Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характерные черты




Среди отличительных черт англосаксонских правовых систем - доминирование прецедента среди всех других источников права, преобладание вопросов процессуального права над вопросами материального права, отсутствие четкого отраслевого деления системы права, невыраженность разделения права на публичное и частное (ввиду поглощения последнего первым). Содержание права отличается сложностью и казуистичностью.

Каждая правовая семья уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями. Критериями являются:

· соотношение и использование источников права,

· роль суда в создании прецедентов,

· происхождение и развитие системы права.

 

Существует иерархия прецедентов, согласно которой решения, принятые вышестоящими судами (например, Палатой лордов в Великобритании), обязательны для нижестоящих (см. Общее право).

В структуре англосаксонской правовой семьи выделяют две группы: английскую и американскую. Каждой из них присущи характерные особенности.

В странах англосаксонской правовой семьи основным источником права является судебный прецедент. Англо-саксонское право - это право судебной практики, в рамках которой суды не только применяют, но и создают нормы права.

Однажды вынесенное решение является нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Однако степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом, т.е. к указанному общему правилу требуется на практике поправка. При нынешней организации судебной системы это значит:

1) решения высшей инстанции – палаты лордов – обязательны для всех других судов;

2) апелляционный суд, состоящий из двух отделений (гражданского и уголовного), обязан соблюдать прецеденты палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов;

3) Высший суд связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций и его решения обязательны для всех нижестоящих судов;

4) окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают.

Сегодня степень обязательности применения прецедента зависит от места суда, вынесшего решение, в судебной иерархии. Далеко не всякое решение любой судебной инстанции становится прецедентом, связывающим все остальные суды. Так, в США в каждом штате силу обязательного прецедента имеют решения, вынесенные федеральными судами всех инстанций и верховным судебным органом штата. Решения же судебных органов других штатов имеют силу лишь “убеждающего” прецедента. Как правило, безусловными являются судебные прецеденты, которые создает Верховный суд, рассматривая наиболее значимые дела, имеющие конституционное значение. Довольно стройная система, определяющая пределы действия прецедентов, сложилась в Англии. Обязательными для всех судов являются решения, принимаемые палатой лордов; решения Апелляционного суда становятся прецедентом для всех нижестоящих судов, но не связывают в принятии решения палату лордов и т. д. Прецедент может быть отвергнут либо законом, либо вышестоящим судом. В последнем случае считается, что отменяемое прежнее решение было вынесено в результате неверного понимания права, а заключенная в нем правовая норма как бы никогда не существовала.



Наряду с общим правом в Англии существует так называемое статутное право - законы и подзаконные акты, принятые во исполнение законом. Однако законы - статуты - считались и считаются второстепенными источниками права, дополнением к праву судебной практики. До сих пор в английском праве действует принцип, согласно которому норма закона приобретает реальный смысл только после ее применения в суде.

В отличие от романо-германской правовой семьи в англосаксонском праве разделение системы права на отрасли является менее четким: более важное значение придается правовым институтам. В самой Англии нет ни конституции как единого документа и основного закона государства, ни кодексов европейского типа, а нормативные акты под влиянием судебной практики содержат нормы казуистического характера. Отсутствует и деление права на частное и публичное. Его заменяет деление на общее право и право справедливости.



Что касается права США, то, хотя оно и развивалось в рамках общего права, тем не менее имеет ряд особенностей. Последние во многом были предопределены историческими условиями становления американского государства: прибывшие в Америку переселенцы хотели решительно порвать с “английским прошлым”. В правовой истории это выразилось в принятии Конституции, запрещении ссылаться на английские судебные решения, разработке в ряде штатов кодексов и др. Однако судебная практика сохранила свое значение в США и полной эволюции американского права из англо-саксонской правовой семьи в романо-германскую не произошло.

 

61. Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции. Основные теории права.

Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право.

Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например:

а) гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, столкнувшийся с проблемами права вообще;

б) юрист-профессионал, имеющий достаточный запас знаний о праве, способный применять и толковать правовые нормы;

в) ученый, человек с абстрактным мышлением, занимающийся изучением права, обладающий суммой исторических и современных знаний, способный к интерпретации не только норм, но и принципов права, владеющий определенной методологией исследования.

Правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя представления о праве могут совпадать у группы лиц и у целых слоев, классов.

Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. При этом знания об отдельных структурных элементах экстраполируются на право в целом. Важную познавательную нагрузку здесь несут среда и взаимодействующие с правом общественные явления.

Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. В зависимости от уровня культуры, методической оснащенности субъекта и выбора предмета изучения правопонимание может быть полным или неполным, правильным или искаженным, положительным или отрицательным.

Обыкновенный человек понимает право так, как это позволяет ему собственный разум в определенных культурологических традициях соответствующей эпохи и общества. Для него понимание права во временном масштабе ограничено рамками его жизни. Однако это не означает, что после его смерти правопонимание исчезает совсем. Такие элементы правопонимания, как знания, оценки, могут передаваться другим людям, а исследователь-ученый оставляет после себя еще и письменные представления о праве. Другими словами, образ права, сложившийся в умах наших предшественников и выразившийся в виде той или иной концепции, оказывает заметное влияние на формирование правопонимания у потомков.

При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать следующие обстоятельства:

• во-первых, исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил и работал «исследователь»;

• во-вторых, то, что результат правопонимания всегда зависит от философской, нравственной, религиозной, идеологической позиции познающего его субъекта;

• в-третьих, что берется в качестве основы той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), что понимается под источником права (человек, Бог или космос) и под его сущностью (воля класса, мера свободы человека или природный эгоизм индивида);

• в-четвертых, устойчивость и долгожительство концепций в одних случаях и их динамичность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям – в других.

Теорий права множество, основные из них:

1. теория естественного права. Локк, монтескье, спиноза. Люди от природы обладают комплексом естественных прав, которые принадлежат им с момента рождения и в силу того, что они люди. Эти права возникают от природы или от Бога и не зависят от государственных установлений. Вольтер: «Естественное право самой природой вписано в сердце человека»

2. теологическая теория: Фома Аквинский, Августин Аврентий. Право исходит от бога, как и государство

3. Норвотивизм и позитивизм. Кельзен, Бертан, Шершеневич. Государство является творцом права. Право содержится в нормативных актах, издаваемых государством , которое строится по принципам пирамиды, во главе пирамиды стоит главная норма – основной закон. Исполнение права обеспечивает государство.

4. марксистская. Государство – продукт классовых противоречий, создается для поддержки власти правящего класса. Марксистско-ленинская теория определения права : «Право возведенное в закон господствующего класса»

5. Социологическая. Эрних, Паунд, Муравцев. Право формируется в ходе общественной жизни, которое формируется самим обществом, т.е. право это определенный общественный порядок, форма общественной жизнедеятельности

6. Психологическая. Лев Петрожицкий. Право обусловлено психикой людей, это их эмоциональное, чувственное восприятие жизни, основанное на взаимных обязанностях. Право выступает в виде личных, интуитивных норм.

 

62. Правовое поведение: понятие и виды.

ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ, социально значимое поведение граждан и должностных лиц, предусмотренное нормами права и влекущее определенные юридические последствия. Правовое поведение может быть правомерным или противоправным (антиобщественным). Государство в нормах права гарантирует, стимулирует и охраняет правомерное правовое поведение, предусматривает профилактические меры, а также наказание противоправного поведения (правонарушений и преступлений).

Виды правового поведения:
правомерное – социально полезное, соответствует нормам права;
неправомерное (противоправное) правонарушение – социально вредное, противоречит нормам права;

злоупотребление правом – соответствует нормам права, но является социально-вредным.
Все остальные действия могут быть названы юридически безразличными, индифферентными по отношению к праву, не нуждающимися в каком-либо правовом оправдании.
Правовое поведение состоит из элементов – правовых поступков.
Элементы правового поступка (субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона) называют составом правового поведения.
По форме внешнего проявления правовое поведение может быть:
физическим (деятельность);
устным (вербальным);
письменным (документальным).

Основные виды правомерного поведения:

· социально активное поведение; Социально-правовая активность личности представляет собой наиболее высокий уровень правомерного поведения, проявляющийся в общественно полезной, одобряемой государством и обществом деятельности в правовой сфере.

· социально пассивное поведение;

· привычное поведение; Привычное — это поведение, основанное на соблюдении норм права в силу привычки. Привычка возникает в результате многократного повторения действий, совершаемых в уже привычной, известной обстановке.

· конформистское поведение; Конформистское — это поведение, основанное на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности. Когда субъект подчиняет свое поведение правовым предписаниям лишь по той причине, что “так делают все”, и он считает, поступает правомерно.

· маргинальное поведение; “Маргинальное — это деяние, которое тоже соответствует правовым предписаниям, но совершается под воздействием государственного принуждения, из-за страха перед наказанием” Оно отражает состояние индивида, которое находится на грани антиобщественного проявления, ведущего к правонарушению, однако таким не становится в силу ряда причин и обстоятельств. В данный промежуток времени мотивами поведения оказываются иные движущие силы — угроза возможного наказания, собственные выгоды от правомерности, боязнь осуждения со стороны коллектива, группы, ближайшего социального окружения и другие сдерживающие мотивы.

· нигилистическое поведение.Нигилизм означает отрицательное отношение к определенным правилам, нормам, принципам, взглядам, законам, образу жизни.

 

Типичным видом неправомерного поведение является правонарушение.

 

63. Соотношение государства и права.

Государство - организация суверенной политической власти на определенной территории, объединяющая население страны на основе гражданства или подданства, характеризующаяся наличием специального аппарата управления (органов власти и должностных лиц) и опирающаяся в необходимых случаях на принуждение, издающая и обеспечивающая реализацию общеобязательных правовых норм. Государство рассматривается: как страна (территория, границы, географическое расположение); как народ (публично-правовая общность населения); как система органов власти, управления и поддержания правопорядка в обществе. Существенными признаками государства являются: суверенитет, публичная, выделенная из общества, власть (госаппарат); территориальное деление всего населения на национальные и административные единицы; официальное представление интересов всего общества; монополия на: 1) законотворчество (издание и обеспечение реализации об необязательных правовых норм); 2) сбор налогов и 3) применение принуждения.

Право - система действующих общеобязательных нормативных предписаний, установленных или санкционированных уполномоченными на то субъектами (прежде всего государством и его органами), закрепленных в официальных нормативных актах и обеспечиваемых в своей реализации всеми мерами государственного воздействия, вплоть до принуждения. Право выступает регулятором общественных отношений. Формально оно провозглашается от имени народа, направлено на правовое обеспечение и защищенность личности, осуществление ее прав, свобод и интересов. Личность, ее социальные возможности и свободы должны составлять основополагающую ценность права. Эффективность права, его качественный уровень прежде всего зависят от того, насколько точно и полно оно отражает в своих предписаниях общечеловеческие ценности: свободу личности, социальную справедливость, равенство и т.д. Однако компонентами права эти ценности становятся только тогда, когда они официально провозглашаются государством (или международно-правовыми пактами) и соответственно гарантируются в их реализации мерами государственной поддержки. Различаются объективное право, субъективное право, права человека и т.д.

Довольно сложная проблема соотношения государства и права приобрела в последнее время дискуссионный характер. В литературе сформулированы две противоположные теоретические позиции по этой проблеме.

Этатически-тоталитарная концепция исходит из того, что государство выше и важнее права, что оно творит право и использует: его как инструмент своей политики. Данная концепция опирается на марксистское понимание государства и права и была широко распространена в отечественной научной и учебной литературе.

Либеральная концепция базируется на естественно-правовой теории, согласно которой право выше и важнее государства. Она стала активно утверждаться в нашем общественном сознании в последние годы.

Обе концепции не имеют сколько-нибудь серьезного научного обоснования. Они не только не анализируют соотносимые явления, но, по сути дела, противопоставляют их друг другу. На практике же противопоставление, столкновение государства и права неизбежно Приводит лишь к их .взаимному ослаблению.

В действительности взаимосвязь государства и права достаточно сложна. А потому соотношение между ними следует проводить под углом зрения анализа их единства, различия и многостороннего воздействия друг на друга.

Государство и право нерасторжимы. Как надстроечные явления они имеют единую социально-экономическую основу, у них во многом одинаковая судьба, они не могут существовать и развиваться друг без друга. Вместе с тем государство и право различаются по своей структуре, способам функционирования и т. п. Государство входит в политическую систему общества как ее стержневой элемент, право — в нормативную систему.

Пожалуй, самый важный аспект рассматриваемого соотношения, нуждающийся в обстоятельной научной проработке — воздействие государства на право и влияние права на государство. Подчеркнем, что только при активном взаимодействии государство и право могут полноценно и эффективно функционировать, приобрести социальную ценность.

Современная юридическая наука считает, что основными сферами воздействия государства на право являются правотворчество и (особенно) правореализация. Исторический опыт показывает, что государство активно участвует в правотворчестве, однако абсолютизировать его роль в этом процессе нельзя. В такой абсолютизации как раз и заключается коренной недостаток юридического позитивизма.

Государство в буквальном смысле не творит, не создает право, оно юридически оформляет и закрепляет лишь то, что уже созрело в обществе в виде объективных потребностей, притязаний — общественных правовых и нравственных идеалов и других общезначимых факторов. Но так или иначе, государство придает праву важные свойства — формальную определенность, общеобязательность.

Еще более значительна роль государства в реализации права, в претворении его в жизнь. Ведь неработающее, нереализующееся право мертво. За правом всегда стоят авторитет и реальная сила государства. Вместе с тем государство само должно строго соблюдать и исполнять правовые предписания, а в реализации права наряду с государством могут и должны активно участвовать и граждане, и институты гражданского общества.

Итак, право без поддержки и воздействия государства обойтись не может, но и само государство объективно нуждается в праве. Иными словами, между ними складывается устойчивое функциональное взаимовлияние.

Право юридически оформляет государство, регулирует все основные стороны его функционирования и тем самым придает государству и его деятельности легитимный характер. Оно регламентирует порядок формирования органов государства, закрепляет их компетенцию и упорядочивает их отношения между собой, подчиняет деятельность государства определенному правовому режиму, устанавливает пределы вмешательства государства в работу институтов гразеданского общества, частную жизнь граждан и т.д. С помощью права определяются вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым. Право — важнейшее и необходимое средство юридического общения со всеми субъектами права как внутри страны, так и за ее пределами, с мировым сообществом в целом.

 

Соотношение права и государства проявляется:

1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;

2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;

3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;

4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.

 

64. Религиозная правовая система на примере мусульманского права.

Мусульманское право - одна из крупных правовых систем современного мира, сложившаяся в своей основе в эпоху становления феодального общества в Арабском халифате в VII-X вв. и базирующаяся на исламе. Претерпела модернизацию в XIX в. под влиянием романо-германской семьи правовых систем, но не утратила своей специфики. Многие современные мусульманские государства в своих конституциях и законах заявляют о верности принципам ислама (Марокко, Тунис, Сирия, Мавритания, Иран, Пакистан). Мусульманское право - единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как собственно юридические нормы, так и религиозные и нравственные постулаты, а также обычаи. Источниками мусульманского права являются: а) Коран, состоящий главным образом из общих положений нравственного характера (см.: Коран); б) Сунна - своего рода толкования Корана в первые десятилетия после смерти пророка Магомета; в) иджма - согласованное заключение древних правоведов - знатоков ислама об обязанностях правоверного, которое получило значение юридической истины, извлеченной из Корана или Сунны; г) кияс (аналогия) - правила применения к новым сходным случаям предписаний, установленных Кораном, Сунной или иджмой, причем иджма имеет более важное значение, чем другие источники. Особенность современного мусульманского права: рецепция европейского права по отдельным отраслям регулирования; активное развитие государственно-правовой регламентации, наметившейся с середины XIX в.; повышение роли закона; проведение кодификации (например, Египет принял Гражданский кодекс, составленный по французскому образцу; Турция провела реформы семейного и наследственного права; Ирак промульгировал (обнародовал) Гражданский кодекс, явившийся кодификацией модернизированного мусульманского права в сфере семьи и наследования).

Источники Первым по значению источником мусульманского права признается Коран — священная книга мусульман. Многоплановость содержания и незначительный объем правовых положений обусловили тот факт, что Коран не стал для мусульманского права системным юридическим документом- подобно конституции или кодексу. Однако он был и остается для мусульманских юристов самым авторитетным источником исламского права.

Генетически близок Корану и тесно связан с ним второй источник мусульманского права — сунна, представляющий собой сборник хадисов, т. е, преданий о жизни Мухаммеда, его поведении, поступках, образе мыслей и действий. Как и Коран, сунна содержит мало норм собственно юридических, в ней доминируют нравственно-религиозные положения. Среди юридических предписаний нет широких принципов-обобщений, в силу самой природы сунны в ней представлены прежде всего конкретные казусы, случаи из жизни Мухаммеда.

Третьим источником мусульманского права является иджма — общее решение авторитетных исламских правоведов. Мухаммед считал, что мусульманская община не может ошибаться. Это утверждение легло в основу признания правомерности данного источника. Фактически от имени общины выступают наиболее сведущие юристы, теологи, которые и выносят единогласное решение.

Четвертый источник мусульманского права — кийяс — представляет собой обычное решение по аналогии. В западных правовых системах подобное решение не считается самостоятельным источником. Оно лишь обеспечивает «работу» механизма нормативного или прецедентного регулирования. В исламских же странах решение по аналогии приобретает особые смысл и значение, так как объектом анализа здесь выступает не рациональная воля земного законодателя, а религиозная идея, имеющая абсолютный, вневременной и неоспоримый характер. Кийяс не является продолжением, частью первоначальной нормы или казуса, а потому образует отдельный источник права.

К числу вторичных источников права, возникших в более поздний период развития исламских государств, можно отнести закон (нормативно-правовой акт), который сегодня в большинстве мусульманских стран играет весьма важную роль в социальном регулировании. В нем могут содержаться нормы, не только дополняющие, конкретизирующие положения первичных религиозно-правовых документов, но и идущие вразрез с Кораном, сунной, иджмой (например, об ограничении брачного возраста совершеннолетием, о допущении спекуляции, ссудно-кредитных операций). В этом случае закон вряд ли может считаться формой мусульманского права.

Глубинным источником исламской правовой системы является религиозно-правовая доктрина. Именно она обусловила особую логику развития мусульманского права, своеобразие его формальных источников, их тесную взаимосвязь. В отдельные периоды истории, например в VIII—Хвв., она получала официальное признание, легализацию и выступала в качестве формы права, в другое время, как и сегодня, она уходила на второй план и оформлялась через иджму, кийяс, закон. Но в любом случае эта доктрина была и остается основным питательным источником мусульманского права, его корневой системой.

Малозначительную роль в правовом регулировании играет обычай, если, конечно, он не имеет религиозных оснований. Исламские юристы не относят его к праву и не рассматривают как его источник. Однако когда отношения оказываются нерегламентированными правом, не обеспечиваются юридически, обычай может выступать их регулятором.

Структура мусульманского права. Структура мусульманского права также имеет существенные особенности, вытекающие из его природы. Оно не подразделяется на общее и частное право, как в романо-германской системе, или на общее право и право справедливости, как в странах англосаксонской семьи. Здесь существуют иные принципы интеграции, связи норм, их структурного объединения. Так, можно выделить правовые комплексы норм, принципов в соответствии с основными мусульманскими толками (ритами) — суннитскими (ханифитскими, маликитскими, шафиитскими, ханбалитским) и несуннитскими (шиитским, вахбитским, зейдутским, абадитским). Наличие различных ветвей в исламе обусловливает аналогичную дифференциацию в праве, объединение юридических норм вокруг тех или иных религиозных течений. Каждый толк, как правило, «обрастает» определенным комплексом норм, принятых в соответствии с избранными религиозными постулатами. Вместе с тем сохраняется и отраслевой принцип дифференциации правовых норм, хотя и с некоторыми особенностями. В частности, существует отрасль «право личного статуса», регулирующая семейные, наследственные и некоторые другие отношения; деликтное право, устанавливающее меры уголовно-правовой ответственности; муамалат, закрепляющая гражданско-правовые отношения; отрасль так называемых властных норм — сфера государственного и административного права; международное право (сийар).

Все поступки в мусульманском праве подразделяются на пять основных категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. В основе данной классификации лежат соответствующие религиозно-нравственные оценки тех или иных актов поведения. Нормы мусульманского права могут быть также классифицированы (с точки зрения их общности) на нормы-принципы, сформулированные в виде теоретических обобщений, и казуальные нормы, возникавшие, как правило, эмпирическим путем (таковы, например, нормы сунны).

 

65. Применение права и его признаки.

Применение права - это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия; это - одна из форм государственной деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику.

Применять нормы права - это значит применять власть, а нередко - принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены.

Правоприменение непосредственно связано с эффективностью действия законов и иных нормативных актов, совершенствованием механизма правового регулирования, поддержанием правопорядка и дисциплины в обществе. Его цель - упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного характера.

Одновременно, сам процесс применения права должен протекать в строгих рамках законности, исключающих произвол, своеволие, бюрократизм, волокиту, тем более - вымогательство и взятки.

Характерные признаки применения права:

1.

1. это - властно-императивная форма реализации права;

2. осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами;

3. носит процессуально-процедурный характер;

4. состоит из ряда последовательных стадий;

5. имеет под собой соответствующие юридические основания;

6. связано с вынесением правоприменительных актов;

7. является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов;

8. направлено на урегулирование конкретных ситуаций.

Указанные признаки показывают специфику правоприменения и достаточно четко отграничивают его от первых трех форм реализации права - соблюдения, исполнения и использования. Следует лишь помнить, что при использовании, как уже отмечалось, нередко тоже требуется "вмешательство" соответствующих агентов власти, но оно носит здесь характер содействия, участия в осуществлении гражданином своего права, ибо без этого субъект просто не сможет воспользоваться предоставленной ему законом возможностью (например, уволиться с работы, вступить в брак, заняться предпринимательской деятельностью). В целом же в названных выше трех формах право реализуется добровольно, без принуждения.

 

66.Правопорядок и общественный порядок: понятие, соотношение и основные пути их укрепления.

Правопорядок – состояние упорядоченности общ-х отношений, образовавшееся в результате практической реализации правовых норм. Принципы – определенность, системность, организованность, гос гарантированность, устойчивость, единство.

Общественный порядок – состояние урегулированности общ-х отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов. В отличие от правопорядка общ-й порядок образуется под воздействием не только правовых но и соц-х норм: морали, обычаев, корпоротивных, религиозных норм.

Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления — общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и т. д. Следовательно, общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.

Общественный порядок обеспечивается преимущественно силой общественного воздействия. Но это не означает, что его состояние безразлично для государства. С одной стороны, важнейшей частью общественного порядка является правопорядок. С другой — состояние общественного порядка обусловливает во многом состояние правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства. Так, ст. 213 У К предусматривает ответственность за хулиганство, т. е. грубое нарушение общественного порядка.

Таким образом, правопорядок и законность — цель и результат правового регулирования, важнейшие юридические и политические явления, состояние которых оказывает непосредственное влияние на общественную жизнь. Поэтому не случайно основным направлением деятельности профессионалов-юристов выступает работа по их обеспечению (укреплению).

 

 

67. Стадии применения права. Требование к актам применения права.

Применение права — это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Применение права имеет следующие признаки; 1) осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти;

2) имеет индивидуальный характер;

3) направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав, обязанностей, ответственности:

4) реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах:

5) завершается вынесением индивидуального юридического решения.

Стадии применения права: установление круга фактических обстоятельств; юр оценка фактических обстоятельств, те их юр квалификация; вынесение решения по юр делу.

Применение норм права — сложный процесс, включающий несколько стадий.Первая стадия — установление фактических обстоятельств юридического дела, вторая-выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, третья — принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление. Первые две стадии являются подготовительными, третья — заключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решение — акт применения права.

1. Круг фактических обстоятельств, с установления которых начинается применение права, очень широк. При совершении преступления — это лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства; при возникновении гражданско-правового спора — обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторон и т. д. Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами — материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия и т.д.). Эти документы составляют основное содержание материалов юридического дела и отражают юридически значимую фактическую ситуацию.

Сбор доказательств может быть сложнейшей юридической деятельностью (например, предварительное следствие по уголовному делу), а может и сводиться к представлению заинтересованным лицом необходимых документов. К доказательствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости, допустимости и полноты.

Требование относимости означает принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, т.е. способствуют установлению именно тех фактических обстоятельств, с которыми применяемая норма права связывает наступление юридических последствий (прав, обязанностей, юридической ответственности). Например, в соответствии со ст. 56 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.

Требование допустимости гласит, что должны использоваться лишь определенные процессуальными законами средства доказывания. Например, не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности (ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса), для установления причин смерти и характера телесных повреждений обязательно проведение экспертизы (п. 1 ст. 79 УПК).

Требование полноты фиксирует необходимость установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Их неполное выяснение является основанием к отмене или изменению решения суда (п. 1 ст. 306 ГПК), приговора (п. 1 ст. 342, 343 УПК).

2. Сущность юридической оценки фактических обстоятельств, т. е. их юридической квалификации, состоит в том, чтобы найти, выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путем сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. Значит, для правильной юридической квалификации фактов, установленных на первой стадии, следует выбрать (найти) норму (нормы), прямо рассчитанную на эти факты. В чем тут трудности?

Основная трудность заключается в том, что далеко не всегда подлежит применению норма, гипотеза которой охватывает фактическую ситуацию. Для устранения сомнений необходимо проанализировать выбранную норму, установить действие содержащего эту норму закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Анализ, толкование избранной нормы права предполагает обращение к официальному тексту соответствующего нормативного акта, ознакомление с возможными дополнениями и изменениями его первоначальной редакции, а также с официальными разъяснениями смысла и содержания применяемой нормы. Анализ закона необходим также для принятия правильного юридического решения, которое должно отвечать требованиям диспозиции (санкции) применяемой нормы.

3. Содержание решения по юридическому делу определяется главным образом его фактическими обстоятельствами. Вместе с тем при вынесении решения правоприменитель руководствуется требованиями диспозиции (санкции) применяемой нормы.

Вынесение решения по делу нужно рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, это умственная деятельность, заключающаяся в оценке собранных доказательств и установлении на их основе действительной картины происшедшего, в окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствий — прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного.

Во-вторых, решение по делу представляет собой документ — акт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические последствия для конкретных лиц.

Акт применения права — это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.Правоприменительные акты имеют ряд особенностей. 1. Они издаются компетентными органами или должностными лицами. 2. Правоприменительные акты строго индивидуальны, т. е. адресованы поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общим характером. 3. Акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, т. е. выполняют функции индивидуального регулирования. 4. Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. При этом акт применения права — документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер.

Акты применения права многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.

Акты применения должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

Требование обоснованности относится к фактической стороне юридического дела, к логическим выводам о доказательствах, подтверждающих или опровергающих выводы о фактах. Именно это требование, как свидетельствует практика, нарушается чаще всего (делаются ошибочные заключения относительно фактической стороны дела, например, осуждается невиновное лицо).

Требование законности охватывает юридические аспекты дела и включает четыре момента: 1) соблюдение компетентным органом или должностным лицом, рассматривающим дело, требований подведомственности, подсудности и т. д.; 2) строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирующих сбор доказательств, процедуру рассмотрения и т.д.; 3) правильную юридическую квалификацию и применение именно той нормы, которая действует в данном случае; 4) вынесение решения по делу в строгом соответствии с предписаниями диспозиции (санкции) применяемой нормы.

Требование целесообразности вторично по отношению к требованию законности. Это означает следующее. Предписание диспозиции (санкции), как правило, допускает известную свободу правоприменителя в выборе решения. Но эта свобода ограничена требованием целесообразности, которое проявляется по-разному в зависимости от особенностей дела и выражается в соблюдении принципов справедливости, эффективности, учета материального положения сторон, индивидуализации ответственности и др. Например, избирая меру наказания в пределах санкции уголовного закона, суд должен учитывать тяжесть содеянного, степень вины подсудимого, отягчающие и смягчающие ответственность обстоятельства. Нецелесообразность решения о мере ответственности может выражаться в чрезмерно суровом или слишком мягком наказании. Такой приговор может быть соответственно изменен или отменен вышестоящей судебной инстанцией.

Правоприменительные акты — документы юрисдик-ционного характера имеют четкую структуру и состоят из четырех частей.

Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение, постановление и т.д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.

В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия.

Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

В резолютивной части формулируется решение по делу (о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, об установлении юридического факта и т.д.).

 

68. Право и закон, их соотношение.

Закон (юридический) - нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственно населением страны (в порядке референдума), регулирующий наиболее важные общественные отношения, обладающий высшей юридической силой, устанавливающий отправные начала правового регулирования. Установление места и роли закона в правовой системе связано с тем, что он формируется и издается законодательной властью, что все другие нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение закона, т.е. ставятся в положение подзаконных, что закон обладает высшим правовым авторитетом ("суверенностью"), поскольку не нуждается в чьем-либо одобрении, что принятие закона происходит с соблюдением особой законодательной процедуры. В процессе построения правового государства и утверждения принципа господства закона неизбежно возрастание его значения. Принято различать конституционные и обыкновенные законы. Конституционные законы - это, прежде всего, сама конституция и непосредственно ею предусмотренные и конкретизирующие ее установления. Например, Закон "О Правительстве РФ" и др. Обыкновенные законы (кодификационные и текущие) регулируют относительно обособленные области общественных отношений, например Таможенный кодекс, либо более конкретные вопросы, например Закон "О банкротстве". В федеративных государствах имеются законы субъектов федерации.

Право - система действующих общеобязательных нормативных предписаний, установленных или санкционированных уполномоченными на то субъектами (прежде всего государством и его органами), закрепленных в официальных нормативных актах и обеспечиваемых в своей реализации всеми мерами государственного воздействия, вплоть до принуждения. Право выступает регулятором общественных отношений. Формально оно провозглашается от имени народа, направлено на правовое обеспечение и защищенность личности, осуществление ее прав, свобод и интересов. Личность, ее социальные возможности и свободы должны составлять основополагающую ценность права. Эффективность права, его качественный уровень прежде всего зависят от того, насколько точно и полно оно отражает в своих предписаниях общечеловеческие ценности: свободу личности, социальную справедливость, равенство и т.д. Однако компонентами права эти ценности становятся только тогда, когда они официально провозглашаются государством (или международно-правовыми пактами) и соответственно гарантируются в их реализации мерами государственной поддержки. Различаются объективное право, субъективное право, права человека и т.д

Вопрос о соотношении права и закона вызывает много споров в юридической литературе. Чтобы понять их суть, необходимо учитывать, что термин «закон» достаточно многозначен. В узком смысле это акт высшей юридической силы, принятый органом законодательной власти или путем всенародного голосования, в широком — любой источник права. В определении К. Маркса и Ф. Энгельса, в котором право рассматривается как воля, возведенная в закон, анализируемый термин употреблен в широком смысле, включает в себя и нормативный акт, и судебный прецедент, и санкционированный обычай. Возвести волю в закон —значит придать ей общеобязательное значение, юридическую силу, обеспечить государственную защиту. Спор о том, совпадают ли право и закон, будет содержателен только в случае, когда термин «закон» понимается в широком смысле.

Стремление отождествить право и закон имеет определенное основание: в этом случае рамки права строго формализуются, правом признается лишь то, что возведено в закон; вне закона права нет и быть не может. Особо отметим: если под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и закона неизбежен, поскольку вне источников права юридические нормы не существуют. Однако право нельзя сводить к нормам. Кроме норм оно (повторим) включает в себя социально-правовые притязания (естественное право) и субъективные права. В этой триаде назначение норм состоит в том, чтобы социально-правовые притязания трансформировать в субъективные права — «юридическую кладовую» всевозможных духовных и материальных благ. Следовательно, право охватывает сферу не только должного (нормативные и индивидуальные предписания и решения), но и сущего (реальное использование юридических возможностей, реальное исполнение обязанностей). Право есть и регулятор, и появляющаяся в результате регулирования юридическая форма общественных отношений, представляющих бытие общества.

При таком широком понимании права становится очевидным, что его содержание создается обществом и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т. е. «возведение его в закон», осуществляется государством. Формула «Право создается обществом, а закон — государством» наиболее точно выражает разграничение права и закона. Нужно только не забывать о единстве правового содержания и правовой формы и возможных противоречиях между ними. Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Закон может быть неправовым, если содержанием его становится произвол государственной власти. Подобные законы можно определить как формальное право, т. е. право с точки зрения формы, но не содержания. Жизнь показывает, что и законодательство в целом может не иметь ничего общего с истинным правом (тоталитарные государства) (см. схему на с. 234).

Разграничение права и закона имеет большой гуманистический смысл, ибо тогда право рассматривается как критерий качества закона, установления того, насколько последний признает права человека, его интересы и потребности.

 

 

69. Функции и форма современного российского государства.

К основам конституционного строя Российской Федерации относятся следующие характерные черты Российского государства, которые закреплены в его Конституции:

1) демократизм (народный суверенитет), республиканская форма правления, федерализм,

2) разделение властей,

3) идеологическое и политическое многообразие,

4) признание и гарантирование местного самоуправления.

5) правовое государство, гарантия прав и свобод личности,

6) суверенность государства (государственный суверенитет).

Итак, форма Российского государства подразумевает под собой определенный государственный строй, который детализируется в таких категориях, как «форма правления», «форма государственного устройства» и «государственно-правовой режим».

Конституция Российского государства закрепила принцип государственного суверенитета страны — верховенство и независимость государственной власти как внутри страны, так и в международных отношениях. Правовым выражением государственного суверенитета является верховенство Конституции Российской Федерации и ее законов на всей территории страны, обязательность законодательства для всех органов, должностных лиц и граждан.

Будучи суверенным государством, Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления на всей территории страны, т. е. принципы организации высших органов государственной власти и порядок их образования. В Конституции РФ форма правления Российского государства определяется как республиканская, характерным признаком которой является выборность и сменяемость главы государства. Говоря более точно, следует указать, что Российская Федерация — это полупрезидентская республика, для которой характерно следующее:

• централизация в руках Президента полномочий главы государства;

• избрание Президента путем прямых (непосредственных) народных выборов;

• ответственность Правительства одновременно и перед Президентом, и перед парламентом — Федеральным Собранием;

• наличие Председателя Правительства;

• возможности отстранения Правительства от власти со стороны Федерального Собрания и роспуска Федерального Собрания Президентом РФ не абсолютны, а ограничены рядом условий.

Функцией государства считают направление его деятельности по решению вставших перед ним задач. Функции – это то, чем занимается государство. В функциях определяется сущность государства, его социальное назначение, направления, в которых государство осуществляет управление обществом.

Отличие функций государства от его целей и задач. В учебной и научной литературе также разрабатываются понятия «задачи Российского государства», «функции Российского государства». Полагают, что задачи государства – это устанавливающий элемент, постановка перед государством и обществом задач, которые создают необходимость реализации соответствующих функций.

Функции Российского государства – это характер и направленность государственной деятельности, которая имеет решающее влияние на всю структуру государственного аппарата. В результате исходным, ключевым подходом к изучению государства необходимо считать такой, который исследует его с точки зрения направлений деятельности. Изменения в функциях государства ведут к изменениям в целом в структуре государственного аппарата.

Функции государства отличаются от функций органов государственной власти, которые специально созданы для отдельного вида деятельности. Таким образом, функции охватывают деятельность государства в целом.

Многообразные функции Российского государства можно классифицировать по разным основаниям:

отталкиваясь от длительности осуществления ими той или другой деятельности, функции государства можно разделить на постоянные (которые государство реализует в течение всего развития) и временные (носят краткосрочный характер, перестают действовать после решения конкретной задачи);

по значимости – основные и вспомогательные. С помощью первых реализуются наиболее важные направления государства, исполнение основных стратегических целей и задач;

учитывая направленность государственной деятельности, – общесоциальные и классовые;

в зависимости от сферы государственной деятельности – внутренние и внешние.

В современной юридической литературе распространена единая классификация функций государства вне зависимости от его типа и сферы деятельности, а именно:

экономическая функция - направленная на обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в частности через организацию общественных работ, охрану существующих форм собственности, планирование производства, организацию внешнеэкономических связей и др.;

политическая функция — связана с обеспечением государственной и общественной безопасности, национального и социального согласия, сдерживание сопротивления противоборствующих социальных сил, охраной суверенитета государства от внешних посягательств и т. д.;

социальная функция — согласно ей государство осуществляет охрану прав и свобод населения или определенной его части, осуществляет меры по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию достойного уровня жизни населения, соблюдению необходимых условий труда и т. п.;

идеологическая функция — поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др.

 

 

70.Правовой статус гражданина: понятие, структура, виды.

Правовой статус - совокупность всех принадле­жащих гражданину прав, свобод и обязанностей, оп­ределяющих его правовое положение в обществе. По своему содержанию понятие «правовой статус» намного шире чем «правосубъектность», которая составляет его основу.

Правовой статус это юридически закрепленное по­ложение субъекта в обществе. Понятие правового статуса применимо как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам. Среди субъектов правовых отношений особое место занимает государство, которое не зависит от других субъектов права и устанавливает статус всех иных участников правоотношений.

В структуре правового статуса выделяют следующие элементы:правовые принципы; права и обязанности; законные интересы; правосубъектность; гражданство; юридическая ответственность и т. д.

Правовой статус бывает: общий и специальный, межотраслевой и отраслевой.

Общий - это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Общий правовой статус личности реализуется в рамках правоотношений, которые возникают между личностью и государством.

Отраслевой статус личности определяется нормами конкретной отрасли права,

Межотраслевой - нормами комплексных правовых ин­ститутов.

Специальный статус - статус определенных катего­рий граждан, обеспечивающий возможность выполнения их специальных функций (студенты, участники войны, пен­сионеры и др.).

Отраслевой, межотраслевой и специальный правовые статусы соотносятся с общим, как общее и особенное и осуществляются в конкретных правоотношениях. Правовое положение конкретного лица может рассмат­риваться как сумма общего правового статуса и тех ста­тусов, которые приобретает данное лицо, вступая в кон­кретные правоотношения. В силу изменений в трудовой и общественной жизни, семейном положении и культур­ных запросах, персональные права и обязанности меня­ются на протяжении всей жизни, соответственно изменя­ется и правовое положение личности, его правовой статус.

В правовом статусе выражаются отношения личности и государства, предоставляющего личности те или иные права и свободы, а также налагающего на нее опреде­ленные обязанности.

 

71.Политическая система общества. Право и политика.

Полит система общества- это система госуд и обществ организаций, участвующих в общественно полит жизни страны, отражающих интересы различный соц групп и влияющих тем или иным образом на госуд власть.

Признаки полит системы:

1. Система взаимосвязанных и взаимодействующих госуд и негосуд организаций.

2. Полит система связана с общей ситуацией в стране и зависит от ее экономического благосостояния и соотношения полит сил.

3. В полит системе участвуют различные соц силы, в том числе и друг другу противодействующие.

4. В полит систему входят следующие орг-ции:

- осуществляющие госуд власть (Государство – центральный элемент полит системы)

- организации стремящиеся к захвату госуд власти т(полит партии, движения, союзы)

- организации, кот могут влиять на осуществление госуд власти (религиозные наци объединения, профсоюзные кооперативные и иные обществ орг-ции)

Т.о. центральным понятием полит системы явл. госуд власть.

5. Помимо орг-ций в полит систему включаются:

- полит отношения между указанными субъектами

- политические нормы и традиции

- полит сознание (полит идеология и психология)

Право – это универсальная система регулирования общественных отношений, обусловленное природой общества, обладающее нормативным характером, выраженное в официальных источниках, изданных гос-ом и обеспеченное силой госуд принуждения.

Политика – деятельность гос-ва и иных полит, институтов (прежде всего – полит, партий), направленная на решение задач, имеющих общесоциальное значение. Основной субъект политики – гос-во как полит, организация всего общества.

Взаимодействие политики и права можно рассматривать в следующих аспектах:

1) влияние политики на право. Поскольку политика отчасти реализуется путем правотворчества, политика определяет право, содержание правовых норм;

2) возможность осуществления политики вне правовых форм (т. н. «прямое действие»). Гос-во проводит свою политику в правовых формах (правотворчество и правоприменение) и в неправовых. Гос-во может использовать и иные механизмы, как правомерные (напр., разъяснение политики гос-ва в печати, обращ. к гражданам, консультации с заинтересованными соц. группами), так и неправомерные (напр., запугивание полит, оппонентов). Для правового гос-ва является аксиомой, что всякое действие гос-ва, ограничивающее права и свободы человека, возможно только на основании правовой нормы.

3) влияние права на политику (прямое или косвенное). В качестве примера прямого влияния можно привести положения Конст. об основах конст. строя и правах и свободах человека и гражданина. В частности, Конст.: 1) провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью; 2) указывает на демократич. социальный и правовой хар-р гос-ва; 3) гарантирует свободу эконом, деятельностити; 4) гарантирует разделение властей; 5) запрещает цензуру и т. п. По этим и многим другим вопросам политика гос-ва жестко связана правом. Косвенное влияние права на политику можно проиллюстрировать на примере избирательного права. Влияние права на политику обеспечивается также правовой культурой, т. к. соблюдение права само по себе является политикой, причем не единственно возможной. Нередко правовые нормы просто игнорируются в полит, деятельности; 4) возможность несоответствия права политике. Право всегда более консервативно, чем политика, отстает от политики. Напр., в случае принятия политич. решения, требующего реализации в законе, необходимо разработать проект закона и пройти все стадии законодат. процесса. Несоответствие права политике может быть связано и с несовершенством закона, применение которого может повлечь непредвиденные последствия.

72.Методология и методы юриспруденции.

Методология юр. науки рассм условия и формы познания ТГП, разраб осн методы науч исследований в обл юриспруденции.

//выявление закономерности (правило применимое к явлению)– результат науки//

Методы юр. науки – приемы, ср-ва и способы получения достоверных данных о юр действительности.

Методы ТГП: общенаучные и частнонаучные:

Общенаучные – методы, кот. прим-ся большинством наук.

1. диалектический метод. (Основан на рассмотрении объекта науч исслед в связи и во взаимод с др явлениями)

Пример: Объект- гос-во. Как гос-во формируется и развивается? Взаимод с др соц институтами: нациями, институтами экономики, религ и труд коллективами)

//Диалект метод: как стул взаимод с полом)

2. Исторический. (Исслед истории объекта науч исследования)

//истор метод: когда стул сделали)

3. Методы дедукции и индукции (дедукция – от общего к конкр, индукция – от частного к общему)

Дед пример: зная общие признаки гос-ва, по ним мы можем судить о признаках данного гос-ва.

Инд метод: исследуя особенности ф-ия института президенства РФ (респуб и федерац), можем судить о возмож сходстве с президентской властью др республик)

4. системный (предполагает изучение объекта исследования в системе его элементов, частей из кот он состоит.

сист. метод: стул состоит из спинки, болтов

Частнонаучные-специальные методы познания. Используются именно юр наукой.

1. Формальный (специальный) юр метод.

Предполагает исследование юр источников, специальных языковых юр конструкций, текстов, толкование понятий и категорий юриспруденции.

2. Метод сравнительного правоведения.

Ситуация при кот гос-во и право одной страны соотносятся с правовыми явлениями др стран.

Пример: сравнение институтов парламентаризма 2-стран.

3. Метод гос. правового регулирования

Создание на основе имеющихся юр. знаний новых конструкций и моделей.

Такой метод прим-ся при издательстве новых законов.

 

73.Типология государств.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.241 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал