Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ исторических полотен художника.






Василий Иванович Суриков вошел в историю русского искусства, прежде всего как исторический живописец. Одна из самых интересных работ на историческую тему является картина «Боярыня Морозова» (см. приложение 4).

В.И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887г. Она является одной из самых серьезных русский картин, но и больших, не только по размеру, но и по значению. Рассмотрим ее повнимательней, приглядываясь к каждому лицу, изображенному на ней.

Феодосия Прокопьевна Морозова была страстной поборницей «древнего благочестия». Овдовев на тридцатом году, эта «ярая сердцем» женщина вела суровую подвижническую жизнь, раздавала свои богатства нищим и, наконец, приняла от раскольничьего старца монашество. Ее воззрения разделяла и сестра ее, Евдокия, бывшая замужем за князем Урусовым.

Церковный раскол был крупным религиозным движением в русском народе. Возникнув в Москве, он широко распространился по всей стране. Жестокость, с какой патриарх Никон проводил церковную реформу, обостряла сопротивление старообрядцев. По воле царя он приказал исправить богослужебные книги, изменить некоторые обряды. Например, креститься надо было не двумя перстами, как прежде, а тремя. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Писать, не «Исус», а «Иисус» - с двумя «и». Среди верующих оказались люди, которые не захотели признать новые обряды. Их называли старообрядцами или раскольниками. Старообрядцы тайно собирались и молились по-старому. Во главе противников реформы стал протопоп Аввакум. Морозова была его ближайшей ученицей. Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова, наряду с протопопом Аввакумом, стала символом раскола Русской православной церкви. Именно она, отстаивая старую веру, пошла против самого царя и патриарха Никона, отреклась от всех своих сословных привилегий, от роскоши, в которой жила, богатства, которое имела, пожертвовала сыном и добровольно сравнялась с «простецами». Несмотря на свою знатность и близкое родство с царем, она была схвачена и подверглась жестоким пыткам, которые переносила с величайшим мужеством. Ни уговоры, ни угрозы, ни мучительные пытки не могли сломить дух Морозовой. Затем она была брошена в земляную тюрьму Боровского монастыря. Заключенная в «земляную тюрьму» она умерла голодной смертью в 1675 году. Народ признал ее своей и сохранил в памяти ее образ, который оживает в песне, в предании.

То, что мы видим на картине, произошло 17 или 18 ноября 1671г. Для своей картины Сурикова избрал тот момент, когда Морозову, измученную в застенке, везут среди толпы по московским улицам. Она сидит в розвальнях, закованная в кандалы, и поднимает руку, сложенную двуперстным крестом, знамением старообрядчества, призывая народ стоять за старую веру. Розвальни медленно двигаются сквозь расступающуюся толпу народа.

На переднем плане мы видим женщину в русской народной одежде XVII века, полулежащую на санях-развальнях. Ее поза и палец, указывающий в небо, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, она пытается приподняться, побороть гнет преследователей ее мыслей. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Ее напряжённое лицо показывает всю тяжесть ее положения. Это Феодосия Морозова. Зима, снег, холод - еще сильнее усугубляют состояние героини. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе. Одни ей сочувствуют, другие - насмехаются. 6

На картине Сурикова боярыня обращается к московской толпе, к простолюдинам - к страннику с посохом, к старухе-нищенке, к юродивому, и

______________________

6 Кеменов В.С. «Историческая живопись Сурикова. 1870-1880гг.».

они не скрывают своего сочувствия вельможной узнице. Так и было: мы знаем, что за старую веру поднялись низы, для которых посягательство властей на освященный веками обряд означало посягательство на весь уклад жизни, означало насилие и гнет. Дороги перед санями как таковой нет, она не видна, загорожена толпой, символизирующей тупик, отсутствие пути. «Бунту». Морозовой противопоставляется «смирение» странника с посохом, расположенного у правой границы полотна. Это облик человека, прошедшего через огонь, воду и медные трубы и познавшего Высшую Волю и смирившегося перед ней. Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам. Лик странника - мрачен, суров, что говорит о его замкнутости, внутренней борьбе, сомнениях, трагическом душевном разладе.

За санями, за барышней Морозовой бегут люди. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Здесь юродивый, который тянется за санями, нищенка, которая повторяет этот жест боярыни Морозовой. И вся эта толпа соучаствует в этом событии: и мы тоже становимся невольными даже не соучастниками, а свидетелями того, что видим, а мы входим в эту внутреннюю атмосферу картины. 10

На картине за боярыней Морозовой никто не идет. Ее могут благословлять, ею могут ужаться, бояться ее, смеяться над нею и даже сострадать, но никто за ней не идет. Лишь какой-то мальчик бежит за нею, осмеивая ее, а перед ним стоит еще один мальчуган, который раздумчиво смотрит на то, что происходит. С правой сторон сани сопровождает сестра боярыни Морозовой княгиня Урусова; склоняют свои головы молодые монашки, а совсем справа стоит странник с посохом в руке, который как бы размышляет о том, что терпеть на Руси простому человеку и каков дальше

______________________

10 Художественная культура Красноярья. /Сборник статей под редакцией Г.Ф. Быкони. - Красноярск: Горница, 1992.

 

будет у этого человека путь.

При взгляде на знаменитую картину В. Сурикова «Боярыня Морозова» внимание главным образом сосредотачивается на двух полных драматизма фигурах: образе староверки Федосьи Прокопьевны Морозовой, мятежно вскинувшей руку, и на полураздетом юродивом, сидящем на снегу. В рваном рубище, с грязной тряпкой на голове и с большим железным крестом на груди, юродивый благословляет двуперстным крестным знамением фанатичную страстотерпицу. Боярыня должна быть казнена, ибо восстала, по ее убеждению, за веру правую против «никонианской веры». Юродивый, являя собой отребье человеческое, также страдает по вере своей. По внешнему виду он походит на сумасшедшего. Однако творимое им благословение показывает, что он правильно понимает происходящее, а, следовательно, имеет здравый ум.

«Боярыня Морозова» глубоко и ярко национальна и по содержанию, и по созданию художником образам, и по раскрытым здесь характерам, и по своему живописному решению, по самой «музыки» цвета. Это произведение, которое могло возникнуть только на русской почве, особенно близкое понятное именно русскому человеку. И вместе с тем неоспоримо общечеловеческое, мировое значение «Боярыни Морозовой». Заключенное в ней трагедийное, героическое начало, ее живописная гармония волнует любое сердце, чуткое к искусству.

«Утро стрелецкой казни» (см. приложение 2) - это еще одна картина русского художника В. И. Сурикова, посвященная казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года. Эта картина была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Художник начал работу над ним в 1878 году. Он создавал картину в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств. Картина повествует о страшном и кровавом событии истории нашей страны: о расправе царем Петром над стрельцами, составлявшим основу войсковых соединений того времени, расправе жестокой, потому что стрельцы поддержали в борьбе за власть сестру Петра по отцу – царевну Софью. При этом художник не показывает своим зрителям сцен кровавой расправы, а стремится рассказать о душевном состоянии своих героев в эту страшную минуту.

На картине два главных героя - молодой Петр, сидящий на коне возле кремлевских стен, и рыжий стрелец, гневно смотрящий на царя. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Петр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Он полон сознания своей правоты. Между фигурами стрельца и Петра можно провести диагональную линию, она зрительно демонстрирует противостояние этих персонажей. 11

Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. Чернобородый стрелец в накинутом на плечи красном кафтане мрачно, исподлобья озирается вокруг. И он не покорился приговору Петра. Сознание седого стрельца помутилось от ужаса грядущей казни, он не видит припавших к нему детей. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилек свечи, выпавшей из рук. В отчаянии кричит молодая стрелецкая жена, сын прижался к матери и спрятал лицо в складках ее одежды. Тяжело опустилась на землю старуха. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке.

Глубокий трагизм момента подчеркивает и темный колорит картины.

______________________

 

11 https://ru.wikipedia.org

 

Художник выбрал время изображения казни - утро после дождливой осенней ночи, когда только начало светать и над площадью не успел полностью рассеяться холодный утренний туман. В этой обстановке среди темной толпы выделяются белые рубахи осужденных и мерцающие огоньки их свечей. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный прием сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлевской стеной. Так он добился эффекта огромной народной толпы, полной жизни и движения, в реальности изобразив всего лишь несколько десятков персонажей. Важное значение имеет и архитектурный фон картины. Пестрые главы собора Василия Блаженного соответствуют фигурам стрельцов, а кремлевская башня - фигуре Петра I на коне.

На картине столкнулись старая и новая России, и одна должна быть уничтожена, чтобы вторая смогла набрать силу, и это Россия Петра, великого и страшного русского царя-реформатора.

Картина «Взятие снежного городка» (см. приложение 5) является причиной отвлечься от тяжелых мыслей после утраты любимой жены. Брат Александр подал ему идею написать старинную масленичную казачью забаву - штурм построенной из снега крепости. Художник увлекся, с удовольствием начал собирать материал, искал детали и образы. Каждый базарный день он с раннего утра шел туда, где собирался народ, и с живейшим интересом вглядывался в лица красноярцев, прикидывал, насколько органично каждый типаж будет смотреться на картине, решал, какой использовать свет: рассеянный - для передачи пасмурного дня или яркое зимнее солнце. Мастер зарисовывал росписи над дугами на старинных кошевах, богатые узоры тюменских ковров и любые необычные детали саней и розвальней. Но больше всего Сурикова занимали образы, необходимые для толпы зрителей. Особо искать не приходилось, стоило только выйти за ворота - каждый встречный имел характерные черты сибирской мужественности, и казалось ему, что любое из этих лиц идеально вписывается в картину, все были близки и понятны своей сибирской суровой красотой.

«Городок» строился на реке, или на площади города, селения. Обычно «городок» состоял из двух стен с воротами между ними. Стены из снега, облитого водой. Ворота могли быть двойными в виде арок - одни напротив других, с верхними перекладинами. На воротах из снега устанавливали разные фигуры: чаще всего это были петух, бутылка и рюмка. Ф. Зобин сообщал, что перед штурмом городка «В прежнее время грамотный крестьянин около этого города читал какое-то сказание о Маслянице, существе обжорливом, истребившем много блинов, масла и рыбы».

Участвовали в игре мужчины и молодые парни. Участники делились на две команды - осаждавших и осаждаемых. Защищали ворота пешие, атаковали конные. Взять «городок» - значило разрушить его. Осаждаемые оборонялись ветками, метлами, лопатами засыпали атакующих снегом. Лошадей отпугивали холостыми выстрелами из ружей. Игра заканчивалась обязательным разрушением городка. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. После игры победителя «мыли» в снегу. Игра зачастую заканчивалась переломами и другими травмами, что служило поводом для административных запретов.

В некоторых селах за порядком боя при взятии «городка» следил «городничий», он же давал знак к началу боя. В других местах к воротам подъезжал вымазанный сажей «царь», который читал речь (иногда обнажённым), по окончании которой подавал знак к началу взятия городка. В упрощенном варианте игры вместо строительства снежной крепости устанавливался вертикальный столб, который также назывался «городком». На вершину столба привязывали бутылку вина, платок, жареного петуха или поросенка. Столб смазывался свиным жиром. Победитель должен был подняться до вершины столба, и снять приз.

Александр Иванович активно участвовал в создании картины, помогал брату, безотказно возил его по деревням и даже организовал само «взятие городка». В усадьбе построили специальную крепость изо льда и снега с башнями и зубцами, а также нашли казака, который «штурмовал» ее на лихом черном жеребце. Живописец писал легко, как никогда раньше, поэтому полотно «Взятие снежного городка» получилось радостным и задорным.
«Я написал то, что сам много раз видел. Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи», - говорил Василий Иванович. В этой работе много его красноярских знакомых и даже родной брат Александр, изображенный в шапке-ушанке в санях, крытых тюменским ковром.

«Взятие снежного городка» было выставлено в Петербурге в 1891 году и удивило публику несоответствием привычному трагическому амплуа художника. Светлое, позитивное и жизнеутверждающее произведение долго не покупали, только через несколько лет его удалось продать коллекционеру Владимиру фон Мекку за десять тысяч рублей. А через девять лет на международной выставке в Париже за картину «Взятие снежного городка» Суриков получил именную медаль.

Итак, все работы В.И. Сурикова являются поистине народными и собирательными. Работа над каждой занимала немало времени, зарисовки, эскизы, и наконец, сама работа на огромном холсте. Каждая работа по своему гениальна, индивидуальна и неповторима. Именно поэтому В.И. Сурикова называют гениальным историческим живописцем.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении, следует сказать, что жанр исторической живописи в XIX веке был весьма популярен. Как правило, картины на исторические темы, выстраивались по всем канонам классического искусства. Но с картинами Сурикова было все иначе: на его картинах подлинный XVII век, грозный и беспощадный, смотрел на зрителей с полотна. Художнику удалось достичь такой потрясающей силы выразительности, что не оставалось сомнений: «сам все это видел».

Очень немногим людям дано видеть и переживать исторические события с такой же силой, как и события собственной жизни, но только единицам дано не просто видеть и чувствовать эти события самим, но и суметь донести свое видение до остальных. К таким людям и принадлежал Василий Суриков. Многие исследователи творчества Сурикова связывают происхождение этого необычайного дара с сибирскими впечатлениями его детства и юности. Именно поэтому, исторические темы, выбираемые Суриковым, были часто лишь ярлыком, названием его картин, а подлинное содержание их было то, что видел, пережил, чем был поражен когда-то ум, сердце, глаз внутренний и внешний Сурикова, и тогда он в своих изображениях - назывались ли они картинами, этюдами или портретами - достигал своего «максимума», когда этому максимуму соответствовала сила, острота, глубина восприятия.

Для написания своих работ Сурикова привлекают сильные яркие личности, концентрирующие в себе бунтарский дух народа - исполненный яростной решимости и неукротимого духа сопротивления. С большим мастерством и любовью к созданному народным гением передает художник облик площадей и улиц старых городов России, заполненных толпой, изображает одежду и утварь, вышивку, резьбу по дереву, религиозную архитектуру и деревенские сараи. В своих монументальных по форме картинах Суриков создал новаторский тип композиции, в которой движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события. Суриков признавал композицию, но и эту сторону своего искусства он не подчинял слепо установленным теориям, оставаясь во всех случаях свободным, исходя из жизни, от ее велений и лишь постольку считаясь с теориями, поскольку они носили в себе законы самой жизни. Он был враг высасывания теорий из пальца. Суриков в хорошем и великом, равно как и в несуразном, был самим собой, был свободен.

Василий Иванович не любил делиться своими замыслами, темами ни с кем. Это было его право, и он им пользовался до того момента, когда творческие силы были изжиты, когда дух его переселялся в картину и уже она жила им, а Василий Иванович оставался лишь свидетелем им содеянного - не больше.

При всем при этом Суриков - истинно русский художник, со всеми русскими достоинствами и русскими недостатками. Он не чувствует и не любит абсолютной красоты форм, и он в погоне за общим поэтическим впечатлением подчиняет чисто формальную сторону содержательной. Несомненно, это слабое место в его творчестве. Но уже за то ему спасибо, что он сумел пренебречь ложной, академически понятой красотой форм, а главное, за то, что он сумел, отдаваясь вполне своему вдохновению, найти что-то совершенно своеобразное, новое, как в рисунке, так и в живописи, и в красках. Он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи.

Все работы В.И. Сурикова являются народным достоянием. Каждая его работа по-своему гениальна и индивидуальна. Именно поэтому В.И. Сурикова называют гениальным историческим живописцем.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абсалямов М.Б. Очерки истории культуры Сибири. - Красноярск: Издательство Ситал, 1995. - 234 с.

2. Аленов М.А., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. «Русское искусство XI - начала XX века».

3. Бенуа А.Н. «История русского искусства в XIX века».

4. Давыденко И.М. Художники Красноярска, 1978.

5. Ионов А.В. Повесть Волошина М.А. «Суриков» // Радуга, 1966, № 3

6. Кеменов В.С. «Историческая живопись Сурикова. 1870-1880гг.».

7. Красноярск. Очерки истории города Красноярска. / Сотав. П.Н. Мешалкин. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1988.

8. Памятники истории и культуры Красноярского края. Выпуск 4. Книга 1. - Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1996.

9. Суриков В.И. «Письма. Воспоминание о художнике».

10. Художественная культура Красноярья. /Сборник статей под редакцией Г.Ф. Быкони. - Красноярск: Горница, 1992.

11. https://ru.wikipedia.org

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Портрет В.И. Сурикова

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

2

Утро стрелецкой казни, 1878–1881

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Меньшиков в Березове, 1883

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Боярыня Морозова, 1881–1887

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Взятие снежного городка, 1891

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

Покорение Сибири Ермаком, 1895

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Переход Суворова через Альпы, 1899

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

 

Степан Разин, 1906 г.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.