли, но понимали, что часть жизни связана с конфликтом.

 

Мыслители древности высшей ценностью признавали не войну и борьбу, а мир и согласие.

 

В этом периоде заслуживают внимания воззрения древнекитайских мыслителей.

Особое место среди них принадлежит Конфуцию (551-479 гг. до н. э.), одному из первых китайских философов.

Взгляды на проблему конфликта мы находим в многочисленных нравственных заповедях Конфуция. Вот одна из них: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды».

Источник конфликтов мыслитель усматривал в делении людей на «благородных мужей» (образованных, грамотных и воспитанных людей) и простолюдинов («малых людей»). Необразованность и невоспитанность простолюдинов ведет к нарушению норм человеческих взаимоотношений, к нарушению справедливости. Для благородных мужей основу взаимоотношений составляет порядок, а для малых людей — выгода.

Древнекитайский философ Лао-цзы считал, что главные первоначала мира Ян (светлое) и Инь (темное) не столько борются между собой, сколько, дополняя друг друга, образуют гармонию Единого.

Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной философии, в рамках которой впервые была предпринята попытка рационального постижения мира. Античные взгляды на конфликт строились на основе философского учения о противоположностях. Столкновение и единство противоположностей, например, согласно Гераклиту (ок. 520-460 гг. до н. э.), является всеобщим и универсальным способом развития. По его словам, «противоположное соглашается, а из несогласного появляется самая прекрасная гармония».

 

Период Античности.

 

Многие мыслители того периода соотносят проблему конфликта с точки зрения социальных явлений.

Так, например, у Гераклита мы находим: «Война — отец всего и всего царь. Одним она определила быть богатыми, другим — простыми людьми, одних сделала рабами, других — свободными».

В отличие от Гераклита, который практически оправдывавшего войну, Платон осуждал ее, рассматривая как величайшее зло.

Такой же оценки войны как самого острого социального конфликта придерживался и другой великий мыслитель Древней Греции — Демокрит. Он говорил: «Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны...».

 

Но не только война как социальный конфликт попадает в поле зрения античных мыслителей. Интересные конфликтологические идеи, связанные с государственным устройством, можно найти, например, у Аристотеля, который утверждал, что государство является инструментом примирения людей. Человек вне государства, по его мнению, агрессивен и опасен.

Не меньший интерес представляют социально-этические и правовые идеи Демокрита, который указывал, что «законы не запрещали бы каждому жить по своему вкусу, если бы каждый не вредил один другому, ибо зависть способствует началу вражды».

 

 

Некоторые из древних философов высказывали утопические надежды на возможность создания общества, где будут устранены всяческие противоречия и конфликты.

Древнегреческий философ Эпикур считал, что бедствия, связанные с бесконечными войнами, в конце концов вынудят людей жить в состоянии прочного мира. И несмотря на то, что реальная жизнь вновь и вновь разрушила несбыточные мечты, утопии подобного рода возникали вновь и вновь.

 

 

Средние века.

Важнейшей особенностью конфликтологических идей, получивших свое развитие во взглядах средневековых мыслителеи, явилось то, что в основном они носили религиозный характер.

Когда утвердилась христианская религия, которая была основана на идеях человеколюбия, равенства всех перед Богом, добиться прочного мира между людьми опять-таки не удалось. Причем столкновения происходили не только между верующими и неверующими, но и между самими единоверцами.

Пытаясь как-то объяснить и оправдать бесчисленные проявления зла в мире, созданном Богом, религиозная философия разработала специальное учение, получившее наименование «теодицея», или «оправдание Бога».

Суть этого учения сводилась к выяснению того, как при добром и всемогущем Боге в мире существуют многообразные конфликты: глобальные катастрофы, жесткие войны, коварные убийства, несчастья и страдания людей.

Постановка подобных вопросов явилась одним из источников зарождения богоотрицания, атеизма. Поэтому попытки ответить на эти вопросы, начавшись еще на заре христианства, не прекращаются до сих пор.

??? Так в чем состоит различие между античными и христианскими философами?

Одни усматривают в явлениях, касающихся борьбы, конфликта –свойство, которое присуще бытию, т.е. повседневной жизни, а другие видят в них замысел, волю Бога.

 

Эпоха Возрождения.

Существенной особенностью взглядов мыслителей эпохи Возрождения на проблему конфликта является то, что они сформировались в результате развития идеи древнегреческой философии о величии человеческого разума, о его роли в познании окружающего мира.

Освобождая человеческие проблемы от власти религиозного сознания, философы этой эпохи придавали этим проблемам земной смысл.

Выдающиеся мыслители этого периода — Николай Коперник (1473-1574), Джордано Бруно (1548-1600), Никколо Макиавелли (1469-1527).

Важно обратить внимание на то, что многие из них подвергались репрессиям со стороны церкви, находились с ней в состоянии острейшего конфликта. Вместе с тем они верили в силу человека, его разум и гармонию, способность преодолеть социальные конфликты.

Новое время и эпоха Просвещения.

При анализе конфликтологических взглядов мыслителей Нового времени и эпохи Просвещения важно уяснить социально-культурные условия и общественный уклад того периода. Прежде всего это была эпоха не только мощного экономического, но и исключительного культурного подъема европейских стран. Все это создавало предпосылки к системному подходу в познании явлений окружающего мира и в том числе в изучении конфликтов. Наиболее характерные для рассматриваемого периода взгляды на конфликт содержались в работах Фрэнсиса Бэкона (1561 — 1626), Томаса Гоббса (1588-1679), Жан-Жака Руссо (1712-1778), Адама Смита (1723-1790) и др. В частности, Ф. Бэкон один из первых применил системный подход к анализу причин социальных конфликтов внутри страны. Интересна в этом смысле концепция Т. Гоббса о естественном состоянии общества как «войне всех против всех».

 

Первые научные исследования конфликта стали проводиться на Западе в конце ХIХ – начале ХХ в. У их истоков были известные специалисты Г.Земмель, М. Вебер, Т. Парсонс и др.

Родоначальником теории конфликта считают Г. Земмеля. Значимость его фигуры оценивается так же высоко, как и роль З. Фрейда.

 

Так же ценность представляют взгляды представителей классической немецкой философии — Иммануила Канта, Георга Гегеля (1770-1831), Людвига Фейербаха (1804-1872) и др.

Они рассуждали о самых острых социальных проблемах того времени. Например, проблема войны и мира..

 

 

Теория конфликта как зрелое направление в западной социологии сформировалась в конце 1950-х г.г. До этого времени исследователей интересовали либо последствия конфликта, либо причины, приводящие к нему. И только на рубеже 1950-1960-х гг. появляются основные направления конфликтологии, формируются подходы к ней.

 

Возросший интерес к проблеме конфликта на Западе, и прежде всего в США, имеет объяснение. Общество все больше убеждается, что конфликты необходимо разрешать, а не подавлять или пресекать.

 

Пример. В США было создано несколько национальных центров по изучению конфликтов.

В настоящее время одним из наиболее известных является Центр анализа конфликтных ситуаций и нахождения путей их урегулирования при Университете Дж.Мейсона близ Вашингтона.

Начиная с 1980 г. Функционируют специальные учебные заведения по подготовке менеджеров по конфликтам.

 

В 80-е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах мира. А в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов.

В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в Санкт-Петербурге в начале 90-х годов.

Исследования в области конфликтологии осуществляются разными методами, так как социальная конфликтология формировала на стыке 3 наук: (???) психологии, социологии и экономики.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.