Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 5. Личность и деятельность.




Тема 5.1. Сознательная деятельность человека и ее общественно-исторические корни. Отличия сознательной деятельности человека от индивидуально-изменчивого поведения животных: необязательная связь с биологической мотивацией; преодоление ограниченности воспринимаемого животными мира узкими рамками их инстинктивных отношений; необязательная детерминация сознательной деятельности наглядными впечатлениями или следами непосредственного опыта, высшие формы поведения, основанные на абстракции от непосредственных влияний среды - свобода поведения человека; расширение источников детерминации поведения: от заложенных в генотипе наследственных программ поведения и результатов индивидуального опыта к усвоению накопленного общечеловеческого опыта. Генезис сознания. Сознание как непосредственно открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам. Презентированность психического образа субъекту и способность субъекта действовать с ним. Природа сознания и объективно-предметный, продуктивный характер человеческой деятельности. Сознание как субъективный продукт, преобразованная форма общественных отношений. Процесс присвоения субъектом предметного мира в его идеальной форме. Роль языка как формы бытия реальности, ее идеального репрезанта. А.Н.Леонтьев о чувственной ткани сознания, значениях и личностных смыслах как основных образующих сознания. Значение как проблема психологии сознания: проблема знаний, понятий, мысленных моделей в общественном сознании и в деятельности индивида, в его сознании. Объективное и субъективное бытие значений. Формирование понятий у ребенка как процесс присвоения исторически выработанных значений в предметной деятельности и общении. Две стороны движения значений в сознании конкретных индивидов: возвращение к чувственной предметности мира; пристрастность. Личностный смысл как отношение значений к потребностям человека и пристрастность человеческого сознания.

Тема 5.2. Психологическая структура деятельности. Инвариантность структуры и разнообразие содержания деятельности. Основные структурные блоки (мотивационно-целевой, ориентировочный, исполнительский, контрольный). Иерархическая структурная организация мотивационной сферы. Цель деятельности. Опережающий образ результата деятельности (концептуальная модель деятельности), основные параметры (дифференцированность, характеристики, критерии качества, человеческие и материальные ресурсы, временные рамки). Психологическое обеспечение исполнительского блока. Понятие профессионально важных качеств. Индивидуальный стиль деятельности. Основные формы контроля (текущий, по конечному результату) и механизмы контроля успешности деятельности (сличение образов, когнитивные процессы). Связь интенсивности и качества эмоций с результатом деятельности и ее мотивацией. Проектирование деятельности как технология, обеспечивающая структурную и ориентировочную полноту, содержательное и функциональное соответствие цели и требованиям профессиональных моделей, стандартов, адекватность личной мотивации и социальным ожиданиям. Закон инвариантной структуры деятельности Б.Ф.Ломова. Закон неаддитивного формирования деятельности В.Д.Шадрикова. Понятия психологической структуры деятельности. Мотивация. Цель. Опережающий образ результата деятельности. Концептуальная модель результата деятельности. Ориентировочная основа деятельности. Исполнительский блок в структуре деятельности. формы контроля успешности деятельности.

Тема 5.3. Высшие психические функции и их формирование. Понятия элементарных и высших психических функций. Л.С.Выготский о законах формирования ВПФ. Значение языка для формирования психических процессов. Перестройка процессов восприятия: обобщенность, категоризация. Изменение процессов внимания: произвольность, управляемость. Превращение памяти в сознательную мнестическую деятельность. Появление воображения и творчества. Перестройка эмоциональных переживаний: от аффективных реакций, связанных с биологическими потребностями, к обогащению эмоционального мира и обособлению от биологических мотивов, формированию чувств и длительных настроений. Формирование нового типа поведения по сформулированному в речи правилу. Роль знакового опосредования в формировании высших психических функций Мышление и речь. Язык как система кодов, средство общения, орудие мышления, средство передачи информации. Л.С. Выготский о генетических корнях мышления и речи. Возникновение языка и изменения в сознательной деятельности человека: выделение предметов, направление на них внимания, сохранение их в памяти. Роль языка в развитии сознания: удвоение языком воспринимаемого мира, создание внутреннего мира образов; обеспечение процессов абстракции и обобщения, как основы формирования понятий и понятийного мышления.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.