Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы организации процесса обучения. Общая характеристика классно-урочной системы обучения. Типы уроков и их характеристика в дидактике и методике преподавания школьного предмета.

Понятие методов обучения. Классификация методов обучения в дидактике и методике преподавания школьного предмета. Критерии выбора методов обучения в связи с целями. Дидактические условия эффективности методов обучения.

Методы обучения - способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Выделяют: а) словесные методы - рассказ - устное повествовательное изложение содержан учебного материала, объяснение - словесное истолкование закономерностей - беседа - тщательно продуманная система вопросов, служащая для подведения учеников к пониманию нового материала (может быть индивидуальная или фронтальная) - дискуссия - основана на обмене взглядами по определенной проблеме - лекция - способ изложения объемного материала, для старших классов. б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия). - метод иллюстраций (плакаты картины карты зарисовки на доске) - метод демонстраций (приборы, технические установки, кинофильм, диафильм), в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия Деятельность учителя заключается постановке учебной задачи перед учащимися. В создании и управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Планирование деятельности учеников. Учитель ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути познания. Деятельность учащихся в процессе обучения заключается в учении, умении регулировать свои действия на пути к цели. Целью является познание, сбор и обработка информации об окружающем мире, овладение новыми знаниями и умениями. Макаренко сформулировал ставшие общепризнанными следующие положения: Каждое педагогическое средство может быть полезным или вредным, слабым или действенным в зависимости от конкретных условий; Осуществлению педагогической цели служит система педагогических средств; она не может быть установлена раз и навсегда, она изменяется и развивается; Вся педагогическая работа должна представлять собой активное, настойчивое, решительное устремление к поставленной цели; Если частная цель несовместима с главной, следует пожертвовать второстепенным, чтобы выиграть в основном и решающем. Основной критерий выбора метода обучения – его педагогическая эффективность, т.е. количество и качество усвоенных знаний, которые нужно оценивать с учетом затраченных преподавателем и студентами усилий, средств и времени. Выбор, как правило, определяется следующим: 1) Целями учебно-воспитательного процесса, реализуемыми в ходе изучения того или иного предмета, местом этого предмета в системе других дисциплин; 2) Целями учебного занятия, на котором применяется метод обучения; 3) Характером предмета (естественнонаучный; относящийся к фундаментальной части подготовки, на базе которой осуществляется специализация; дисциплина специализации и т.д.); 4) Характером учебного материала (производство материалов, проектирование, конструирование и т.п.); 5) Организационными формами работы, в рамках которых должен быть использован метод (лекция, практическое или семинарское занятие, лабораторная работа и т.д.); 6) Видом, характером, комплексностью и сложностью учебных пособий и дидактических средств, используемых при обучении; 7) Физиологическими и психологическими возможностями студентов, обусловленными не только их индивидуальными особенностями, но и конкретными условиями процесса обучения (например, расписанием занятий, условиями, в которых проводят занятия, и т.д.).

Формы организации процесса обучения. Общая характеристика классно-урочной системы обучения. Типы уроков и их характеристика в дидактике и методике преподавания школьного предмета.

Формы организации процесса обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определённом порядке и режиме. Они социально обусловлены, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Формы организации обучения: Фронтальная - все ученики класса под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу. Индивидуальная - предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. Групповая - предусматривает создание небольших по составу групп в пределах одного класса. Группы могут быть гетерогенными (различными по своему составу) и гомогенные (объединённые по какому-либо признаку, например – успеваемость) Коллективная – задача решается всем классом. Общие требования: - использование новейших технологий и педагогической практики при обучении. - обеспечение надлежащих условий для успешного протекания учебной деятельности - связь с ранее изученными знаниями и умениями. Связь с жизнью. - формирование умения учитсья. Дидактические требования: - чёткое определение образовательных задач урока - рационализация информационного наполнения урока - творческий подход к формированию структуры урока. По длительности времени обучения различают: классный урок (45 минут); спаренное занятие (90 мин); спаренное укороченное занятие (70 мин); урок произвольной продолжительности. Развитие форм обучения: - индивидуально-групповая (средневековье), - взаимное обучение (белланкастерская система в Англии), - дифференцированная система обучения по способностям учащихся мангеймская система), - бригадное обучение (в малой группе) (20-е годы СССР), - американский «план Трампа». В наши дни наибольшее распространение получила классно-урочная система обучения, возникшая в 17 веке. Её контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я. А. Каменский. Типы уроков: Лекция (передача-усвоение новых знаний: усвоение учебного материала распределяется на два учебных часа, обеспечивая рассмотрение темы в единстве всех компонентов) побуждает учеников к целостному осмыслению фактов. Семинар может быть посвящён обсуждению самостоятельного обучения учащихся по той или иной теме. Учитель обеспечивает готовность школьников к такой деятельности, инструктирует их по работе со справочной литературой. Предметные кружки в школе отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения и т.д. Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества процесса обучения. Экскурсия – может быть фронтальной, групповой, микрогрупповой. Учитель должен всесторонне подготовиться к ней, изучить маршрут, ознакомиться с объектами, разработать детальный план, организовать учащихся на выполнение предстоящих задач. Факультативы и курсы по выбору разрабатываются с учётом пожеланий и интересов школьников, их родителей и исходя из общественных потребностей и возможностей школы. Факультативы проводятся в тесной взаимосвязи с основными предметами школы. Консультация, учебная беседа, в которой вопросы задют преимущественно учащиеся. В процессе консультации учитель направляет деятельность учащихся так, чтобы они самостоятельно подходили к правильному пониманию того или иного вопроса.

Педагогические концепции и технологии как категории педагогической науки. Виды педагогических технологий: репродуктивные, продуктивные, алгоритмические. Педагогические технологии и педагогические задачи. Обусловленность педагогических технологий характеом педагогических задач.

1. Ассоциативная теория обучения. Данная теория оформилась в 17 в. Д. Локк предложил термин «ассоциация» -(от лат. соединение) — связь психических явлений, при которой актуализация одного из них ведет за собой появление другого. Окончательное оформление эта теория получила в классно-урочной системе Я.А.Коменского. Основные принципами: механизмом любого акта учения является ассоциация, в основе обучения лежит наглядность, т.е. обучение опирается на чувственное познание; обогащение сознания учащихся образами и представлениями — основная задача, основной метод ассоциативного обучения — упражнение. Слабость данной теории в том, что у учащихся не формируется опыт творческой деятельности, умение самостоятельного поиска новых знаний. Современная педагогическая наука ориентирует не на пассивное приспособление к имеющемуся уровню развития учащихся, а на формирование психических функций и создания условий для их развития в процессе обучения (идея такого построения обучения, которое учитывает «зону ближайшего развития ребенка»). Поиск путей совершенствования обучения, в основе которого лежат ассоциативные теории, направлен на выявление путей развития познавательной самостоятельности, творческого мышления учащихся. 2. Деятельностная теория обучения. Теория, опирающиеся на деятельностный подход: теория проблемного обучения, теория поэтапного формирования умственных действий, теория учебной деятельности.Авторы теории. Возможности управления процессом обучения значительно повышаются, если учащихся проводить через этапы обучения: предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения; формирование действия в материальном виде или материализованном; этап внешней речи, где действие подвергается дальнейшему обобщению; этап внутренней речи и переход действия в глубокие свернутые процессы мышления. В рамках этой теории успешность обучения базируется на создании учителем ориентировочной основы действий и тщательным ознакомлением учащимися процедуры выполнениях. Эта теория дает хорошие результаты, если обучение начинается с предметного восприятия. 3. Концепция дидактического энциклопедизма. Цель образования состоит в передаче большого объема научных знаний, т.к. содержание и глубина понимания прямо пропорциональна количеству изученного. (Я, А.Коменский, Д.Мильтон). Содержание образования перегружено информацией и для его усвоения требуется поиск интенсивных методов обучения и большая самостоятельная работа. 4. Концепция дидактического формализма необходимо только учить мыслить. Такие предметы, как математика и классических языки, физика наиболее успешно решают задачи обучения и поэтому им отдается предпочтение. В основе теории лежит философское учение -рационализм. Слабость этой теории в том, что невозможно обеспечить развитие интеллекта ученика средствами инструментальных предметов. 5.Концепция дидактического прагматизма и мальчики и девочки занимаются всеми видами труда 6.Концепция функционального материализма.

Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий. В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на следующие: Ø Обучающие.Ø Тренировочные.Ø Закрепляющие. Ø Повторительные. Ø Развивающие. Ø Творческие. Ø Контрольные.результатов работы. Организуя самостоятельную работу ученика, учитель ненавязчиво раскрывает конфликтную ситуацию при изучении материала. Нет необходимости придумывать противоречия, проблемы, конфликтные ситуации, они есть в каждой теме, они составляют суть процесса познания любого объекта или процесса. Рассматривая самостоятельную деятельность в качестве познавательной, выделяют четыре ее разновидности в процессе обучения: 1. Цель и план работы ученик определяет с помощью учителя. 2. Цель учащийся определяет с помощью учителя, а план самостоятельно. З. Цель и план учащийся определяет самостоятельно, но задание даёт учитель. 4. Без помощи учителя учащийся сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно её выполняет. Первая разновидность наиболее простая, и с неё учитель должен начинать подготовку ребят к более сложным этапам самостоятельной работы. Затем постепенно, переходя от этапа к этапу, ученик получает возможность полностью проявлять свои знания, инициативу, личные качества и индивидуальные особенности. Самостоятельная работа организуется с помощью индивидуальных форм обучения. Ученик работает самостоятельно дома при выполнении домашних заданий, написании рефератов и т. д. Индивидуальная форма предполагает деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий без контакта с одноклассниками, в едином для всех темпе. Она преимущественно используется при закреплении знаний, формировании умений и навыков, контроле знаний. Индивидуальная работа на уроке требует от учителя тщательной подготовки, большой затраты сил и времени. Однако эта форма организации познавательной деятельности не всегда создаёт условия для полной самостоятельной деятельности учащихся. Она является хорошим средством организации деятельности сознательных учеников. Но нередко можно наблюдать на уроках картину, когда слабо успевающие учащиеся либо ничем не занимаются, т. к. не могут справиться самостоятельно с заданием, либо спрашивают у соседей по парте о способе решения, что ведет к списыванию и подсказкам. Для организации большей самостоятельности школьников используется индивидуализированная форма обучения. Эта форма предполагает такую организацию работы, при которой каждый ученик выполняет свое, отличное от других, задание, с учетом учебных возможностей. Практический опыт учителей многих школ показал, что: Не менее важную роль в организации самостоятельной работы играет подборка учебного материала, т.к. с его помощью мы черпаем информацию содержания обучения. Однако сама по себе информация вне потребности ребенка не имеет для него никакого значения и не оказывает никакого воздействия. Если же информация созвучна потребностям учащегося и подвергается эмоциональной переработке, то он получает импульс к последующей деятельности. Для этого содержание учебного материала должно быть доступно ученику, должно исходить из имеющихся у него знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным.

 

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методика определения капитальных вложений по приведенным затратам | Соки – неконцентрированная пища.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.